Файл: I. теоретические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дидактические игрыиспользуются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь

( Е.В.Зворыгина ) [35].
1.2. Значение, виды сюжетно-ролевых игр в процессе развития диалогической речи детей дошкольного возраста
Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин ) [47],[ 93].

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Воспитательное значение игры в развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике как одно из самых важных направлений. В игре проявляются и развиваются все психические свойства и процессы, формируются качества личности.

Сюжетно-ролевая игра является средством формирования у детей диалогической речи, нравственных представлений вообще и гуманных чувств, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Через определённый сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольника. Необходимое условие этого-моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства

( А.П.Усова ) [77].

Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.


Только тогда игра оказывает развивающее влияние, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

Для воспитателя цель игры в развитии диалогической речи детей - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами. Игру в дошкольном возрасте ни чем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи разные виды игры (М.И.Лисина) [48].

Игра - самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все приемы руководства, как это делается при подготовке к проведению занятий. В игре, как и во всякой деятельности, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу лишают детей проявления своих творческих способностей, лишают игру её педагогического значения. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям. Первое условие успешного руководства играми - умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми.Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь детей дошкольного возраста, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной (Д.Б.Эльконин ) [93].



Особенно важными для развития диалогической речи имеет прежде всего творческая  сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно созда­ют предметно-игровую среду, приду­мывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры. Театрализованные  игры  условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруп­пы характерна ориентировка на зри­теля и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй под­группы разыгрываются для себя, «по­нарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической

вырази­тельности. Для развития общения со сверстни­ками важное значение имеют обе подгруппы игр. При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей, отрабатыва­ются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодейст­вия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции. Опыт участия в организованных театрализованных играх дети исполь­зуют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по моти­вам сказок, используя куклы, костю­мы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, по­дыскивать реплики для ролевого диа­лога, действовать согласованно и по­лучать радость от общения друг с другом .По наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше гово.рят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряжением дети больше любу­ются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве педагога активно включаются в импровизиро­ванные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств вырази­тельности образа (А.П.Усова) [77].

В практике детских садов имеет место игра -драматизация (свободный пересказ текста, сюжетно - ролевая игра). Она способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

В младших группах особенно целесообразны игры с образными игрушками. Воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев подбираются из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений, детских песен. В методике развития речи разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической речи ( Г.С.Швайко ) [92].


Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательно­го содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. В дидактике известно несколько основных типов настольных дидакти­ческих игр: лото, домино, маршрут­ные (лабиринтные), разрезные кар­тинки. Все они строятся на взаимо­действии играющих. Особое значение для развития диа­логического общения со сверстника­ми имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2—3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале   языка   (многозначные слова, грамматические формы, диф­ференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему во­просы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказыва­ние, рассуждать, соблюдать очеред­ность, отвечать на высказывания со­беседника (Р.И.Жуковская)[33].
В процессе словесных дидактичес­ких игр парами обучающими момен­тами являются осознание игровых правил как правил общения, а также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами. 
Игры парами могут быть организо­ваны как самостоятельная форма обу­чения в отдельном помещении или в групповой комнате следующим образом: двое детей игра­ют, а остальные наблюдают за ними. При этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самосто­ятельно. Только в этом случае возни­кает взаимодействие со сверстником. (Иначе это фронтальная форма все того же общения со взрослым.) При неоднократном обращении к одной и той же игре дети усваивают правила и содержание игры и начинают полу­чать от нее удовольствие. Большую радость доставляют детям такие традиционные словесные ди­дактические игры, как «Угадай на ощупь» (дифференцирование звуков), «Чего не стало?» (родительный падеж множественного числа), «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» (обобщающие наименования «Овощи», «Фрукты») (Е.С.Смирнова).


 1.3.Анализ нормативных документов по теме исследования
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольном учреждении, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных учреждений предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 Федерального Закона РФ «Об образовании» (ФЗ РФ «Об образовании») [86],каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольных учреждений. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения.


Содержание каждой конкретной образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях - например, области игры, социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития.

Для полноценного развития ребенка-дошкольника необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность дошкольника. Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, театрализованных, сюжетно-ролевых игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.

Согласно Федеральному Государственному Стандарту дошкольного образования [86], в раннем дошкольном возрасте происходит приобщение детей к предметным и простейшим ролевым играм; в младшем дошкольном возрасте - обогащение игрового опыта детей через совместную со взрослым игру; в среднем дошкольном возрасте – освоение и развитие ролевого поведения; в старшем дошкольном возрасте – обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры.

Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей (Федеральной Государственный Стандарт дошкольного образования) [86].

Федеральной Государственный Стандарт дошкольного образования ставит следующие задачи в области речевого развития детей: в раннем дошкольном возрасте – овладение речью как средством общения и культуры; в младшем и среднем дошкольном возрасте – обогащение активной речи детей; в старшем дошкольном возрасте – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (Федеральной Государственный Стандарт дошкольного образования) [86].

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка, и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.