Файл: I. теоретические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для успешной организации игр в группах необходимы игровые уголки, достаточное количество игрушек. Подбор игрушек должен соответствовать возрасту детей и их игровым интересам. В зависимости от этапа обучения сюжетно-ролевой игре необходимо иметь образные игрушки (куклы, животные и др.), игрушки-двигатели (машинки и др.), конструкторы. Необходимо подбирать соответствующие принадлежности для игр: фартуки, повязки, халаты, шапочки. Оборудуется квартира для кукол и обставляется соответствующей мебелью. В старших группах необходимо организовывать зоны для развертывания бытовых игр, где бы дети могли готовить, стирать и гладить. В связи с расширением тематики игр выделяется место и подбираются атрибуты для организации игр «Зоопарк», «Школа», «Парикмахерская» и другие ( Е.Н.Тверина ) [47].
Выводы к главе II
1.Изучение нами педагогического опыта воспитателей свидетельствует о значительном внимании к развитию диалогических умений в игровой деятельности дошкольников со стороны педагогов. Педагоги достаточно широко используют сюжетно-ролевые игры, которые дают знания детям о ближайшем окружении, что в свою очередь приводит к обогащению словаря детей, обогащению знаний детей о различных профессиях, о взаимоотношениях людей между собой, развитию их диалогических и творческих способностей. С целью развития диалогической речи детей дошкольного возраста в игре педагоги применяют следующие приемы: беседы-обсуждения игровых ситуаций, беседы по содержанию художественных картин, игры-драматизации и беседы по ним, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов, совместный поочередный пересказ, совместное придумывание сказки или рассказа, которые позже используют, как игровые сюжеты.
В процессе игровой деятельности развитие диалогических умений приобретает особые черты: развивается речь дошкольников, их чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, именно через игру ребёнок овладевает всей системой человеческих отношений.
2.Изучение методической литературы о развитии сюжетно-ролевой игры, свидетельствует о том, что игровой деятельности детей уделяется большое внимание. Тематика игр в соответствии с возрастом и личным опытом детей расширяется, следовательно меняется методическое руководство игрой со стороны педагога.
В раннем возрасте педагог, развертывая игру, делает особый акцент на
игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом. Основным приемом на этом этапе является совместная игра педагога и детей.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей умение принимать роль, обозначать ее словом, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Педагог формирует у детей умения играть рядом, а затем вместе. Основным приемом на этом этапе является совместная игра педагога и детей.
В среднем дошкольном возрасте воспитатель советует, как лучше выполнить ту или иную роль, помогает детям принять на себя конкретные роли, вступить в диалог, взаимодействовать в группе в соответствии с ролью. Углубление знаний осуществляется под воздействием художественной литературы. На этом этапе начинают преобладать косвенные приемы руководства игрой.
В старшем дошкольном возрасте дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Происходит обогащение игры - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события. Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его Используются преимущественно косвенные приемы воздействия со стороны педагога (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования данной работы стало определение влияния сюжетно-ролевых игр на процесс развития диалогической речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста.
В результате мы уточнили следующие понятия: «диалог», «диалогическая речь», «диалогические умения».
Основными характеристиками понятия « диалог» является:
1.Диалог представляет собой форму существования языка, связанную с её социальной природой и коммуникативной функцией; беседу нескольких людей с целью спросить о чём-то и побуждать к ответу, подтолкнуть к каким-либо действиям. Диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связной речи, высказываться и налаживать речевое взаимодействие с партнером.
Основными характеристиками понятия « диалогическая речь» является:
Диалогическая речь определяется как форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя и несколькими людьми. Развитие диалогической речи направлено на формирование умений, необходимых для общения.
Выделяются следующие группы диалогических умений детей дошкольного возраста: собственно речевое умение; навыки речевого этикета; умение общаться в паре, группе, коллективе; умение общаться для планирования общих действий, достижения результатов и их обсуждение; неречевые умения.
Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения. Общими задачами развития диалогической речи являются следующие: -обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации используя схемы, модели, картинные планы; учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме; -развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей; -обучать анализировать и оценивать поведение других детей; - удовлетворять потребность детей в общении; расширять общий кругозор детей. 2. В данной работе мы рассмотрели как игра, в частности сюжетно-ролевая, влияет на развитие диалогической речи детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенному замыслу детей, которая раскрывается через соответствующие события (сюжет) и разыгрывание ролей. Выделяют следующие виды игр направленных на обучение детей дошкольного возраста диалогу: сюжетно-ролевые (игры-драматизации), строительно-конструктивные, дидактические.
Ообое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми.В творческой ролевой игрепроисходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь детей дошкольного возраста. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Дидактические игры, или игры с правилами, оказывают большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей.В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.).
Игры – драматизации занимают определенное место в развитии речи детей дошкольного возраста. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Таким образом, целенаправленное использование разных видов сюжетно-ролевых игр в воспитательном процессе помогает повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.
3.Из всего вышесказанного ясно, какую роль занимает игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка. Сюжетно-ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений. В этом плане ролевая игра обеспечивает выполнение образовательных задач в дошкольном учреждении. 4.Анализ нормативных документов по проблеме исследования свидетельствует о значительном внимании к развитию речи детей в игровой деятельности со стороны педагогов. В программах предлагается широко использовать творческие и сюжетно-ролевые игры, которые дают знания детям об окружающем, что в свою очередь приводит к обогащению словаря детей, развитию диалогической речи, обогащению знаний детей о различных профессиях, о взаимоотношениях людей между собой, развитию творческих способностей. В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития,
задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андрющенко, В.П. Теория и практика подготовки учителей к музыкально-эстетической деятельности : учеб.-метод. пособие / В. П. Андрющенко ; МОН Украины, МОН АРК, РВУЗ "КГУ" (г. Ялта). – Ялта : РИО КГУ, 2008. – 112с. 2.Алексеева,М.М, Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: пособие/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина –Москва.:Академия,1999 – 480с. 3. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего образования Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. – Москва: Академия, 2014. – 328с. 4.Аромштам, М. Ищи друзей в игре / М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2002. – № 5. – С. 2. 5.Арушанова, А.Г. Истоки диалога/А. Арушанова, Е.Рычагова , Н.Дурова // Дошкольное воспитание.–2002.–№10.– С.82–90. 6.Арушанова, А.Г.Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г.Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №5. – С. 51-61. 7.Алексеева, М.М. Об осознании детьми фонетической стороны речи / М.М. Алексеева // Дошкольное воспитание. –2009. – № 10. – С. 9 8.Афонькина,Ю.К.Правильно говорить и думать: развитие и коррекция речемыслительной деятельности старших дошкольников: пособие /Ю.К. Афонькина.-Москва.:Академия,1999.-102с. 9.Белотелова Т., Борисова О./ Т.Белотелова, О.Борисова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 68 – 74. 10.Бизикова,О.А.Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. –Нижневартовск.: Изд-во Нижневарт.гуманит.ун-та,2012. – 93с. 11.Богуш А.М. Развитие речи детей первых трёх лет жизни: метод. пособие / А.М.Богуш.– Одесса:1993.– 320 с. 12.Богуш, А.М. Речевое развития детей от рождения до 7 лет : [монография] / А. М. Богуш; – Киев: Производство Дом «Слово», 2004.–376с. 13.Бойченко, Н.А.,Сюжетно-ролевые игры дошкольников: учебное пособие/ Н. А. Бойченко, Г.И.Григоренко , Е.И.Коваленко, Е.И. Щербаков /. – Киев: Рад. Школа,2002.–112с. 14.Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учебно- методическое пособие /А. М. Бородич; – Москва: Просвещение, 2001. – 255 с. 15.Венгер, Л.А. Программа « Развитие»/ Л.А. Венгер. –Москва:1994–143с. 16. Ветрова, В.В.Ребенок учится говорить: пособие / В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова.–Москва:Знание,2004.–94с. 17.Виноградова,А.Д.Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет: метод. пособие / А. Д. Виноградова. – СПб, 1992.–240с 18.Гавриш, Н.В. Методика розвитку зв’язного мовлення дітей дошкільного віку: Навчально-методичний посібник для студентів ВНЗ зі спеціальності “Дошкільне виховання”, “Початкове навчання”, викладачив, науковців, вихователів і методистів дошкільних закладів / Н. Гавриш.– Луганська: Альма-матер,2004.–132с. 19.Галушина,О.В.Использование активных форм обучения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / О.В. Галушина // Методист. – 2010. – №10.–С.60–62 20.Гайдаєнко,В.Н. Весело граємо / В.Н. Гайдаєнко // Дошкільне виховання. – 2004.–№10.–С.21-22. 21.Гайдаренко, Е. П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых : [нескучная энциклопедия] / Е.П. Гайдаренко. – Днепропетровск : Стакер,2007.–448с. 22.Ген, Г. Развивающие игры / Г. Ген, Н.Ковальчук , К. Леонова // Ребёнок в детском саду. – 2003. – №6. – С. 60.