Файл: I. теоретические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ ― результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать ( Т.И.Ерофеева) [31].

В дошкольных учреждениях РФ разных типов используются вариативные программы. Среди них «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л. А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (научный руководитель

Л. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова), « Истоки»», авторский коллектив: научные сотрудники центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой , «От рождения до школы», разработанной авторским коллективом под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой .2010г.

Программа « От рождения до школы» (Н.Е.Вераксы) [56] предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками – занимают особое место в программе.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие свободного общения со взрослыми и детьми ( Н.Е.Вераксы ) [56]. Впрограмме «Радуга» (Т.Н.Доронова) [60] учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. В программе «Развитие» (Л.А.Венгер ) [15], самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей». В подготовительной к школе группе требования к речевому развитию детей отражены в главе «Родной язык». Впервые задачи развития речи и ознакомления с окружающей жизнью даны отдельно, «с учетом того, что формирование большинства собственно языковых навыков и умений (выбор слова из синонимического ряда, использование выразительных средств, сравнений, определений, овладение элементами, словообразования и словоизменения, развитие фонематического слуха и др.) не может быть обеспечено попутно при ознакомлении детей с окружающим, что оно требует организации специальных форм обучения (словесные дидактические игры, творческие задания, инсценировки, драматизации и др.) (Программа «Развитие» Л.А.Венгер) [15], В программе отчетливо прослеживается идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется
возрастными особенностями детей, устанавливается преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах (постепенное усложнение задач развития речи и обучения родному языку), повторении отдельных требований в смежных группах с целью выработки прочных и устойчивых навыков и умений (употребление форм речевого этикета, последовательное и логичное построение связных высказываний и др.). Программа «Развитие» (Л.А.Венгер) [15] ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают направления: 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. В средней группе поставлена самостоятельная задача подготовки к обучению грамоте, в старшей и подготовительной — обучения чтению. Прослеживается и перспективность развития речи детей (на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем). Программа детского сада « Развитие» имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре (Л.А. Венгер ) [15].

В результате анализа нормативных документов мы выяснили, что в процессе игровой деятельности развитие диалогических умений приобретает особые черты: развивается речь дошкольников, их чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера.

В программах « От рождения до школы» (Н.Е.Вераксы ) [56], «Развитие» (Л.А.Венгер ) [15], «Радуга» (Т.Н.Доронова) [60] предлагается широко использовать творческие и сюжетно-ролевые игры, которые дают знания детям об окружающем, что в свою очередь приводит к обогащению словаря детей, развитию диалогической речи, обогащению знаний детей о различных профессиях, о взаимоотношениях людей между собой, развитию творческих способностей.



В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.
Выводы к главе I :

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы можно сделать следующие выводы:

1.Диалог представляет собой форму существования языка, связанную с её социальной природой и коммуникативной функцией; беседу нескольких людей с целью спросить о чём-то и побуждать к ответу, подтолкнуть к каким-либо действиям. Диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связной речи, высказываться и налаживать речевое взаимодействие с партнером.

2.Диалогическая речь определяется как форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя и несколькими людьми. Развитие диалогической речи направлено на формирование умений, необходимых для общения.

3.Выделяются следующие группы диалогических умений детей дошкольного возраста: собственно речевое умение; навыки речевого этикета; умение общаться в паре, группе, коллективе; умение общаться для планирования общих действий, достижения результатов и их обсуждение; неречевые умения.

4.Особенно важными для развития диалогической речи является творческая  сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно созда­ют предметно-игровую среду, приду­мывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенному замыслу детей, которая раскрывается через соответствующие события (сюжет) и разыгрывание ролей. Сюжетно-ролевая игра носит творческий характер и позволяет ребенку раскрыть свои способности в полной мере.

5.Выделяют следующие виды игр направленных на обучение детей дошкольного возраста диалогу: сюжетно-ролевые (игры-драматизации), строительно-конструктивные, дидактические.

6.Анализ нормативных документов по проблеме исследования свидетельствует о значительном внимании к развитию речи детей в игровой деятельности со стороны педагогов. В программах предлагается широко использовать творческие и сюжетно-ролевые игры, которые дают знания детям об окружающем, что в свою очередь приводит к обогащению словаря детей, развитию диалогической речи, обогащению знаний детей о различных профессиях, о взаимоотношениях людей между собой, развитию творческих способностей. В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.



ГЛАВА II

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
2.1. Приёмы проведения сюжетно-ролевых игр в процессе развития диалогической речи детей дошкольного возраста
Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формирует качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. В игре развивается способность ребенка воспроизводить действительность с помощью различных способов ее обозначения (наглядных символов, изображений, слов и т. д.), развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно — логического мышления. Игра позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности (А.П.Усова ) [78].

Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. При этом обогащение содержания сюжетно-ролевых игр должно рассматриваться педагогом как основное условие формирования положительных взаимоотношений дошкольников.

Методы и приемы педагогического воздействия должны быть, прежде всего, направлены на ознакомление детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание картинок. Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а, следовательно, добиться гораздо более высокого уровня нравственно-волевой воспитанности дошкольников (Е.С.Смирнова) [68].

Игра, как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, является фактором определяющим его всестороннее развитие. Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. ( Смирнова Е.С. ) [ ].