Файл: Руководство по звукозаписи и продюссированию Эта книга предназначена для тех, кто хочет знать, как сделать звук лучше.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

126
Как и в случаях с громкостью и эквалайзером, существует три уровня воздействия, создаваемые изменением ручек панорамы микшера. Во-первых, звук воспринимается совершенно по-разному, в зависимости от того, где он расположен – слева или справа.
Для некоторых музыкальных стилей традиционное размещение определенных инструментов совершенно строго определено. Панорамирование также основано на соотношении конкретных инструментов к панорамированию всех остальных инструментов в миксе. Но когда вы создаете шаблоны панорамирования, вы создаете гораздо более мощное музыкальное и эмоциональное воздействие. Например, микс, смещенный влево или вправо звучит совершенно по-другому, чем сбалансированный. И, наконец, вращая ручку панорамы во время звучания песни, вы можете создать воздействие, сравнимое с землятресением. Давайте рассмотрим подробнее эти три уровня воздействия.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНОРАМЫ
Воздействие 1-го уровня: Индивидуальная и относительная панорама.
Если вы следуете традициям, ваши дальнейшие шаги довольно очевидны. Если же нет – тогда вы «новатор». Необычное панорамирование создает некую напряженность, которая может быть весьма кстати в некоторых случаях. Рассмотрим типичное панорамирование некоторых хорошо известных инструментов и звуков.
БОЧКА
Довольно редко встречаются случаи, когда бочку помещеют где-то еще, кроме как в середине, в точности между динамиков.

127
Рис. 174. Бочка панорамируется в центр.
Не то, чтобы неправильно помещать ее где-то еще, просто там она привычнее воспринимается. Интересно порассуждать, почему бочку помещают обычно в центре. Во- первых, бочка занимает большое пространство в мире образов, а в середине больше места. Кроме того, бочка звучит громко, несет много энергии и привлекает наше внимание. Таким образом, помещая бочку в центр, наше периферийное зрение (и слух) может лучше увидеть другие звуки. Если вы сместите бочку в сторону – вы нарушите баланс.
Кроме описанного выше, существует еще одна причина, основанная на физической реальности: когда звук размещен в середине, его доносят до нас два динамика вместо одного. Динамики разгружаются – это особенно касается таких звуков, как бочки и басгитары. Таким образом, и технически тоже хорошо, когда бочка размещена в центре. К тому же, бочка обычно стоит в середине большинства ударных установок.
Вне зависимости от причин такого размещения бочки, это стало довольно строгой традицией. Попробуйте сдвинуть ее куда-нибудь – и вас обвинят в излишнем
«новаторстве».
Две бочки (double kick) представляют из себя интересную дилемму для панорамирования. Главный решающий фактор – насколько часто играется вторая бочка.
Кто-то панорамирует их симметрично влево и вправо, кто-то помещает «главную» бочку в центр, а другую – панорамирует немного всторону. Панорамирование бочек влево и вправо – довольно необычный ход, но иногда встречающийся. Я панорамирую их так только во время исполнения «дроби» на обоих бочках.
ДРОБНЫЙ (РАБОЧИЙ) БАРАБАН
Дробный барабан также чаще всего размещают в центре.


128
Рис. 175. Дробный барабан размещают в центре.
Хотя некоторые инженеры смещают его немного всторону – особенно в джазе – так как реальный дробник немного смещен в установке. Если дробник звучит громко (плотно, с сильным ревером, и т.п.) – скорее всего, его нужно поместить в центр. Из-за того, что он займет много места (подобно бочке). Любопытно, что дробник так часто размещают в центре, хотя он расположен чуть сбоку большинства ударных установок.
ХАЙХЭТ
Хайхэт обычно размещают посередине одной из половин пространства (мы обсудим это позже).
Рис. 176.
Хайхэт панорамируется посередине левой половины
Это также любопытно, поскольку реальный хайхэт совсем не расположен слева так же, как и любой другой звук. Как бы то ни было, даже в случае очень плотного микса, хайхэт все равно располагают смещенным в одну из сторон. Это тот самый случай, когда микс несет в себе «пространство». Между тем, в музыке house и хип-хоп хайхэт не только помещают где угодно, он также движется во время звучания и даже иногда панорамируется с задержкой с левого края на правый.
ТОМА
Чтобы обеспечить максимально «живое» звучание, тома обычно полностью раскидывают слева направо и наоборот.
Рис. 177. Тома панорамируются слева направо.

129
Для обеспечения более «натурального» звучания, тома иногда панорамируют в точности с их расположением в ударной установке.
Рис. 178. Тома, спанорамированные в соостветствии с их расположением в ударной установке.
Наполный том обычно размещают сбоку. Тем не менее, иногда его помещают в середине
– по тем же соображениям, что и бочку, и басгитару.
Дискуссия по размещению томов поднимает интересный вопрос: должны ли тома размещаться в соответствии с точкой зрения барабанщика – или аудитории?
Рис. 179. Тома, спанорамированные слева направо
Рис. 180. Тома, спанорамированные справа налево.

130
Те, кто привыкли слушать живой звук, вряд ли будут в восторге от расположения томов слева направо, но многие инженеры панорамируют их именно так (как мы читаем).
Если группа записывается вживую, или имитирует такую запись, тогда тома следует размещать по отношению к аудитории, т.е. справа налево – поскольку существует аудитория. Хотя, казалось бы, не имеет большого значения, как панорамируются барабаны в миксе, большинство людей остро чувствуют эту разницу, так что необходимо соответствовать предпочтениям людей, для которых вы работаете. Но может оказаться скучным размещать тома все время одинаково.
ТАРЕЛКИ (overheads)
Тарелки обычно записываются в стерео на два трека и затем равномерно распределяются направо и налево. Это обеспечивает максимальное разделение тарелок и распределение стереообраза. Конечно же, образ тарелок зависит от размещения микрофонов. Если вы поместите микрофоны так далеко, насколько это возможно, вы получите широкое распределение тарелок между динамиками. Кроме того, у вас есть большой шанс получить большой вычет фазы.
Рис. 181. Тарелки, распределенные справа налево.
Если вы поместите микрофоны рядом с друг другом, используя технику «Х», то получится меньшее распределение между динамиками. Кроме того, образ тарелок получится чище, так как не будет вычета фазы.
Рис. 182. Панорама тарелок при использовании техники записи «Х».


131
Чем ближе к тарелкам расположены микрофоны, тем чище и приближеннее получается образ между динамиками (поместите микрофон ближе к чему-либо и получите больше эффекта присутствия), но при этом тарелки будут звучать более остро, что может быть неплохо для рок-н-ролла.
УДАРНАЯ УСТАНОВКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
По истории звукозаписи любопытно проследить, как понаромировалась ударная установка. The Beatles помещали вокал – в один динамик, и всю остальную группу – в другой. Это было, конечно же, ошибкой. Это означало, что два трека должны были микшироваться в моно, и требовало большого мастерства от инженеров мастеринга.
Многие джазовые группы также помещали ударную установку целиком в один динамик.
Очевидным преимуществом такого подхода было то, что оставалось много места для остальной группы. Очевидным недостатком – то, что сводилось на нет разделение отдельных частей ударной установки.
Рис. 183. Микс с ударной установкой, спанорамированной на однй сторону.
ЗАМЕТЬТЕ: Чтобы получить наиболее натуральное панорамирование ударной установки, попытайтесь сделать вот что: панорамируйте микрофоны тарелок полностью налево и направо и послушайте – где оказался каждый барабан в получившемся стереомиксе тарелок. После чего панорамируйте микрофон каждого отдельного барабана в точности в то место, где вы его услышали. Это позволит вам получить наиболее чистые образы, так как образ каждого барабана будет в точности там же, где он был в стереомиксе тарелок.
Если же вы спанорамируете барабан не точно – тогда вы распределите его образ между динамиками, он получится расплывчатым.
БАСГИТАРА
Образ басгитары обычно панорамируется в середину, из-за своей величины, как и бочка.

132
Рис. 184.
Панорамирование басгитары
В джазе и подобных музыкальных стилях басгитару панорамируют немного в сторону.
Кроме того, бас обычно панорамируют в сторону, если исполняется соло. В этом случае бас звучит гораздо ярче и выделеннее. Когда бас звучит тускло, имеет смысл оставить ему больше место, разместив его немного в стороне.
ВОКАЛ
Стало уже чем-то вроде закона размещать лидер-вокал в середине. Большинство посчитает вас большим «новатором», если вы сделаете иначе. Но это может быть приемлемым, например, в случае, если песня – о поведении, выходящем за обычные рамки.
Если вокал записывается в стерео двумя микрофонами, даблтреком или с помощью временного эффекта, полученные треки распределяются равномерно налево и направо. Например, на 11:00 и на 01:00.
Рис. 185. Вокал, панорамированный на 11:00 и на 01:00.
Иногда их панорамируют на 10:00 и на 02:00. А иногда и вовсе до конца – налево и направо.


133
Рис. 186. Вокал, панорамированный на 10:00 и на 02:00.
БЭКВОКАЛ
Панорамирование бэквокала часто зависит от арранжировки вокала. Если есть только оди бэк-вокал, он редко панорамируется в центр, поскольку он встретит на пути основной вокал. Вы можете сместить его немного в ту или иную сторону, но это сделает микс разбалансированным. Обычно, единственный бэквокал записывается в стерео двумя микрофонами, даблтреком или с помошью временного эффекта. Затем он панорамируется в стерео – таким образом получается сбалансированный микс.
Рис. 187. Единственный стерео бэквокал, панорамируемый на 11:00 и на 01:00 со
«сгущением».
Если есть два бэквокала, поющие в унисон, и вы размещаете их направо и налево, то в результате у вас получится «линия» бэквокалов.

134
Рис. 188.
, «
» вместе.
Два бэквокала вытянутые
Если бэквокал состоит из нескольких гармонических частей, у вас не получится
«вытянуть» их вместе. Чем больше различий в звучании голосов, создающих гармонию, тем меньше они будут смешиваться, оставаясь разделенными. Если один и тот же человек споет все партии, то они смешаются гораздо лучше.
Рис. 189.
-вокала,
Три бэк панорамируемые отдельно
Бэквокалы обычно записываются в стерео, даблтреком или с помощью временнОго эффекта, и затем распределяются слева направо. Как видите, есть много различных возможностей.

135
Рис. 190. Семь бэквокалов, панорамируемых в семь различных мест, с комбинацией различного «сгущения».
Музыкальный стиль такж накладывает ограничения на панорамирование. Например, в кантри – большинство инженеров спанорамируют бэквокал только с 11:00 до 01:00 или с
10:00 до 02:00, чтобы произвести впечатление «связностью» гармонической группы.
РОЯЛЬ
Солирующий рояль почти всегда панорамируется в стерео слева направо. Басы панорамируются налево, а более тонкие струны – направо, потому что таково расположение клавиш. Забавно, что это довольно строгое правило во всем, что касается панорамы. Вам лучше застрелить пианиста, чем панорамировать высокие струны налево.
Вам это может показаться странным, потому что, если вы стоите перед пианино, то высокие струны окажутся слева. Тем не менее, даже при живом исполнении, с использованием усиления звука, низы роялей панорамируются налево.
В миксе, рояль панорамируется обычно в полное стерео, потому что так он звучит наилучшим образом, если есть место для стереообраза. Стереообраз занимает много места в миксе; как бы то ни было, в определенных музыкальных стилях, таких как кантри, даже при очень плотном миксе – пианино панорамируется полностью слева направо.
Иногда его немного «вытягивают» или смещают немного в одну сторону, оставляя больше места для других звуков. В особенно плотных миксах пианино панорамируют в одно «пятно», оставляя место всему остальному миксу.
Панорамирование также зависит от типа части исполняемой музыки. Если много длящихся долго аккордов, то следует панорамировать в полное стерео. Если много отрывистых нот – можно панорамировать в одно «пятно».
Вот, кстати, еще один аргумент для панорамирования барабанов с точки зрения барабанщика – если вы разместите хайхэт справа, он будет скрыт за высокими струнами пианино. Хайхэт будет меньше замаскирован, если поместить его слева.
Рис. 191.
Панорамирование пианино и хайхэта
ЗАМЕТЬТЕ: Если у вас недостаточно треков, чтобы записать пианино в стерео, вы можете панорамировать пианино слева направо, в зависимости от того, какие ноты играет пианист – нижние или верхние. Если нижние – панорамируйте влево, если высокие
– вправо. Дешевое стерео, но это работает.
ГИТАРЫ
Панорамирование гитар основано на тех же правилах, что и для пианино и клавишных.
Часто гитару помещают на каком-то особенном месте, основанном на размещении там


136 чего-то еще: множественный контроль. Если вы хотите, чтобы гитара зазвучала более интересно или «пристутствующе» - попытайтесь сделать «сгущение» в стерео.
ДУХОВЫЕ/СТРУННЫЕ
Любопытно, что духовые и струнные почти всегда полностью распределены в стерео слева направо через все стереополе. Духовые и струнные могут быть записаны более чем одним микрофоном, сыграны дважды, или с помощью временного эффекта может быть получено стерео. Духовые и струнные могут не распределяться полностью в стерео
(частичное стерео или моно) – если в миксе недостаточно места.
ЭФФЕКТЫ
Дилеи, флейнджеры, хорусы, фэйзеры, гармонайзеры и ревербы могут панорамироваться отдельно от звука инструмента, который их породил.
Дилей
Когда время дилея больше, чем 30 мсек., то он воспринимается как самостоятельный звук. Эта отдельная «сфера» располагается обычно там, где есть для нее место
(контроль толпы). Чем дальше от оригинального сухого (dry) звука панорамируется дилей, тем более интенсивное воздействие создается. Как бы то ни было, эффектом можно легко испортить всю песню. Иногда довольно эффективным бывает панорамировать дилей вправо наверх от оригинального сигнала.
Когда время дилея меньше, чем 30 мсек., звук как бы «растягивается» между динамиков. Как обсуждалось выше, этот эффект называется «сгущение». Первичное применение «сгущения» - увеличение продолжительности звука. «Сгущение» редко применяется на коротко звучащих нотах (стокатто). В этом случае создается впечатление, что эти коротко длящиеся звуки занимают слишком много места. Если вы все же собираетесь использовать «сгущение» на таких коротких звуках, вы не должны панорамировать их слишком широко – разве что в пределах 11:00 – 01:00 (или около оригинального звука, если он сам панорамирован всторону).
С другой стороны, звуки с большой длительностью (легато) часто панорамируются полностью в обе стороны со «сгущением».
Как только сведены бас и ударные, вы должны расчитать, какие инструменты будут растянуты в стерео со «сгущением», а какие останутся одним «пятном». Этот расчет основывается на музыкальном стиле, количестве инструментов в миксе, и как звучит каждый инструмент – стокатто или легато. После того, как сделан микс, вы можете поменять свое решение и добавить или удалить «сгущение».
Флейнджер, хорус, фазер.
Так как эти эффекты основаны на коротком времени задержки, так же, как и «сгущение», то их панорама основывается на тех же самых критериях. Единственно отличие – в том, что эти эффекты гораздо более заметны, так что они не могут панорамироваться так же широко, как «сгущение».
Реверб.
Реверб в большинстве случаев помещается в стерео, полностью налево и направо. Это имитирует натуральное звучание реверба в помещении – везде вокруг вас, как при живом исполнении. Особенно это часто используется при ревере на ударных.
Конечно же, вы можете поместить реверб везде, где хотите. Например, можно поместить гитару в левый динамик, а реверб от нее – в правый. Также, довольно эффективно, помещать реверб поверх необработанного звука. Например, поместить клавиши вправо, и реверб от них – тоже вправо. Особенно интересным может быть использование звуков с коротким ревербом и загейтованным ревербом. Любое