Файл: Руководство по звукозаписи и продюссированию Эта книга предназначена для тех, кто хочет знать, как сделать звук лучше.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
137 размещение индивидуальных инструментов, отличное от вышеописанных норм, может быть расценено, как «новаторское» и «необычное», в зависимости от вашего к этому отношения.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Уровень воздействия 2: шаблоны панорамирования.
Общий шаблон, созданный всеми установками панорамы, более важен для стиля микширования, чем каждое панорамирование индивидуального звука. Тип музыки очень сильно влияет на то, как панорамируется микс. И, опять таки, определенные музыкальные стили имеют строгие правила, а другие – нет. К тому же, детали песни, особенно плотность арранжировки, могут влиять на размещение – вправо или влево.
Чаще всего, чем больше инструментов в миксе – тем шире панорама.
Существует несколько различных точек зрения на типы шаблонов, которые могут быть созданы. Мы можем строить общую панораму «натурально», а также
«сбалансировано» - или «смещенно», т.е. используя «контроль толпы».
ЗАМЕТЬТЕ: До того, как было изобретено стерео, миксы делались таким образом, чтобы все звуки могли быть услышаны безо всякого панорамирования. Об этом нужно помнить всегда. В действительности, вы должны дважды проверить свой микс в моно, до того как использовать панорамирование для того, чтобы придать ясность звучанию. Кроме того, слушатели чаще всего сидят в неправильной позиции, чтобы слышать правильное стерео.
НАТУРАЛЬНАЯ ПАНОРАМА
Если мы представим себе пространство между динамиками, как звуковую палитру, мы можем помещать звуки слева направо, заполняя это пространоство таким образом, чтобы все работало. Существует бесконечное количество структур микса, которое мы можем создать простым панорамированием. Как бы то ни было, иногда панорама соответствует размещению музыкантов на сцене или в студии.
Рис. 192. Панорама – как на сцене.
Иногда ударные панорамируются в точности так, как они размещены.
138
Рис. 193. Натуральное панорамирование ударной установки.
Часто музыкальный стиль определяет «натуральность» панорамы. Например, вы можете делать практически все, что хотите – в хип-хопе или техно. В случае big band важно панорамировать все именно в соответствии с расположением оркестра на сцене.
Аккустический джаз тоже иногда панорамируют в соответствии с расположением музыкантов при живом исполнении.
Инженеры часто располагают музыкантов в студии так же, как и на сцене, чтобы они себя лучше чувствовали. Например, группа народных инструментов камерного оркестра обычно располагается полукругом в студии, и точно так же панорамируется в миксе. Технически, трудно вообразить что-то лучшее – меньше шансов получить вычет фазы или взаимопроникновение для инструментов, расположенных в натуральном порядке. Это помогает создать иллюзию живого выступления.
В классической музыке существует особенно строгое правило, чтобы инструменты панорамировались именно в том порядке, в каком они расположены на сцене. В действительности, существуют свои особенные правила в том, как располагать оркестр на сцене, чтобы все могли корректно его услышать.
СБАЛАНСИРОВАННАЯ И СМЕЩЕННАЯ ПАНОРАМА
Возможно, одно из самых сильных воздействий, которое может быть создано с помощью шаблонов панорамы – это разница между сбалансированным (симметричным) миксом …
Рис. 194. Сбалансированный микс.
…и смещенным (асимметричным) миксом.
139
Рис. 195.
Смещенный микс
Симметричные миксы создаются с целью симметричного, сбалансированного воздействия, в соответствии с типом песни, например, балладой, и т.п. В то время как несимметричные миксы, как правило передают нервный, несбалансированный характер песни.
Микс часто делают сбалансированным или смещенным в каждом частотном диапазоне. Например, если вы делаете симметричный микс, вы можете поместить хай- хэт влево, а шейкер и аккустическую гитару – вправо, чтобы создать баланс высоких частот. В диапазоне средних, вы можете поместить гитару – влево, а клавиши – вправо. В диапазоне низких – бочку и бас следует поместить в центре.
Рис. 196. Микс, сбалансированный в каждом частотном диапазоне.
С другой стороны, если вы создаете смещенный микс, вы можете собрать все высоко звучащие инструменты – влево, а инструменты в среднем диапазоне – вправо. Затем, для особо ужасающего эффекта – развести бас и бочку в разные стороны. Так как указанный микс далек от обычного, он создаст некоторое напряжение.
140
Рис. 197.
Несбалансированный микс в каждом частотном диапазоне
Как видите, возможности имеют предел, упирающийся в саму песню и то, что вы с ней хотите сделать. Создание сбалансированной части несимметричного микса может быть особенно эффективно, если оно к месту.
«КОНТРОЛЬ ТОЛПЫ»
Натуральное ппанорамирование может быть, и натуральное, но в наши дни более привычно стало не располагать в миксе инструменты в точности так, как они расположены на сцене. Пространство между динамиками – не то же самое, что и живое шоу. Нужно использовать лучшие стороны возможностей. Так, большинство людей панорамируют какой-лтбо звук в то место, где он может быть услышан наиболее лучшим способом, вместо того, чтобы слышать это с того места, где пришлось встать музыканту.
Таким образом, если мы рассуждаем о пространстве между динамиками, как о палитре, то панорамирование должно быть основано на «контроле толпы». Насколько близко члены «толпы» должны находиться друг к другу? Отстоять далеко, едва касаться, частично перекрываться или полностью накрывать друг друга?
Вы можете панорамировать некоторые звуки настолько далеко друг от друга, насколько возможно, добиваясь полной ясности звучания. Это может соответствовать определенным музыкальным стилям, таким как аккустический джаз, фолк и bluegrass.
Рис. 198. Ясный стиль микширования: аккустический джаз.
141
Рис. 199. Ясный стиль микширования: фолк.
Рис. 200. Ясный стиль микширования: bluegrass.
С другой стороны, звуки могут микшироваться так, чтобы перекрывать друг друга, создавая «стену звука», более «связный» микс. Это обычно делается в heavy metall, alternative rock, new age.
Рис. 201. «Стена звука»: heavy metall.
142
Рис. 202. «Стена звука»: alternative rock.
Рис. 203. «Стена звука»: new age.
Кроме того, существует разница между тем, панорамируется ли микс широко…
Рис. 204. Микс с особенно широкой панорамой.
…или не очень.
143
Рис. 205. Микс с не очень широкой панорамой.
Преимущество более широкой панорамы – в том, что она обеспечивает больше места между звуками, и это дает больше ясности. Недостаток – в меньшей «связности» звучания группы. Сдвигая границы звучания, мы создаем впечатление, что члены команды играют более «связно», вместе. Все это зависит от музыкального стиля и плотности микса.
При использовании трех-мерных моделирующих процессоров (surround), у вас появляется еще больше места для размещения звука. Таким образом, возможности различного панорамирования и размещения еще более расширяются.
Уровень воздействия 3: изменение панорамирования.
Передвижения звука слева направо во время движения микса создает настолько интенсивное воздействие, что многие инженеры приберегают его для особых случаев.
Существует несколько способов, с помощью которых звук может быть перемещен слева направо, и бесчисленное множество «шаблонов» движения. Во-первых, вы можете панорамировать звук на различных дистанциях – от коротких колебаний до полного перемещения от динамика к динамику.
Рис. 206. Широкое и узкое изменеие панорамы.
144
Также, вы можете менять панораму с различной скоростью, согласуясь с темпом песни, или кратно ему (в два раза быстрее, медленнее…).
Изменение панорамы воздействует настолько интенсивно, что уводит внимание слушателя от самой песни. Тем не менее, если выполнять его умело, оно будет соответствовать музыке и выделять какой-либо интсрумент. Если оно соответствует музыке, то это – великолепный эффект. Его часто использовал J. Hendrix, особенно в песне «Crosstown traffic». Led Zeppelin – в «Whole Lotta Love». Интенсивные движения панорамы стали довольно обычным делом в музыке техно и хип-хоп.
Одной из самых интенсивных, забавных, и в то же время, хаотичных вещей, которые вы можете сделать – это одновременное изменение панорамы нескольких инструментов различными способами. Такое интенсивное воздействие должно соответствовать исполняемому материалу и группе.
Как видите, можно создавать различные эффекты с помощью ручек панорамы. Если вы следуете традициям, то эти эффекты почти незаметны, а если нет – то можно создавать довольно мощные воздействия на слушателя.
Сбалансированный микс почти незаметен, а смещенный – становится как бы еще одной музыкальной частью песни. И, наконец, двигайте ручки панорамы во время звучания – если это соотвтетствует песне.
СЕКЦИЯ D
,
Воздействие эффектов основанных на времени
Существует очень большое количество эффектов, и еще большее количество воздействий, которые они способны создать – от подсознательных до шокирующих и гипнотических. Более того, когда мы используем совместно множество эффектов для создания шаблона, мы вызываем целую гамму различных чувств и эмоций, которые могут быть как просто забавными, так и ошеломляющими. Изменения параметров эффектов во время звучания открывают совершенно новые просторы в творчестве. Сейчас мы обсудим три уровня воздействий, создаваемых эффектами.
Воздействие 1-го уровня: Индивидуальные и относительные размещения
эффектов.
Каждый студийный эффект имеет свой собственный мир эмоционального воздействия.
Например, реверб создает ощощение большого пространства (подберите свое собственное ощущение):
145
Рис. 207.
Пространственный реверб
Длинные задержки создают эффект «мечтательности»:
Рис. 208. «Мечтательная» задержка
Флейнджер создает ощущение нахождения под водой:
Рис. 209. «Подводный» флейнджер
Когда вы меняете параметры эффекта, вы изменяете чувства, которые он создает, даже если они подсознательные. Чтобы понять сложность «чувств», которые создают различные эффекты, нужно просто «поиграться» с ними. Как и в случае с любым другим инструментом – только практика приводит к совершенству. Изучайте устройства.
Настолько хорошо, чтобы вы смогли создавать шедевры с их помощью.
Вне зависимости от чувств, которые эффект привносит в микс, эффекты, основанные на времени, такие как дилеи, флейнджеры, хорусы, фазеры, ревербы - все
146 они добавляют звука в микс, заполняя пространство между колонками. Они делают микс более «полным». Вопрос только в том, какое количество «полноты» должно соответствовать данной песне или музыкальному стилю.
Рис. 210. Микс с большим количеством различных дилеев, заполняющих микс.
Как уже перед этим обсуждалось, «сгущение» растягивает звук между динамиками, заполняя микс.
Рис. 211. «Сгущение».
Флейнджеры, хорусы и фэйзеры также основаны на коротком времени задержек, так что они также будут стремиться сделать звук «полнее» и больше.
Рис. 212. Флейнджер.
И, конечно же, реверб, созданный из тысяч задержек, занимает большое место в миксе и здорво его заполняет.
147
Рис. 213. реверб.
Все эффекты делают микс больше, полнее. Также они делают микс плотнее, насыщеннее, так что будьте осторожны.
Уровень воздействия 2: шаблоны размещения эффектов.
Эффекты, основанные на времени, добавляют в микс больше звука. Если вы добавили дилэй – у вас уже два звука. Добавьте фидбэк – и вы получите целых десять. А реверб позволяет получить тысячи звуков (дилеев). Таким образом, добавляя множество эффектов, вы очень быстро заполните ограниченное пространство между динамиками.
РАЗРЕЖЕННЫЙ МИКС.
Иногда добавляют очень мало эффектов, делая микс чище и разреженнее, с достаточным количеством места между звуками. Во многих музыкальных стилях, таких как фолк, bluegrass, джаз, вообще-то необходимо, чтобы эффектов не было вообще, для ощущения ясной чистоты натурального звучания.
ПЛОТНЫЙ МИКС.
Соответственно, иногда используют эффекты для того, чтобы микс звучал плотнее –
«стена звука». Многие музыкальные стили, такие как new age, alternative rock, хэви металл – часто имеют большое количество эффектов, заполняющих все пространство между звуками, создавая плотный микс. Бывает даже такое, когда сама песня представляет из себя сплошной эффект, особенно в таких стилях, как рэп, хип-хоп, техно, space rock. Считается, что в этих случаях просто необходимо использовать тонны эффектов.
Основной фактор, делающий микс плотнее или разряженне – количество звуков и нот в песне. Некоторые песни имеют плотную аранжировку, а другие – нет. Таким образом, когда вы собираетесь сводить, одним из первых шагов должна быть проверка плотности аранжировки. Если аранжировка плотная, потребуется меньшее количество эффектов, просто потому, что не остается достаточно места между динамиками.
Хороший пример – симфоническая музыка, salsa. Музыка группы «Talking heads» - тоже хороший пример плотного чистого микса.