Файл: Планирование образовательного Процесса в Период летних каникулвотрая младшая группа (3 4 года).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 547

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л.Н. Явор
Планирование
образовательного
Процесса в Период
летних каникул
вотрая младшая группа (3 —4 года)
Пособие для педагогических работников
учреждений дошкольного образования
Материалы разработаны в соответствиии
с инструктивно-методическим письмом Министерства
образования Республики Беларусь «Об организации
летней оздоровительной работы в учреждениях
дошкольного образования»
Минск
«Экоперспектива»
2021

УДК 373.2.091.2“322ˮ
ББК 74.104
Я22
Явор, л.н.
Я22
Планирование образовательного процесса в период летних каникул : вторая младшая группа (3 —4 года) : пособие для педагогических работников учреждений дошкольного образования / Л.Н. Явор. — Минск : Экоперспектива, 2021. — 136 с.
ISBN 978-985-469--.
Пособие соответствует содержанию учебной программы дошкольного образования для воспитанников второй младшей группы (от 3-х до 4-х лет). В нем раскрывается содержание образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в период летних каникул.
Адресуется педагогическим работникам учреждений дошкольного образования.
удк 373.2.091.2“322ˮ
ббк 74.104
ISBN 978-985-469--
© Явор Л.Н., 2021
© Оформление. УП «Экоперспектива», 2021

3
введение
Каждое лето — это время отдыха, приключений и путешествий. А в учреждениях дошкольного образования — это время разнообразной физкультурно-оздоровитель- ной и художественно-эстетической деятельности. Каждое лето перед педагогическим коллективом стоит задача так организовать работу с воспитанниками, чтобы это было интересно и занимательно для ребятишек, и в то же время эта деятельность была до- статочно далека от занятий, в которые дети были вовлечены в течение учебного года.
В соответствии с требованиями инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования» от 22 мая 2015 года организация образова- тельного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период вклю- чает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на све- жем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской дея- тельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
- включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисци- плинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
- интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной де- ятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образова- тельным областям и нерегламентированной деятельности воспитанников, включаю- щей:
- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работни- ками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ре- бенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодей- ствовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Сегодняшнему педагогу не сложно найти оптимальный вариант для решения дан- ной задачи в свете наличия современных педагогических инноваций и современных форм и методов организации детской деятельности. Остается только правильно спла- нировать каждый день с учетом детских интересов, возможностей и основных принци- пов дидактики.
Как правило, каждый педагог на основе своего профессионального опыта и мастер- ства, с учетом возможностей своего учреждения определяет для себя оптимальный ва-


4
риант планирования и организации образовательного процесса в период летних кани- кул.
Основой представленного пособия «Планирование образовательного процесса в период летних каникул» стали дидактические принципы: принцип амплификации раз- вития (А.В. Запорожец), принцип учета ведущей деятельности, принцип целостности, системности и интеграции.
Реализация содержания пособия с воспитанниками рассчитана на 90 календарных дней, которые представлены тематическими неделями (13 недель) и тематическими днями (каждый месяц включает неделю белорусского языка).
Представленное планирование предполагает конструктивный подход в реализации, т. е. тематические дни соответствуют теме недели и могут использоваться в том поряд- ке, который соответствует расписанию организованной физкультурно-оздоровитель- ной и художественно-эстетической деятельности в период каникул в отдельно взятом учреждении дошкольного образования.
Содержание тематического дня включает планирование нерегламентированной де- ятельности и организации художественно-эстетической работы с воспитанниками:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора (ис- пользуются разнообразные формы организации работы по ознакомлению с произведе- ниями художественной литературы и фольклора, произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства);
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными ма- териалами;
- освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Для более детального понимания некоторые формы организации детской деятель- ности имеют описание.
Материал пособия «Планирование образовательного процесса в период летних ка- никул» может быть включен в образовательный процесс как полностью, так и исполь- зоваться частично, корректируя его в зависимости от своего уровня профессионального мастерства, педагогического опыта и материально-технических условий, созданных в учреждении дошкольного образования.

5
иЮнь
тема недели «лето»
цель:
формирование представлений о лете.
1 день.
тема: «лето — время приключений и путешествий»
Дата:
Первая по
ло
вина дня
Общение
дидактическая игра «найди нужное слово».
цель:
развитие умения согласовывать прилагательные с су- ществительными в роде и числе.
Описание: педагогический работник называет объект приро-
ды и бросает мяч воспитанникам. Те ловят мяч, бросают его
назад и называют характеристику объекта. Например: «Ка-
кое может быть лето? (Теплым, солнечным). Каким может
быть летний дождик? (коротким, теплым.) и т. д.».
Трудовая деятельность
трудовое поручение «украшение участка».
цель:
воспитание желания принимать участие в украшении группового участка.
Игровая деятельность
сюжетно-ролевая игра «Путешествие к бабушке в дерев-
ню».
цель:
развитие представлений о способах ролевого поведе- ния: называть свою роль и обращаться к сверстнику по имени
(от имени) игрового персонажа.
дидактическая игра «друзья солнышка».
цель:
формирование интереса к разнообразию окружающих предметов.
Описание: педагогический работник передает воспитанни-
кам микрофон и предлагает ответить на вопросы. Напри-
мер: «Друзья солнышка — это все то, что бывает круглым.
Кто друг солнышка? (Колесо, тарелка, мяч.) Друзья солныш-
ка — это все то, что бывает желтым. Кто друг солнышка?
(Цыпленок, одуванчик.) Друзья солнышка — это все то, что
греет. Кто друг солнышка? (Батарея, печь, плита.) Друзья
солнышка — это все то, что светит. Кто друг солнышка?
(Лампа, фонарик, луна.)».
дидактическая игра «звуки лета».
цель:
развитие артикуляционного и голосового аппарата, ре- чевого дыхания.
Описание: педагогический работник предлагает воспитан-
никам изобразить звуки природы летом. Напрмер: «Вылетел
жук — «ж-ж-ж», а за ним пчела «з-з-з». В небе летит само-
лет, он на море людей везет — «у-у-у» и т. д.».
Познавательная практическая деятельность
опыт «найди, где спрятались солнечные зайчики».
цель:
создание условий перехода от любопытства к любоз- нательности.


6
Первая по
ло
вина дня
Познавательная практическая деятельность
Описание: педагогический работник педлагает воспитанни-
кам cначалf поиграть с солнечными зайчиками с помощью
зеркала, после чего найти те предметы, которым тоже
свойственно отражать солнечный свет.
Художественная деятельность
дидактическое упражнение «летняя картина».
цель:
воспитание эстетических чувств, желания отображать свои представления об окружающем мире и отношение к нему доступными выразительными средствами.
Описание: педагогический работник предлагает воспитанни-
кам готовые рамки для картины, которую они выкладывают
из предложенных изображений объектов и явлений природы
летом.
Художественно- эстетическая деятельность
(образовательная область
«Изобразительное искусство» — рисование)
творческая мастерская «Мы рисуем лето».
цель:
развитие умения выбирать по своему желанию матери- алы и техники рисования (рисование пальчиком, ладошкой).
Примерный ход проведения:
1. Игровая ситуация «Рисуем лето не красками, рисуем ла-
дошкой и пальчиками».
2. Коллективное рисование.
3. Коммуникативная игра «Лето — это...».
вт
орая по
ло
вина дня
Общение
коммуникационная игра «летнее приветствие».
цель:
развитие коммуникативной сферы, эмоционального состояния.
Описание: педагогический работник и воспитанники собира-
ются в круг и говорят:
«Эй! ребята, подходите, друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками, улыбнитесь все немножко.
будем вместе улыбаться, песни петь и танцевать,
летом в озере купаться, и клубнику собирать,
на двоих делить конфеты, все проблемы и секреты.
очень скучно в ссоре жить, потому — давай дружить!».
Игровая деятельность
дидактическая игра «гуляем по зоопарку».
цель:
развитие памяти, внимания и наблюдательности.
Описание: педагогический работник демонстрирует 4 —5
иллюстраций животных, называя их, после чего убирает
картинки и предлагает воспитанникам вспомнить, кого они
видели в «зоопарке». Например: «Гуляя в зоопарке, мы увиде-
ли волка, лису, медведя и ежа. Кого мы увидели в зоопарке?».
дидактическая игра «Машина для путешествий».
цель:
развитие умения осуществлять различные действия с плоскими геометрическими фигурами (круг, квадрат, треу- гольник, овал, прямоугольник).
Описание: воспитанники выкладывают специальную машину
из геометрических фигур.


7
вт
орая по
ло
вина дня
Трудовая деятельность
трудовое поручение «в огороде».
цель:
развитие умения выполнять трудовые действия на ого- роде (поливать растения на грядках).
Познавательная практическая деятельность
Мини-исследование «По летней дорожке идем — много
интересного найдем».
цель:
развитие восприятия и обследовательских действий для выявления свойств объектов и явлений природы.
Описание: педагогический работник предлагает воспитанни-
кам пройти по тропинке (можно использовать веревку или
детали строительного конструктора для определения грани-
цы тропинки), найти и назвать объекты природы.
Художественная деятельность
Чтение стихотворения в. берестова «веселое лето».
цель:
закрепление умения слушать и эмоционально воспри- нимать стихи.
2 день.
тема: «летние хлопоты»
Дата:
Первая по
ло
вина дня
Общение
дидактическая игра «Помощники».
цель:
развитие умения правильно называть возможные дей- ствия человека.
Описание: педагогический работник предлагает закончить
начатую им фразу, подбирая по смыслу названия действий.
Например: «Я умею пыль… (вытирать), я помогаю цветы…
(поливать), я помогаю игрушки… (убирать), я умею ягоды…
(собирать)».
Трудовая деятельность
трудовое поручение «Маленькие помощники».
цель:
развитие умения соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.
Игровая деятельность
сюжетно-ролевая игра «семья».
цель:
воспитание желания к игровой коммуникации с пар- тнером (ролевые реплики, кратковременные взаимодействия, доброжелательность в игровом общении, умение договари- ваться о совместных действиях и др.).
дидактическая игра «Чудесный мешочек».
цель:
развитие умения различать и называть растения (рас- тения огорода).
Описание: педагогический работник перед тем, как достать
иллюстрацию овоща из мешочка, предлагает его описание, по
которому воспитанники определяют овощ. Например: «Зеле-
ный, длинный… (огурец), круглый, красный… (помидор)».
дидактическая игра «запомни и повтори движения».
цель:
развитие моторно-слуховой памяти, произвольной па- мяти, внимания, классификации, способности вспоминать.

8
Первая по
ло
вина дня
Игровая деятельность
Описание: педагогический работник показывает движения,
а воспитанники их повторяют (движения имитируют труд
взрослых летом).
Познавательная практическая деятельность
наблюдение за трудом взрослых в цветнике (на огороде).
цель:
развитие произвольного внимания, закрепление пред- ставлений о потребностях (влага, свет) и способах ухода за растениями (полив, прополка).
Художественная деятельность
театр картинок «репка».
цель:
формирование умения пересказывать несложные сказ- ки, повторяя за взрослым отдельные фразы из литературного произведения.
Художественно- эстетическая деятельность
(образовательная облсть
«Изобразительное искусство» — лепка)
творческая мастерская «Что растет в огороде?».
цель:
развивитие умения использовать различные приемы и способы лепки в определенной последовательности для соз- дания выразительных образов.
Примерный ход проведения:
1. Игровая ситуация «Мы пойдем на огород и там соберем
овощи».
2. Самостоятельная деятельность воспитанников.
3. Игровая ситуация «Корзина овощей».
вт
орая по
ло
вина дня
Общение
дидактическая игра «летние хлопоты».
цель:
развитие умения использовать в речи глаголы.
Описание: педагогический работник задает воспитанникам
вопросы, на которые они отвечают, подбирая глагольный
семантический ряд. Например: «Что можно делать в лесу?
(Гулять, собирать грибы, охотиться, слушать пение птиц.)
Чем можно заниматься на огороде? (Садить овощи, поли-
вать растения, рыхлить почву)».
Трудовая деятельность
трудовое поручение «Чистые скамейки».
цель:
привлечение детей к совместной хозяйственно-быто- вой деятельности со взрослым (протирать влажной тряпочкой скамейки от пыли).
Игровая деятельность
дидактическая игра «дедушка Мазай».
цель:
развитие умения использовать невербальные средства общения.
Описание: выбирается дедушка Мазай, который по различ-
ным движениям воспитанников угадывает то, что изобра-
жают игроки вместе с педагогическим работником. Игровой
диалог: — Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай.
— Здравствуйте, зайцы, где вы были, что делали?
— Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.
дидактическая игра «овощи — фрукты».
цель:
развитие умения различать и называть растения ого- рода.


9
вт
орая по
ло
вина дня
Игровая деятельность
Описание: педагогический работник на столе раскладывает
иллюстрации фруктов и овощей, по сигналу «Раз, два, три —
любой овощ бери!» воспитанники выбирают овощи и назы-
вают их.
Познавательная практическая деятельность
наблюдение-сравнение «трава-травушка».
цель:
развитие обследовательских перцептивных действий, способствующих формированию наглядного образа при вос- приятии объектов природы.
Описание: воспитанники совместно с педагогическим работ-
ником рассматривают траву в тени и на солнечном месте,
определяют, что растениям нужно тепло и влага.
Художественная деятельность
литературная гостиная «летние хлопоты тюпы».
цель:
поощрение участия в совместных играх, включающих индивидуальные реплики, движения, эмоциональное пред- ставление персонажей.
Примерный ход проведения:
1. Чтение рассказов Е.Чарушина про Тюпу («Почему Тюпу
прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц»).
2. Рассматривание иллюстраций, выполнение заданий по со-
держанию рассказов (имитационные движения, реплики и
т. д.)
3 день.
тема: «безопасное лето»
Дата:
Первая по
ло
вина дня
Общение
дидактическая игра «Правила безопасности».
цель:
развитие умения общаться на близкие темы, в том чис- ле и выходящие за пределы наглядно представленной ситуа- ции (из личного опыта).
Описание: педагогический работник предлагает рассказать
кукле Алесе правила безопасного поведения дома, демонстри-
руя при этом иллюстрации опасных предметов. Например:
«Спички — их нельзя брать, это может привести к пожару.
Огонь на плите — нельзя близко подходить к огню, потому
что можно получить ожог. Лекаррство — нельзя пробовать
лекарства — это яд).
Трудовая деятельность
трудовое поручение «сухим веточкам не место на участ-
ке».
цель:
развитие умения самостоятельно выполнять элемен- тарные трудовые поручения.
Игровая деятельность
сюжетно-ролевая игра «водитель автобуса».
цель:
развитие умения выстраивать игровой сюжет, созда- вать воображаемые ситуации и проявлять творческую актив- ность внутри них.

10
Первая по
ло
вина дня
Игровая деятельность
дидактическая игра «светофор и машины».
цель:
развитие представлений о цветах светофора.
Описание: педагогический работник показывает цвета све-
тофора, а воспитанники демонстируют движения пеше-
ходов в соответствии с цветом светофора (зеленый — для
перехода улицы, желтый — ожидание другого сигнала свето-
фора, красный — переходить улицу нельзя).
дидактическая игра «опасные предметы».
цель:
формирование представлений об огнеопасных и острых предметах, которые могут нанести вред здоровью.
Описание: воспитанники берут по очереди иллюстрации
опасных (спички, свечи, нож, ножницы, вилка, заточенный
карандаш, иголка, утюг) и безопасных предметов, называют
предмет и определяют, опасный он или нет.
Познавательная практическая деятельность
рассматривание иллюстраций «улица».
цель:
активизация познавательной активности с помощью вопросов (Почему? Где?).
Художественная деятельность
Чтение русской народной сказки «кот, петух и лиса».
цель:
развитие умения внимательно слушать сказку, пони- мать ее содержание, закрепление знаний о правилах безопас- ности в общении с незнакомцами.
Художественно- эстетическая деятельность
(образовательная область
«Изобразительное искусство» — аппликация)
сюжетно-игровой комплекс «ремонтируем светофор».
цель:
развитие умения самостоятельно применять способ
(конструктивный) и техники (обрывание) создания предмет- ной аппликации.
Примерный ход проведения:
1. Игровая ситуация «Сломался светофор».
2. Игровая ситуация «Ремонтная мастерская» (воспитанни-
ки коллективно на предложенном силуэте наклеивают цве-
та окошек светофора с помощью обрывания и наклеивания
цветной бумаги».
3. Игровая ситуация «Машины и светофор» (обыгрывание
полученной аппликации).
вт
орая по
ло
вина дня
Общение
Этюд «Что случилось?».
цель:
развитие умения использовать невербальные средства общения.
Описание: педагогический работник предлагает воспитан-
никам рассмотреть иллюстрации опасных ситуаций. Без ис-
пользования слов они показывают то, что увидели на иллю-
страции.
Трудовая деятельность
трудовое поручение «одежда в порядке».
цель:
развитие умения замечать непорядок в одежде и устра- нять его (зашнуровывать обувь, застегивать одежду).