Файл: 1. Цели освоения дисциплины Место дисциплины в структуре опоп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2
Содержание
1. Цели освоения дисциплины................................................................................................................. 3 2. Место дисциплины в структуре ОПОП .............................................................................................. 3 3. Планируемые результаты обучения по дисциплине ........................................................................ 3 4. Объем дисциплины и виды учебной работы ..................................................................................... 4 5. Содержание и структура дисциплины ................................................................................................ 5 5.1. Содержание дисциплины .............................................................................................................. 5 5.2. Структура дисциплины .................................................................................................................. 6 5.3. Занятия семинарского типа ........................................................................................................... 6 5.4. Курсовой проект (курсовая работа, расчетно-графическая работа, реферат, контрольная работа) .................................................................................................................................................... 7 5.5. Самостоятельная работа ................................................................................................................ 7 6. Образовательные технологии .............................................................................................................. 7 7. Фонд оценочных средств (оценочные материалы) для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации ..................................................................................................................... 8 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ........................................... 8 8.1. Основная литература...................................................................................................................... 8 8.2. Дополнительная литература .......................................................................................................... 8 8.3.Программное обеспечение ............................................................................................................. 8 8.4. Профессиональные базы данных .................................................................................................. 8 8.5. Информационные справочные системы ...................................................................................... 9 8.6. Интернет-ресурсы .......................................................................................................................... 9 8.7. Методические указания по освоению дисциплины .................................................................... 9 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины .................................................................... 14 10. Особенности освоения дисциплины лицами с ограниченными возможностями здоровья ...... 14
Приложение 1 ......................................................................................................................................... 17


3
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Программирование на языке Python» являются: формирование у студентов теоретических знаний о языке Python .
Задачи при изучении дисциплины:
1. Познакомиться с понятиями алгоритма, вычислимой функции, языка программирования;
2. Научиться составлять и читать блок-схемы;
3. Сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Python;
4. Изучиться основные конструкции языка программирования Python, позволяющие работать с простыми и составными типами данных (строками, списками, кортежами, словарями, множествами);
5. Научиться применять функции при написании программ на языке программирования
Python;
6. Научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП
Дисциплина «Программирование на языке Python» входит в Блок 1 (Б.1.ДВ.2) «Дисциплины
(модули)», часть, формируемую участниками образовательных отношений – обязательные дисциплины.
Требования к «входным» знаниям, умениям и навыкам обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
Знать: теоретические основы эффективной работы с современными информационными системами; методы построения структур информационных систем, базовые алгоритмы их функционирования.
Уметь: осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации по научно- информационным системам; выбирать программно-технические средства для достижения поставленных целей при работе с информацией.
Владеть: навыками работы офисным прикладным программным обеспечением.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Код и наименование
компетенции
Код и наименование
индикатора
(индикаторов)
достижения компетенции
Результаты обучения
Предшествующие дисциплины
(курсы, модули, практики)
Последующие дисциплины
(курсы, модули, практики)
Информационная безопасность
Методы принятия решений в управлении
Технологии программирования
Информационные системы и технологии.
Проектирование информационных систем организаций
Управление информационными рисками
Администрирование компьютерных сетей.
Технологическая (проектно-технологическая) практика.


4
ПК-8 Владение навыками использования различных технологий разработки программного обеспечения
ПК-8.1.
Определяет формальные методы конструирования программного обеспечения
Знает
методы конструирования программного обеспечения
Умеет
определять формальные методы конструирования программного обеспечения
Владеет
навыками
конструирования программного обеспечения
ПК-8.2. Выполняет работы и управляет работами по формализации и моделированию программного обеспечения
Знает методы управления работами по формализации и моделированию программного обеспечения
Умеет выполнять работы и управляет работами по формализации и моделированию программного обеспечения
Владеет навыками работы и управляет работами по формализации и моделированию программного обеспечения
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общий объем дисциплины составляет 4 зачетных единиц,144 академических часа.
Вид учебной работы
Всего часов
Триместр
9
А
ОФО
ЗФО
ОФО
ЗФО
Контактная работа (всего)
42,5
16,3
42,5
16,3
в том числе:
1) занятия лекционного типа (ЛК)
20
4
20
4
из них
-лекций
20 4
20 4
2) занятия семинарского типа (ПЗ)
20
20
-семинары (С)
-практические занятия (ПР)
20 10 20 10
-лабораторные работы (ЛР)
3) групповые консультации
2
2
2
2 4) индивидуальная работа
5) промежуточная аттестация
0,5
0,3
0,5
0,3
Самостоятельная работа (всего) (СР)
104
127,7
104
127,7
в том числе:
Курсовой проект (работа)
Расчетно-графические работы
Контрольная работа
Реферат

5
Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, контролю и т.д.)
104
124
104
124
Вид промежуточной аттестации (зачет)
26,5 3,7 26,5 3,7
Общий объем, час
144
144
144
144
5. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание дисциплины
№ раздела
(темы)
Наименование раздела (темы)
Содержание раздела (темы)
1. Знакомство с языком Python
Общие сведения о языке Python. Установка Python на компьютер. Режимы работы Python. Что такое программа.
Первая программа. Структура программы на языке Python.
Комментарии.
2. Переменные и выражения
Типы данных. Преобразование типов. Переменные.
Оператор присваивания. Имена переменных и ключевые слова.
Выражения. Операции. Порядок выполнения операций.
Математические функции. Композиция. Ввод и вывод. Ввод данных с клавиатуры. Вывод данных на экран.
Пример скрипта, использующего ввод и вывод данных.
Задачи на элементарные действия с числами. Решение задач на элементарные действия с числами.
3. Условные предложения
Логический тип данных. Логические выражения и операторы. Сложные условные выражения (логические операции and, or, not). Условный оператор. Альтернативное выполнение. Примеры решения задач с условным оператором. Множественное ветвление. Реализация ветвления в языке Python.
4. Циклы
Понятие цикла. Тело цикла. Условия выполнения тела цикла.
Оператор цикла с условием. Оператор цикла while.
Бесконечные циклы. Альтернативная ветка цикла while.
Обновление переменной. Краткая форма записи обновления.
Примеры использования циклов.
Оператор цикла с параметром for. Операторы управления циклом. Пример задачи с использованием цикла for.
Вложенные циклы. Циклы в циклах. Случайные числа.
Функция randrange. Функция random. Примеры решения задач с циклом.
5. Функции
Создание функций. Параметры и аргументы. Локальные и глобальные переменные. Поток выполнения. Функции, возвращающие результат. Анонимные функции, инструкция lambda. Примеры решения задач с использованием функций.
Рекурсивные функции. Вычисление факториала. Числа
Фибоначчи.
6. Строки - последовательности символов
Составной тип данных - строка. Доступ по индексу. Длина строки и отрицательные индексы. Преобразование типов.
Применение цикла для обхода строки. Срезы строк. Строки нельзя изменить. Сравнение строк. Оператор in. Модуль string. Операторы для всех типов последовательностей
(строки, списки, кортежи). Примеры решения задач со строками.


6 7. Сложные типы данных
Списки. Тип список (list). Индексы. Обход списка. Проверка вхождения в список. Добавление в список. Суммирование или изменение списка. Операторы для списков. Срезы списков. Удаление списка. Клонирование списков.
Списочные параметры. Функция range. Списки: примеры решения задач.
Матрицы. Вложенные списки. Матрицы. Строки и списки.
Генераторы списков в Python.
Кортежи. Присваивание кортежей. Кортежи как возвращаемые значения
Введение в словари. Тип словарь (dict). Словарные операции.
Словарные методы. Множества в языке Python. Множества.
Множественный тип данных. Описание множеств.
Операции, допустимые над множествами: объединение, пересечение, разность, включение. Оператор определения принадлежности элемента множеству.
8. Стиль программирования и отладка программ.
Стиль программирования. Отладка программ.
5.2. Структура дисциплины
№ раздел а
(темы)
Наименование раздела
(темы)
Количество часов
Всего*
Л
ЛР
К
СР
ОФО ЗФО ОФО ЗФО ОФО ЗФО ОФО ЗФО
1
Знакомство с языком
Python
10/14 2
-
-
-
-
-
8 14 2
Переменные и выражения
12/16 2
1 2
1
-
-
8 14 3
Условные предложения
14/16 4
1 2
1
-
-
8 14 4
Циклы
18/16 4
1 6
1
-
-
8 14 5
Функции
14/17 2
1 4
2
-
-
8 14 6
Строки - последовательности символов
10/14 2
-
-
-
-
-
8 14 7
Сложные типы данных
14/16 2
-
4 2
-
-
8 14 8
Стиль программирования и отладка программ.
13/16 2
-
2 1
-
-
9 15
Реферат
10/10 10 10
Зачет
29/9
-
-
2
-
27 9
Общий объем
144/144
20
4
20
8
2
-
102
132
5.3. Занятия семинарского типа
№ п/п
№ раздела
(темы)
Вид занятия
Наименование
Количество часов
ОФО
ЗФО
1 2
ЛР
Работа со справочной системой
2 1
2 2
ЛР
Переменные
2 1
3 4
ЛР
«Числа Фибоначчи»
2 1
4 4
ЛР
Решение задачи с циклом for.
2 1

7 5
4
ЛР
Реализация циклических алгоритмов
2
-
6 5
ЛР
Создание функций
4 1
7 7
ЛР
Списки
2 1
8 7
ЛР
Решение задач со списками
2 1
9 8
ЛР
Списки
2 1
5.4. Курсовой проект (курсовая работа, расчетно-графическая работа, реферат,
контрольная работа)
5.5. Самостоятельная работа

темы
Виды самостоятельной работы
Количество
часов
ОФО
ЗФО
1
Изучение источников информации по теме.
Подготовка к лабораторной работе
8 14 2
Изучение источников информации по теме.
Подготовка к лабораторной работе
8 14 3
Изучение источников информации по теме.
Подготовка к лабораторной работе
8 14 4
Изучение источников информации по теме.
Подготовка к лабораторной работе
8 14 5
Изучение источников информации по теме.
Подготовка к лабораторной работе
8 14 6
Изучение источников информации по теме.
Подготовка к лабораторной работе
8 14 7
Изучение источников информации по теме.
Подготовка к лабораторной работе
8 14 8
Изучение источников информации по теме.
Подготовка к лабораторной работе
9 15
Реферат
10 10
Подготовка к аттестации
26,5 8,5
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные технологии обучения:
– работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов сети Интернет;
– работа с текстами учебника, дополнительной литературой;
– работа с таблицами, схемами;
– выполнение тестовых заданий по темам;
– участие в дискуссиях;
– работа с документами.
Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного
процесса по дисциплине:
 сбор, хранение, систематизация, обработка и представление учебной и научной информации;
 обработка различного рода информации с применением современных информационных технологий;
 самостоятельный поиск дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;
 использование электронной почты для рассылки и асинхронного общения, чата преподавателей и обучающихся, переписки и обсуждения возникших учебных проблем для синхронного взаимодействия;


8
 использование дистанционных образовательных технологий (при необходимости).
При чтении лекций используется компьютерная техника для демонстрации слайдов с помощью программного приложения Microsoft Power Point. На практических занятиях студенты представляют результаты выполнения самостоятельной работы, подготовленные с помощью программного продукта Microsoft Word. При выполнении практических заданий на практических занятиях, студентами используется программное обеспечение: Windows 7, Microsoft Office.
Интерактивные и активные образовательные технологии
№ раздела
(темы)
Вид занятия
(Л, ПЗ, С, ЛР)
Используемые интерактивные образовательные технологии
Количество часов
ОФО
ЗФО
2
Л
Лекция-дискуссия
2 1
3
ЛР
Работа малыми группами
2 1
4
Л
Проблемная лекция.
2 1
5
ЛР
Работа малыми группами
2 1
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Фонд оценочных средств по дисциплине приводится в приложении и входит в рабочую программу дисциплины.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Основная литература
1. Внуков, А. А. Защита информации : учебное пособие для вузов / А. А. Внуков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 161 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07248-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/422772 2. Галатенко, В. А. Основы информационной безопасности : учебное пособие / В. А.
Галатенко. — 3-е изд. — Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий
(ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 266 c. — ISBN 978-5-4497-0675-1. — Текст : электронный
//
Электронно-библиотечная система
IPR
BOOKS
:
[сайт].

URL: http://www.iprbookshop.ru/97562.html
8.2. Дополнительная литература
1. Казарин, О. В. Программно-аппаратные средства защиты информации. Защита программного обеспечения : учебник и практикум для вузов / О. В. Казарин, А. С. Забабурин. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-
9043-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452368 2.
Запечников, С. В. Криптографические методы защиты информации : учебник для вузов / С. В. Запечников, О. В. Казарин, А. А. Тарасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02574-3. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450538
8.3. Программное обеспечение
1. Microsoft Windows
2. Microsoft Office.
8.4. Профессиональные базы данных