Файл: Свойства воздуха Игры с воздушными шариками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Затем высыпают песок в большую ем­кость горкой и смотрят, что происходит (песок

остает­ся в виде горки с ровными краями).

Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получи­лись горки (горка из глины неровная). Выясняют, по­чему горки-разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера).

Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выгля­дят песчинки; как выглядят частички глины; сравни­вают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круг­лые, не прилипают друг к другу; частички глины мел­кие, очень тесно прижаты друг к другу).

Дети просеи­вают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и гли­ны .и .почему.

Рассматривают песочные часы и уточня­ют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).
«Свойства песка и глины»

Цель:

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Оборудование:

Емкости с песком, глиной, палочки.

Ход опыта:

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом — в емкость с су­хой глиной.

Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный).

Уточня­ют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее).
«Ветер»

Цель:

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Оборудование:

Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрытые крышкой со вставленной полиэтиленовой

бутылкой.

Ход опыта:

Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рас­сматривают заготовленную «песочницу» (банку с на­сыпанным тонким слоем песка или глины).

Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжима­ют банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).

Детям пред­лагают воспользоваться результатами предыдущего опыта

(«Почему песок хорошо сыплется?»).

Они опре­деляют, как сделать, чтобы с песком можно было иг­рать и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.
«Где вода?»


Цель:

Определить, что песок и глина по-разному впитыва­ют воду.

Оборудование:

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой гли­ной, мерные стаканчики с водой.


Ход опыта:

Взрослый предлагает детям выяснить свойства пес­ка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, что­бы полностью ушла в песок).

Выясняют, что произош­ло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у гли­ны частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинис­той почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огоро­де посыпают песком (для впитывания воды).


«Волшебный материал»

Цель:

Выявить, какие свойства приобретают песок и гли­на при смачивании.

Оборудование:

Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки.

Материал:

изде­лия из керамики.

Ход опыта:

Взрослый предлагает детям скатать шарики, кол­баски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек.

Дети дела­ют вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («пес­чаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная ка­кое-то время сохраняет форму).
Свет

«Передача солнечного зайчика»

Цель:

Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал:

схема многократного отражения.

Оборудование:

Зеркала

Ход опыта:

Дети рассматривают движение солнечного «зайчи­ка».
Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», по­местить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают про­цесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.



«Разноцветные огоньки»

Цель:

Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Оборудование:

Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Ход опыта:

Дети проводят опыт в ясный солнечный день. На­полняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. По­мещают зеркало внутри противня, положив его верх­ней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой —слегка приближают зеркало. Регу­лируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие виб­рирующие движения зеркалом.

Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцвет­ные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхне­го слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы.

(Призма — это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, кото­рые располагаются в таком порядке: красный, оран­жевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолето­вый.)

Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начи­нается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

Исследовательская деятельность на прогулке

в разные времена года
Осень

Исследовательская деятельность


  • рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

  • Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

  • «солнце высушивает предметы и песок»

  • при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.

  • определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.




  • выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.

  • обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.

  • «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

  • определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.

  • наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).





  • дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

  • наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

  • «Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

  • сухие листья не тонут в лужах, из них можно сделать кораблики.

продолжать наблюдать за световым днем (полярная ночь), примечать, откуда и когда встает

Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

  • рассматривание льдинок : они прозрачные, тают в руках быстрее, чем на рукавице.

  • Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи?

  • Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углуб­ляют ее.)



Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)

Полить водой.

  • Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)

  • Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и Кривы.)

Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.

♦ Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие . татки растений, их корни, останки животных.)

Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.


  • Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

♦ Что мы увидели? (Еле заметные почки.)


Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

  • Воспитатель предлагает детям провести опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крыш­кой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, пру­дах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

  • Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

  • Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.

Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.

  • Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

  • Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.


Зима
Исследовательская деятельность


  • Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

  • Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас­смотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

  • Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

  • Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на

их пути попадается какой-нибудь предмет, то он от­брасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В пол­день солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени ста­новятся длинными.)

  • Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В кон­це прогулки сравнить, где снег осел быстрее.





Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)


Весна
Исследовательская деятельность

  • Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки- горошки: на дороге, под кустами и т.д.

  • Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно