Файл: 1. Документирование хозяйственных операций 5 1 Первичные бухгалтерские документы 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Ведение бухгалтерского учета активов организации
2.1 Бухгалтерский учет движения основных средств
Нормативно-правовое регулирование учета движения ОС.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, которые призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств, которые призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления деятельности и составления отчетности.

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ, «Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ», утвержденное Приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н, и др.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

1) документ по учетной политике предприятия;

2) утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

3) графики документооборота;

4) утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

5) утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.


В настоящее время основными законодательными и нормативными актами, регулирующими порядок отражения в бухгалтерском учете основных средств, их движения (поступления, перемещения, выбытия), документального оформления операций по учету основных средств на предприятии, являются:

1) Федеральный Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (утвержден приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н). В законе указаны основные задачи бухгалтерского учета, регулирование бухгалтерского учета, организация бухгалтерского учета на предприятии, основные требования, предъявляемые к ведению учета, а также понятие и перечень первичных документов по учету, и иные моменты, применяемые для учета основных средств предприятия.

Следует отметить, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности хозяйствующих субъектов.

2) Налоговый кодекс РФ (НК РФ) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. В части первой НК РФ даны общие определения и понятия налогов и сборов, установлены субъекты налоговых правоотношений, раскрыты понятия каждого из них, обязанности и права субъектов, порядок подачи налоговой декларации, порядок расчета и уплаты налогов. Налоговый контроль, который проводится должностными лицами налоговых органов, и другие основные моменты, регулирующие процесс осуществления налогообложения на территории Российской Федерации.

3) Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н и в ред. приказа Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н). Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации.

4) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27.07.98 г. № 34н).

5) План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Эти документы универсальны, поскольку определяют общее правило организации и ведения бухгалтерского учета основных средств, и распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами, независимости от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.



Таким образом, названные документы предусматривают право организаций на основе этих нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей.

Документированное регулирование ОС.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах», должны применяться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы.

Постановлением от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» Госкомстат России утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. Данные формы первичной учетной документации распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Исключение составляют кредитные и бюджетные учреждения.

Учет поступления основных средств.

Введенные в эксплуатацию основные средства учитываются с использованием счета «Основные средства» (сч. 01). Основанием для ввода в эксплуатацию служит приказ руководителя предприятия. Бухгалтерия составляет акты приема-передачи и учитывает основные средства на инвентарных карточках (типа ОС-6).

Чаще всего приход основных средств происходит в результате:

1.окончания строительства

2.приобретения за плату (покупка ОС)

3.получения безвозмездно

4.поступления в виде взноса в уставной капитал

В соответствии с этим несколько различается бухгалтерский учет получения подобных средств. Рассмотрим отдельно каждый случай.


Учет принятых в эксплуатацию строительных объектов.

Формирование первоначальной стоимости вводимого в эксплуатацию объекта в данном случае определяется величиной затрат на его строительство. Эти затраты отражаются на балансовом счете «Вложения во внеоборотные активы» (08 счет). Сооружение объектов может производиться силами предприятия или с привлечением подрядных организаций.

В случае строительства с помощью стороннего застройщика используется счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (сч. 60).

Бухгалтерские проводки при строительстве объекта ОС сторонними силами:

Д08 – К60 – определена полная стоимость работ

Д19 – К60 – выделен НДС

Д01 – К08 – строительный объект принят в эксплуатацию

Д68 – К19 – выделенный НДС направлен к возмещению из бюджета

Д60 – К51 – переведены средства подрядчику.

Если строительство производится собственными силами, то для учета расходов на него применяются счета «Материалы» (10), «Расчеты с персоналом по оплате труда» (70), «Вспомогательные производства» (23), «Амортизация» (02) и другие. В этом случае оформляются проводки:

Д08 – К10 (02,23,70,69 и др.) – учитываются затраты на строительство

Д01 – К08 – объект принят в эксплуатацию.

Выбытие основных средств с предприятия.

Покинуть предприятие объект основного средства может несколькими способами и по разным причинам. Объект может быть продан, подарен, внесен в уставной капитал другой организации, списан в связи с моральным или физическим износом. Прежде чем списать ОС, необходимо оценить его состояние, возможность или невозможность его дальнейшей эксплуатации. Такую оценку проводит специальная комиссия. Если комиссия принимает решение списать объект, то руководителем издается приказ о необходимости списания основного средства. При этом составляется акт списания по форме ОС-4, ОС-4а или ОС-4б, на основании которого уже бухгалтер выполняет проводки по снятию основного средства с учета и делает отметку о списании в инвентарной карточке ОС-6, ОС-6а или ОС-6б.

При выбытии ОС таким способом происходит списание его остаточной стоимости с 01 счета, на котором объект числится. Остаточная стоимость считается путем вычитания из первоначальной (восстановительной) стоимости суммы начисленной амортизации. Первоначальная – эта стоимость, по которой основное средство было принято к учету на 01 счет при поступлении. Восстановительная – это стоимость, полученная в результате проведения переоценки. Начисленная амортизация – берутся все накопленные амортизационные отчисления на дату списания, числящиеся по кредиту сч.02.


Порядок списания основного средств следующий:

На счете 01 открывается дополнительный субсчет 2 «Выбытие ОС». При этом на субсчете 1 будут числиться эксплуатируемые ОС.

Выполняется проводка по списанию первоначальной (восстановительной) стоимости: Д01/2 К01/1

Выполняется проводка по списанию начисленной амортизации: Д02 К01/2

На субсчете 2 образовалась остаточная стоимость ОС (разница дебета и кредита), которая списывается в прочие расходы проводкой Д91/2 К01/2

Если объект полностью самортизирован, срок его полезного использования закончился, то остаточная стоимость будет равна 0 (дебет сусчета 2 сч.01 равен его кредиту).

Расходы по списанию ОС, например, на демонтаж списываются также в прочие расходы (Д91/2 К70, 69, 76).

Детали, запчасти, материалы, оставшиеся после демонтажа объекта ОС и подлежащие дальнейшему использованию, приходуются по средней рыночной стоимости в качестве материальных ценностей (Д10 К91/1).

По итогам списания на счете 91 формируется финансовый результат, в случае получения прибыли выполняется проводка Д91/9 К99, в случае получения убытка отражается проводка Д99 К91/9.

Перемещение основных средств внутри предприятия.

Внутреннее перемещение объектов основных средств – операция, которая периодически выполняется на многих предприятиях. Сущность ее заключается в том, что объект основных средств передается из одного подразделения предприятия в другое, но при этом не покидает пределов предприятия.

В программе «1С Бухгалтерия 8» такие операции оформляются с помощью документа Перемещение ОС. Характерной особенностью данного документа является то, что по итогам его проведения не происходит автоматическое формирование бухгалтерских проводок (как это имеет место быть в большинстве других документов конфигурации), а лишь вносятся изменения в регистры сведений «Местонахождение ОС (бухгалтерский учет)» и «События ОС организаций».
2.2 Классификация источников формирования активов организации
Формирование собственных средств предприятия происходит еще до момента его учреждения, когда образуется уставный капитал предприятия, являющийся основным источником собственных средств.

Учет уставного капитала ведется на пассивном фондовом счете 85 «Уставный капитал», кредитовое сальдо по этому счету показывает сумму зарегистрированного (объявленного) капитала. По дебету этого счета показывают уменьшение уставного капитала для покрытия за его счет убытков, выхода из фирмы кого-либо из участников или полной ликвидации предприятия. По кредиту счета 85 отражается увеличение уставного капитала.