Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОДА ВЫХОДНОГО ДНЯ
Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование профилю подготовки
Физическая культура
Идентификационный код ВКР: 1308325
Екатеринбург 2017

2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра теории и методики физической культуры
К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:
Зав. Кафедрой ТМФК
_____________ Т.В. Андрюхина
«____»________________2017г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИИЗАЦИИ ПОХОДА ВЫХОДНОГО ДНЯ
Исполнитель:
Обучающийся группы № ФК-402 Пенских. А. С.
(подпись)
Руководитель
К.п.н., доцент Варава Ю. И.
(подпись)
НормоконтролерК.п.н., доцент Кетриш Е. В.
(подпись)
Екатеринбург, 2017

3
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа выполнена на 59 страницах, содержит 1 схему, 1 таблицу, 52 источника литературы, 3 приложения на 4 страницах.
Ключевые слова: туристическая деятельность, поход выходного дня, туризм.
Объект исследования – организация и проведение туристических походов.
Предмет исследования – особенности организации похода выходного дня.
Цель работы – на основе изучения особенностей туризма выходного дня, определить основные положения оптимизации деятельности по организации похода выходного дня.
Основные задачи:
1.
Проанализировать и изучить материалы и научные работы различных авторов, по организации походов выходного дня.
2.
Определить понятие свободного времени, досуга, рекреации.
3.
Выявить и рассмотреть проблемы и задачи стоящие перед походом выходного дня. Определить понятие похода выходного дня его наполнение, функции и классификацию.

4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТИЧОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ7 1.1
Туристическая деятельность 7 1.2
Понятие свободного времени, досуга, рекреации и их место в жизни человека 10 1.3
Понятие туризма выходного дня и его наполнение 19
ГЛАВА 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПОХОДА ВЫХОДНОГО ДНЯ 26 2.
1 Виды и классификация26 2.2 Семейный туризм 28 2.3 Организация и проведение похода выходного дня 38 2.4 Принципы и порядок проведения похода выходного дня 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56


5
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение и развитие туризма выходного дня было непосредственно связано с потребностями граждан в отдыхе в конце трудовой недели.
Походы выходного дня созданы для сильно занятых людей, которые просто не могут выделить времени на отпуск, которым даже на неделюне могут вырваться, не говоря о полноценном отпуске.
Туры выходного дня развиваются, и становятся наиболее востребованным среди населения. При помощи подобных туров появляетсяспособ разнообразить обыденные выходные, сделать их более оригинальными и запоминающимися, хорошо отдохнуть в конце трудовых недели и задатьбодрое настроение на следующие дни.
Эта тема дипломной работы была выбрана, потому что очевиднаактуальность и нарастающая популярность этого направления развития туризма как в России в целом, так и в Уральском регионе
(Приложение 1). Можно отметить, что по данным департамента развития туризма Свердловской области 25-30 % от данных цифр – это туризм выходного дня.Так как наибольшая часть населения проживает в городах и мегаполисах с постоянным иногда агрессивным информационным потоком и не с хорошей экологией, то туры и разные рекреативные программы выходного дня, которые предлагает это направление дают возможность решить некоторые проблемы людей в потребности, в регулярном кратковременном отдыхе и рекреациидуховных и физических сил, смене обстановки и впечатлений, разнообразии досуга деятельности и эмоциональном наполнением времяпрепровождения, с высокой степенью интенсивности и частоты на основе доступных по соотношению цена- качество туров выходного дня.
В силу малой продолжительности, но высокой частоте таких туров, люди активно приобщаются в социально-культурную деятельность, что

6 непосредственно оказывает влияние на развитие культурного уровня населения, так и на экономическую инфраструктуру региона.
Проблема состоит в противоречии между особенностями туризма выходного дня, как эффективной формы организации рекреационной деятельности, с одной стороны, и современной практикой работы не в полной мере реализующей рекреационный потенциал туризма выходного дня.
Объект исследования – организация и проведение туристических походов.
Предмет исследованияособенности организации похода выходного дня.
Цель исследования: на основе изучения особенностей туризма выходного дня, определить основные положения оптимизации деятельности по организации похода выходного дня.
Задачи исследования:
4.
Проанализировать и изучить материалы и научные работы различных авторов, по организации походов выходного дня.
5.
Определить понятие свободного времени, досуга, рекреации.
6.
Выявить и рассмотреть проблемы и задачи стоящие перед походом выходного дня. Определить понятие похода выходного дня его наполнение, функции и классификацию.
Методы исследования:
-
Изучение специальной литературы, документов, а также интернет ресурсов;
-
Анализ статистических данных о туристских потоках в Свердловской области;
-
Наблюдение.


7
ГЛАВА1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1
Туристическая деятельность
Туристическая деятельность как понятие может трактоваться с разных точек зрения. Широкие слои населения чаще всего понимают ее как занятие туризмом, отдыхом, экскурсии, досуг. В контексте хозяйственных взаимоотношений туристическую деятельность определяют как производственно-обслуживающей деятельности по предоставлению разных туристических услуг или деятельность по организации путешествий с туристической целью. Более широко туристическая деятельность может определяться как проявление социальной политики государства, профсоюзов, предприятий с целью реализации прав граждан на отдых, свободу их передвижения.
Основываясь на подходе, туристическая деятельность может быть определена как отношения, которые связывают субъект деятельности со средой и иллюстрируются несложной схеме:
Субъект = Туристическая деятельность = Окружающая среда.
Туризм является открытой системой, на которую значительное влияние оказывают природные факторы, климатические, экономические и социальные катаклизмы, национальные и региональные конфликты и т.п.
Некоторые из таких внешних воздействий на систему проявляются регулярно, проявления других предсказать невозможно. Ситуация осложняется и тем, что во многих случаях отдельные виды коммерческой деятельности, например, организация размещения и питания, транспортных услуг направлены на обслуживание не только туристов, но и других категорий посетителей, путешествующих, местное населения. Кроме того, не все туристы пользуются услугами, которые реализуются туристическими предприятиями, предлагающими к потреблению комплексные туры рода

8
(туроператорами или турагентами), предпочитая деятельности напрямую, самостоятельно связываясь с транспортных компаний и отелями, ресторанами, бюро экскурсионного обслуживания и тому подобное. Другие потребители туристических услуг предпочитают работать не с турагентствами, а непосредственно с операторами туров.
В современных условиях глобализации общественных процессов среда реализации туристической деятельности, с одной стороны, характеризуется значительной унификацией требований, а с другой − в значительной территориальной дифференциации реальных возможностей удовлетворять туристические потребности и поляризацией конкретного состояния ключевых элементов как прямого, так и косвенного воздействия: технологии; закономерности функционирования экономики, имеющие отличные проявления на различных таксономических уровнях (мировом, региональном, национальном, локальном), научно-технический прогресс; групповые интересы; существенные события; социально-культурные, экологические, политические условия.
Непосредственное осуществление туристической деятельности на национальном уровне происходит под влиянием элементов среды государственного регулирования туристической деятельности. Его составляющими являются:— нормативно-правовые акты, содействие продвижению туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках, защита прав и интересов туристов и обеспечения их безопасности;
— лицензирования и стандартизация в туристической индустрии; сертификация туристского продукта;
— правила въезда и выезда туристов с учетом интересов развития туризма; выделение прямых бюджетных ассигнований, создание благоприятных условий для инвестиций; налоговое регулирование;
— и таможенное регулирование, предоставление льготных кредитов, установление таможенных и налоговых льгот субъектам туристической


9 деятельности; кадровое обеспечение, развитие научных исследований, обеспечение картографической продукцией.
Ощутимый вылил на конкретное состояние хозяйственной среды реализации туристической деятельности имеют процессы специализации, диверсификации, кооперации, концентрации производства.
Выражением специализации туристической деятельности является функционирование разнообразных и специализированных средств размещения (гостиницы, кемпинги, мотели и т.п.), реализация различных форм обслуживания в заведениях гостеприимства и развлечений в соответствии с возрастающего набора видов туристических услуг и путешествий. Процесс специализации приводит к усложнению хозяйственных связей между предприятиями, участвующими в обслуживании туристов, учитывая что, возникает необходимость в кооперировании специализированных производств.
Кооперирование в индустрии туризма является формой организации постоянных связей между специализированными, но самостоятельными предприятиями по производству и реализации туристических услуг и товаров.
В практике функционирования туристической индустрии кооперирования происходит в форме долгосрочного договорного сотрудничества на предметной, функциональной, региональной, межотраслевой, национальной, международной основе. Чаще всего инициаторами кооперирования выступают непосредственно субъекты туристической деятельности, поскольку именно они создают, предлагают и реализуют турпродукт. Фактически, кооперация − не самоцель, а средство повышения качественных показателей туристического сервиса, экономии времени, сил и средств.
Бурное развитие туризма в 70-е pp. вызвал активный процесс концентрации производств туристической индустрии. Прежде всего, концентрация приводит к увеличению среднего размера предприятий. Она

10 происходит как путем увеличения отдельных производственных единиц, так и путем объединения широкого круга специализированных предприятий и связана с диверсификацией туристической лояльности отдельных субъектов.
В экономике диверсификация понимается как расширение сферы производства/торговли производителем/торговцем за счет включения в нее новых продуктов. Она может происходить путем приобретения фирм, которые уже действуют на тех рынках, куда собирается проникнуть компания, либо из-за расширения собственных мощностей. Диверсификация позволяет уменьшить риск предпринимательской деятельности путем перераспределения инвестиций и других ресурсов между несколькими направлениями деятельности, а именно путем производства различных товаров и услуг. В туризме диверсификация позволяет решить проблемы зависимости от одного рынка, лимит которого начинает сокращаться
(например, сокращение рынка въездного туризма в Грецию происходило параллельно с развитием рынков Турции, Кипра, Египта, Туниса) уравновешивания сезонных колебаний спроса, обеспечение пространства для роста фирмы (особенно при освоении новых направлений и открытии новых туристических рынков).
1.2
Понятие свободного времени, досуга, рекреации и их место в жизни человека
Нужно хорошо разобраться в этих понятиях, поскольку их часто путают, смешивают, что может привести к неверному пониманию. Здесь разъяснятся все эти понятия.
Рекреация выходного дня направлена на удовлетворение жизненно необходимых потребностей индивида: оздоровление, отдых,развитие культурного плана. Кроме того, во многих странах рекреационно- туристическая деятельность проявляется как отдельная отрасль экономики, являясьглавным фактором стабилизации и дальнейшего ее развития. В


11 основных ее видах выделяют курортно-оздоровительный отдых и туризм [5; c. 28].
Сложности развития туризма и оздоровления работающих в конце трудовой недели, а также направления их решения изучены и представлены в работах,А.И.Серебрякова, А.П.Юрьева,А.Г.Бобковой, Г.М.Алейниковой,
Е.А.Желудковского,
П.В.Гудзя,В.К.
Мамутова,
Б.В.Буркинского,
В.К.Симоненко, М.И.Долишнего, И.В.Бережной, С.К.Харичкова и др.
Анализ специальной и научной литературы показывает, что в большинстве публикаций по рекреационной географии рассматриваются только вопросы, связанные с туризмом, а не с отдыхом вообще. Таким образом, можно сказать, что в российской литературе сложилось крепкое представление, что рекреация и туризм понятия близкие, в большинстве опубликованных работ тождественные, но если быть верным рекреация включает в себя туризм, экскурсии и отдых без выхода из обычной среды обитания. Таким образом, туризм важнейшая составляющая часть рекреации.
Все термины, включающие слово «рекреационный» ориентированы,прежде всего, на вопросы,касающиеся туризма или с отдых вообще. Одним из наиболее хорошо разработанных понятий, вошедших в 80-е годы даже в школьную программу – «рекреационные ресурсы» [9; c. 66].
Существует множество определений термина рекреационные ресурсы, одни более удачны, другие менее. У В.И. Преловского говорится вполне приемлемое определение природных рекреационных ресурсов, "под которыми следует понимать природные явления, процессы или отдельные элементы ландшафта (более ёмко и лучше – "элементы и явления географической среды"), которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности". Нужно также определиться с понятием физической рекреации.
Физическая рекреация – это педагогически организованная двигательная активность, выступающая в форме действий (оперативная ФР), или в форме деятельности (кумулятивная и компенсаторная ФР),

12 направленная на восстановление оперативно, хронически или патологически сниженной работоспособности с использованием технологий ФК, на основе закономерностей стрессовой реакции и механизмов адаптации в целом [10; c.
19].
В настоящее время человек зачастую находится в стрессовой ситуации.
Вероятность умственной, физической и психологической перегрузки существует можно сказать постоянно у каждого из нас. Наиболее это возможно у жителей больших городов – стоит выйти порог дома, и мы встречаемся с пылью, шумом, грязным воздухом и автомобилей, и т.д.
Помимо того, такая жизнь отличается убыстренным ритмом, постоянной спешкой –это крайне неблагоприятнооткликается на работоспособности и настроении человека.
Цель походного туризма – проанализировать проведение похода выходного дня как способа рекреации после рабочей недели.
Задачи похода выходного дня:
1.
Обозначить теоретические аспекты, тесно связанные с целью исследования.
2. Провести оценку влияния проводимого мероприятия на состояние испытуемых.
В фундамент предположения исследования предположено предположение о том, что физические нагрузки и приобщение к природе могут восполнить работоспособность и силы в конце трудовой недели у участвующих в туристическом походе. [12; c. 384].
Перед тем начать рассмотрение рекреационной деятельности человека в выходные, нужно произвести уточнение понятий как «досуг», «рекреация»,
«свободное время». Обозначение смысловых рамок этих понятий позволит на основании предлагаемых дефиниций более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать действия и явления, совершающиеся в сфере отдыха и туризма в современных российских условиях. Важно