Файл: Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 44. 03. 01.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий.
Высказывание «свободное время» появилось XX века, когда начинает формироваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. Во многих странах мира вместо термина
«свободное время» принято понимать «досуг». Для выяснения соотношения понятий «досуг», «свободное время» и «рекреация» считается необходимым рассмотреть понятия «социальное время» и «время».
«Время, с помощью данного понятия измеряют почти любой процесс, совершающийся в мире вокруг нас, выделяя продолжительность и последовательность сущего, время непрерывно, навсегда присуще природе в целом, вместе с тем разная конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. Временем измеряется и существование человека и общества». Значит «досуг», «свободное время», «рекреация» представляют собой совокупность различных видов деятельности, выполняемых в определенный временной отрезок.
Свободное время действует одной из форм социального времени или, говоря другими словами, единицей социального времени. С ним соединены такие виды деятельности, саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и приобретение культурных ценностей [10; c. 20].
В наше время в науке среди ученых отсутствует единство взглядов ключевых вопросах изучения свободного времени. Главная проблема, с которой приходится контактировать, – это выявление функциональных и содержательных границ понятия в самой концепции социального времени общества. В литературе нашего времени есть разнообразные исследовательские подходы к этой проблеме, которые условно можно разделить на три группы. Представители первой группы (В.Д. Патрушев,

И.В. Чернов) - главным образом экономисты, которые, в точности с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть

14 после рабочего времени, тесно связанного преимущественно с восполнение сил для работы, формированием нового типа рабочего персонала.
Следующая, вторая группа исследователей (Г.П. Орлов, В.Н.
Лавриенко, В.А. Артенов), в большей степень социологи и философы, так же рассматривают свободное время частью свободного от работы времени, но обращенного не столько на усовершенствование человека как работника, сколько на всестороннее развитие личности.
Придерживающиеся третьего концептуального подхода (А.В. Мялкин,
Ю.Н. Лобанов), рассматривают свободное время за гранями труда на трудовой деятельности и почти соотносят его с внерабочим временем, которое направленно для развития работающих и их отдыха [10; c. 23].
Уже на основании указанных трактовок, возможно, рассуждать о необходимости свободного времени в жизни отдельных людей и общества в целом. Исходя из этого свободное время, на наш взгляд, представляет собой самый ценный источник для восполнения сил и развития личности человека.
Досуг, в свою очередь, проявляется структурным элементом свободного времени. Но все же нужно разграничивать понятия «досуг» и «свободное время».
Досуг как современное понятие сформировалось в периоды индустриального и постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большего количества трудового населения находящимся в обществе нужен ряд культурных и социально-экономических условий. В качестве наиболее существенных из них Т.В. Киселева и Ю.А.
Красильников выделяют следующие:
В первую очередь, общество прекращает управлять организацией досуга средствами ритуальных обязанностей. По возможности, некоторые виды досуговой занятости не должны выявляться под категорией коллективного обязательного ритуала, а стать незаменимой заботой каждого индивида даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью;

15
Во вторую, деятельность, которой человек зарабатывает на проживание, находится в стороне от других ее видов. Она организовывается этаким образом, что ее вполне просто можно оградить как практически, так и теоретически от свободного времени [10; c. 28].
Данные два неотъемлемых условия организации досуга характерны для образа жизни людей в постиндустриальном и индустриальном обществе. А именно общества такого типа через увеличение объема интенсивности и производительности труда смогли обеспечить сокращение длительности трудового и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце рабочего дня, недели, в виде отпуска.
Продолжительное время как зарубежные, так и отечественные специалисты близко связывали и чуть ли не отождествляли досуг со свободным временен. По сей день, в исследовательских кругах не выбрана общая концепция досуга и не поставлены содержательные грани свободного времени общества и личности. Для примера, в словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина отмечено, что «досуг - синоним слова «свободное время». Точка зрения, которой придерживается
Г.И. Минц, принципиально друга: «Досуг – часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, потраченное на учебу, общественной работе, детям и иным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится» [18; c. 272].
Досуг – это деятельность ради своего удовольствия, развлечения, самореализации или достижения других целей по своему выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это вид деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им это нравится. Наравне с тем учеными не отвергается, что все же основное назначение досуга - это рекреация. Поэтому потребность в восполнении физических и морально- психологических сил выявляет потребность в досуге. По этому поводу немецкий ученый Г. Клут высказывается: «Свободное время берет начало


16 там, где открыты возможности создать противоположный труду мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором деятельность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя» [24; c. 543].
Б.А. Трегубов, определяет свободное время частью нерабочего времени, направленную на всестороннее и слаженное развитие личности.
При исследовании досуговой деятельности человека можно обозначить ее специфические признаки. Таковыми являются следующие:
1.«Очищение» досуговой деятельности от разного рода необходимых, непреложных затрат.
2.Самоценность досугового времяпрепровождения, которое ощущается индивидом как цель и основная ценность.
3.
Употребление взаимозаменяемости занятий, свобода выбора варианта деятельности или бездеятельности. Но тут следует отметить, что свобода выбора деятельности разграничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к духовным ценностям. Помимо этого, она обусловлена состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др.
4.Общественная ценность досуговой деятельности, которая определяется степенью всестороннего развития личности.
Досуг – часть свободного от работы времени, совокупность занятий, ради своего удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм деятельности, досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития. Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности человека.
Как ни странно при рассмотрении «досуга» и «свободного времени» мы почти не затрагивали такого понятия как «рекреация». Если свободное время и досуг некоторые ученые могут отождествлять по тем или иным

17 причинам, то рекреация, также оказывается частью свободного времени, как правило, отождествляется с понятием «отдых». Можно сказать, это несколько различные обозначения одного и того же явления[ 24; c. 551].
Рекреация представляет собой часть свободного времени обусловлено на восстановление сил в специальных комплексах. Таким образом, основное отличие «отдыха» от «рекреации», состоит в том, что рекреационная деятельность происходить на специализированных территориях, сориентированных непосредственно на восполнение сил, в основном за территорией проживания.
Под рекреационной деятельностью, понимается различная двигательная активность людей, организованная на восполнение собственных сил в соответствии с личными социально-культурными потребностями, проходящая на специальных территориях. Рекреационная двигательная активность характеризуется временными рамками, в которых протекает восполнение (физических, психических, интеллектуальных) сил человека. Как правильно замечает И.В. Зорин, по функциям в процессе пополнения жизненных сил человека рекреацию можно разделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В настоящей жизни, как отмечает исследователь, можно выделить 4 формы рекреации:
1.Инклюзивная – в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц – психосоматическое расслабление).
2.Ежедневная – в конце рабочего дня.
3.Еженедельная – в конце рабочей недели.
4.Отпускная – в конце рабочего года.
Функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека, различны:
(1) – компенсаторная;
(2) – компенсаторно-расширенная;
(3) – расширенно-компенсаторная;
(4) – расширенная.


18
Как мы можем заметить, присутствует, диалектическое единство этих четырех форм рекреации они составляют одно целое рекреационной деятельности. [22; c. 346].
Рассматривая рекреационную деятельность, Л.А. Акимова обращает внимание на то, что в рекреационных теориях выделяется несколько направлений.
1.Идеоматическое, отождествляющее рекреацию с игрой, проявлением инстинкта «имитации».
2.Реалистическое, требующее в рекреационной деятельности соблюдение традиций и дисциплины.
3.Прагматическое, применяющее психологию к объяснению рекреационного поведения.
4.Экспериментальное, обучающее людей рекреационной деятельности.
Нужно отметить, что выделяются различные критерии рекреационной деятельности. Д.В. Николаенко делит рекреационную деятельность по следующим критериям:
− по длительности (на туризм и экскурсии – все, что занимает в рекреационной деятельности не более 24 часов – есть экскурсия; более 24 часов – туризм);
− по месту проведения (иностранный и внутренний виды туризма).
Для восполнения физических и психологических сил человека нужна особая социально-культурная инфраструктура в сочетании с природно- климатическими особенностями территорий. Совокупность природных и социально-культурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории получило название рекреационный потенциал.
Рассматривая рекреацию, как вид деятельности можно выделить объект и субъект рекреации.
Под объектом рекреации понимается совокупность природно- климатических и социально-культурных условий для рекреационной

19 деятельности человека. Такими могут являться материальные предметы, уникальные природно-климатические особенности местности.
Под субъектом рекреации понимаются люди – рекреанты, проводящие время рекреационной деятельности.
Резюмируя вышесказанное, нельзя не отметить, что рекреация – часть свободного времени направленная на восполнение сил человека на специальных территориях, в основном за пределами обычного места проживания. В это время как досуговая деятельность не ограничивается рамками территории. Другими словами, рекреационное время – это часть свободного времени, употребляемого для рекреационной деятельности, удовлетворения рекреационных потребностей [22; c. 340].
Таким образом, в российской литературе сложилось крепкое представление, что рекреация и туризм понятия рядом стоящие, в большинстве публикаций тождественные, но если быть точным рекреация включает в себя туризм, экскурсии и отдых без перемещения из обычной среды проживания. Таким образом, туризм главная составная часть рекреации.
1.3
Понятие туризма выходного дня и его наполнение
Туризм выходного дня довольно-таки обширное понятие, поэтому нужно выявить его разновидности, определить методики его проведения, а также мотивы туристов, которые оказывают на выбор того или другого различного по наполнению тура.
Раньше туры выходного дня были разработаны для очень деловых людей, у которых просто не бывает времени на отпуск, которым сложно вырваться, не говоря уж о полноценном месячном отпуске[44; c. 3].
Мы часто ожидаем выходных дней в надежде чуть-чуть отдохнуть, но, как правило, проводим их в домашних хлопотах и делах. Целесообразней и полезней с точки зрения последующей продуктивности разрешить себе туры


20 выходного дня, с её разнообразной природой, красочными древними городами и музеями, предоставляет множество возможностей для туристов.
Более заманчиво в таких небольшие путешествиях – большое разнообразие возможностей. Такие туры предоставляют универсальные программы: семейные путешествия, корпоративные или туры в компании друзей.
Супружеские пары могут организовать себе тур выходного дня просто как "
свадебное" путешествие. Такие небольшие путешествия, как туры выходного дня, позволяют выйти из рутины и хорошо провести время.
Турфирмы, организуя такие поездки, придумывают и организовывают все до деталей. Комфортный проезд, питание, и проживание. Данные туры – отличная возможность лучше узнать коллег по трудовому цеху, начать знакомство с новыми людьми или улучшить семейные взаимоотношения[1; c. 702].
Туры выходного дня представляют собой 2-3-дневный отдых охватывающий, в основном, один рабочий день - пятницу, с различной направленностью: познавательный туризм – не влияет на возраст путешественника, а только от его интереса. Заинтересовать человека может, что угодно, а именно что-то новое и интересное, раньше не виданное и неизученное. Потому при разработке рынка, при рекламе большое внимание надо уделить освещению именно таких сторон туристского маршрута.
Существуют две разновидности познавательных туров:
1) стационарные туры - с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
2) маршрутные туры - посещение некоторого количества населенных пунктов и центров достопримечательностей, построено в виде маршрута путешествия.
3) развлекательные туры. Главная их цель, является, - развлечение во время тура, поездки. Развлекательные туры, как правило, являются недолговременными. Их срок прохождения составляет обычно 3-5 дней.

21
Наиболее актуальными развлекательными турами являются "туры в конце рабочей недели" (week-end). Программы обычно– развлекательные и экскурсионные. Экскурсии обычно однообразные. Целевое направление - развлечения в согласии предпочтенному их виду. Один из видов услуг на данных турах - возможность участие в фестивальных программах, праздничных мероприятиях, проходящих на территории отдыха. При посещении тематических парков - собственно их посещение (обеспечение туристов входными билетами, часто по льготным ценам). Вечерние мероприятия развлекательного характера, зачастую, обязательны (ресторан, специальный концерт и т.п.). Питание – полупансион(завтрак, ужин). Ужин при этом основном проходит на вечернем мероприятии и может входить или не входить в цену путевки это зависит от обязательности и привлекательности мероприятия. Другими словами, когда планируют питание, учитывается, входит или не входит ужин в досуговую или даже вечернюю экскурсионную программу[29; c. 16].
Развлекательные туры могут быть двух разновидностей:
1. Периодические, или разовые, туры организуются на праздничные дни (рождественские туры), во время каникул, на традиционные фестивали
(Венецианский, в Рио-де-Жанейро) или могут быть приурочены к каким-то разовым событиям или мероприятиям (например, 1000-летие христианства или празднование каких-то крупных национальных дат и т.п.).
2. Регулярные, или постоянно действующие, туры - к специально созданным местам постоянно действующих развлечений (Диснейленд или другие тематические парки, казино в Лас-Вегасе (США) и в Сан-Сити
(Южная Африка)); другие более мелкие или менее известные места развлечений, привлекающие туристов.
Экологические туры - понятие "экотуризм" охватывает довольно широкий спектр путешествий - от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и