Файл: Ответ Литературный процесс эпохи Просвещения делится на 3 этапа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В XIV в. осмыслению монгольского завоевания посвящен целый ряд повестей-сказаний: о битве на Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, сказание о Евпатии Коловрате, а также о защитнике Смоленска юноше смолянине Меркурии, спасшем город по велению Богородицы от Батыевых ратей.
В Северо-Восточной Руси, которая на протяжении XIV - начала XV в. постепенно шла к воссозданию государственного единства, создались благоприятные предпосылки для культурного подъема, обогащаемого ростом национального самосознания. Мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей дала Куликовская битва. Блестящей победе русских воинов на поле Куликовом посвящен целый ряд выдающихся произведений литературы: летописная повесть "О побоище на Дону", "Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича", воинская повесть "Задонщина", составленная, как полагают, Софонием Рязанцем по образцу "Слова о полку Игореве". Другим произведением из антиордынского цикла является историческая песнь о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о восстании в Твери в 1327 г., о разорении Тохтамышем Москвы 1382 г., о нашествиях на Русь Тамерлана и хана Едигея.
Идея национального освобождения и патриотизма отражена также в произведениях, посвященных защите северо-западных рубежей Земли русской: "Житие Довмонта" и "Житие святого Александра Невского".
Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в Орде. Это "Житие Михаила Черниговского" и "Житие Михаила Тверского". Князья предстают в этих произведениях как защитники православной веры и своей Отчизны.
Постепенно со второй половины XIII в. в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, немного позднее (примерно с 1250 г.) -Владимир, а с конца XIII в.- Тверь. Со второй половины XIV в. составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъем. Ведущее место постепенно занимает московская летописная традиция, а ее центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. Она дошла до нас в составе Троицкой летописи начала XV в. и являет собой в отличие от местных летописных записей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера.
Наряду с развитием литературы развивается письменность. Показателем степени распространения грамотности среди всех слоев населения являются найденные в XX в. при раскопках в Новгороде берестяные грамоты. Постепенно с развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. В XIV в. на смену "уставу" приходит "полуустав" - более беглое и свободное письмо. А с конца XIV в. начинается развитие скорописи, само название которой говорит о принципе написания. На смену дорогостоящему пергамену постепенно приходит более дешевый материал - бумага.

Применение бумаги и замена ею пергамента сделало книги более доступными. Уже к 15 веку известно достаточно библиотек. От 13-14 вв. до нас дошло 583 рукописные книги. Остальные, очевидно, погибли в огне многочисленных пожаров и войн. Выдающимся памятником литературы и географических описаний является "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, совершившего небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.
Ведущим жанром русской литературы этого периода является воинская повесть. Сильным патриотическим чувством проникнуты "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской Земли" и ряд других. Отражая общественную идею политического и культурного объединения русских земель, литература показывала рост национального самосознания народа в борьбе с иноземным игом и созданием единого централизованного государства. Целый цикл выдающихся произведений посвящен этой проблеме. Это произведения о победе на Куликовом поле, "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина" и др.
26. Философская проблематика романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Ответ:
Оскар Уайльд пытался в свойственной ему манере привлечь внимание читателя к волновавшим его проблемам: какова истинно верная философия жизни, что есть свобода совести и богатство души. Герои воплощают разные стороны самобытной личности Уайльда. Бэзил олицетворял преданность искусству, Грей желал быть вечно юным для того, чтобы сделать свою жизнь прекрасной, как произведении искусства, а лорд Генри пропагандировал культ наслаждения. По сюжету образу лорда Генри суждено быть наставником, демоном-искусителем для невинного Дориана. Лорд Генри овладевает душой молодого человека, заражает ее навязчивой идеей приобщения к философии гедонизма. Культ юности и красоты, внушил Дориану Генри. Высказывая свои парадоксы, на которых держится его успех в светском обществе, лорд Уоттон сам же следовал только тому, что вписываются в рамки дозволенного. Из Дориана же он создал проекцию всех нереализованных тайных желаний и мыслей. Сам Генри не совершил ни одного поступка, выходящего из ряда вон, о котором он с легкостью мог говорить.
Автор посылает Дориану проверку на прочность:
Любовь к Сибиле Вэйн. Дориан не справляется, Сибилла совершает самоубийство, и после этого на портрете появляется первая складка у рта, небольшая ухмылка. Демон-искуситель Генри помогает справиться с этим, упраздняя муки совести подопечного. Этот момент является отправной точкой Дориана на пути в бездну разврата и преступлений. Он теперь вступил в двойную игру, полную фальши. Красивая, светская жизнь, великолепная, нетронутая внешность скрывали за собой полнейшее нравственное падение личности. Он отдался без остатка всем темным порокам и преступлениям, которые изуродовали его душу. Зло же стало для него одной сторон эстетики наслаждения жизнью. Нетленная красота не позволяет людям отвернуться от него и позволяет оставаться в глазах общественности чистым и непорочным юношей. Специфическое удовольствие нашел для себя Дориан, он любил сравнивать «портрет его совести», изъеденный пороками и своё отражение в зеркале. «Чем разительней становился контраст между тем и другим, тем острее Дориан наслаждался им. Он всё больше наслаждался собственной красотой и всё с большим увлечением наблюдал разложение своей души».



27. Повесть Бальзака «Гобсек» как отражение конфликтов современной действительности.
ОТВЕТ:
1. Конфликт между человеком и обществом
Это конфликт «Папаши Гобсека» и общества в котором он живет.
Он отрешен от него. Это одинокий человека, который, однако, сознательно не стремится в общество. Гобсек берет чрезвычайно высокие проценты со своих клиентов, пользуясь их затруднительным положением, фактически разоряет их. Он не верит в человеческую честность, порядочность, в любовь и дружбу. Это характеризует Гобсека как черствого и бессердечного человека.
2. Социальный конфликт
Оттеснение дворянства буржуазией и распад семьи как следствие власти денежных отношений. (Гобсек-семья де Ресто)
3. Между отцом и его детьми
«…Но дети!.. Пусть хоть они будут счастливы... Дети, дети!...
- У меня только один ребенок! - воскликнул граф, в отчаянии протягивая иссохшие руки к сыну.»
4. Семейно-бытовой
В рамках семьи де Ресто

28. Фабульная основа «Пышки» Мопассана. Реалистические принципы отображения реальной действительности в произведении.
ОТВЕТ:
Важной художественной особенностью новеллы являются реалистичные описания людей, характеров, пейзажей, предметов, событий. Все они изобилуют взятыми из жизни подробностями и рисуются очень живым и образным языком.

Ги де Мопассан в «Пышке» рассказывает историю о том, как в одном экипаже бок о бок оказываются представители разных слоёв общества, вынужденные оставить дом из-за оккупации. Главные герои родом из Руана, они покидают город, сданный французскими солдатами прусской армии. То, что происходит во время путешествия, раскрывает каждого из них по-своему. Пышка, девушка лёгкого поведения, становится образцом доброты, щедрости, искренности и настоящего патриотизма, в то время как её спутники из высшего круга показывают худшие стороны своего характера.
Неспособная остаться равнодушной к страданиям людей, пусть и так враждебно настроенных против неё самой, Пышка помогает им.

29. Романтизм. Основные черты романтизма как метода и литературного направления.
ОТВЕТ:
Романтизм (франц. romantisme) – явление европейской культуры в XVIII–XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Романтизм зародился в Германии. Предвестником романтизма был период в истории немецкой литературы (1767–1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, который получил название «Буря и натиск». В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гриммов, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
Ярким представителем английского романтизма является Байрон. Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Начиная с 1840-х годов романтизм в европейских странах уступает место критическому реализму и отступает на второй план.
Основные черты романтизма:
1) утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности
2) экзотическая, необычная, бурная природа;
3) конфликт между героем и обществом;
4) герой – неординарная натура, человек, обуреваемый страстями, страстно стремящийся к свободе: исключительный герой в исключительных обстоятельствах.


30. Комедия Мольера «Тартюф»: историческое значение темы лицемерия, принцип создания характера Тартюфа.
Ответ:
Ни одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха. Пять лет драматург вел борьбу за ее постановку, исправлял текст, смягчая критическую направленность комедии. Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию «Общество святых даров», которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Убирая конкретные намеки на деятельность «Общества святых даров», он достиг большего, показав, как религиозный фанатизм калечит души верующих. «Тартюф» в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Оргон до встречи с Тартюфом был заботливым отцом семейства, но ханжа и лицемер загипнотизировал его показной аскезой так, что благородный дворянин готов отдать мошеннику все, чем владеет.

Имя Тартюфа вошло в историю, как нарицательное. В нем крупным планом показано лицемерие Но чтобы комедия дошла до зрителя, Мольеру пришлось бороться с могущественными церковными властями пять лет. Тартюфа М облачил в светские одежды, а название изменил на «Обманщик», но и так все узнали Тартюфа. Запрет на произведение нанес удар по мольеровскому репертуару.

Тартюф. Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть – лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах. Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие. Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия.