Файл: Ответ Литературный процесс эпохи Просвещения делится на 3 этапа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень вопросов к зачету
1. Особенности развития литературного процесса эпохи Просвещения.
ОТВЕТ:
Литературный процесс эпохи Просвещения делится на 3 этапа:
1. раннее Просвещение (20 – 30-е годы – творчество Дж. Свифта, Д. Дефо, Шарля Монтескье), для него характерен оптимистический настрой, вера в неограниченные возможности разума человека, в научно-технический прогресс, победу над предрассудками, догмами и суевериями.
2. зрелое просвещение (40 – 50-е гг. 18 века – Вольтер, Дени Дидро, Готхольд Эфраим Лессинг), для этого этапа характерна обостренность злободневных проблем, усиление сатирического компонента, ироническая отстраненность автора и т.п.
3. позднее просвещение (60 – 80-е годы 18 века – Лоуренс Стерн, Оливер Голдсмит, Жан-Жак Руссо, Иоганн Вольфганг Гете, Иоганн Фридрих Шиллер), в это время идеология Просвещения претерпевает кризис, возникают сомнения в возможностях разума, разум противопоставляется чувству и, как следствие, возникают такие направления, как сентиментализм, предромантизм и др. Научно-технический прогресс все чаще подвергается критике с позиций «естественного человека», т.е. «благородного дикаря», не испорченного цивилизацией.
Литература эпохи Просвещения неоднородна, она представлена как минимум 4 направлениями.
1. Просветительский классицизм (трагедии Вольтера, пьеса «Натан Мудрый» Лессинга, «Ифигения в Тавриде» Гете и его «Римские элегии» ). Для просветительского классицизма характерно наследование законов классицизма 17 века в отношении формы (иерархия жанров, правило 3 единств, четкое разграничение стилей и т.п.). Однако содержание кардинальным образом трансформируется. Произведения теряют связь с абсолютистской идеологией и приобретают тираноборческую направленность. Индивидуальный долг (перед королем, перед своей рыцарской честью, перед совестью) заменяется коллективным (ответственность перед законом, интересами общества и т.п.).
2. Просветительский реализм (Генри Филдинг, Тобайас Смоллетт, Антуан Франсуа Прево, Дени Дидро и др.). Для него характерно пристальное внимание к быту, жизнеописание, четкое разделение героев на положительных и отрицательных, проверка абстрактной идеи на конкретном примере из жизни како
го-либо героя, олицетворяющего эту идею. Главной ценностью для просветительского реализма является культ разума, знаний, здравого смысла, моральной чистоты, целостности . Авторская позиция в подобных текстах проявляется либо открыто (в комментариях, предисловиях и эпилогах, в авторских отступлениях, в монологах героев-резонеров,) или скрыто (в
названиях текстов и подзаголовках, в говорящих именах героев и проверочных ситуациях). Кроме того большую роль в Просветительском реализме играет злободневная сатирическая направленность. Отсюда авторская ирония, пародия, различные формы сатиры (инвектива, аллегорическая сатира, памфлет и т.п.).
3. Сентиментализм (от англ. «чувство»). Это направление возникает в результате внутреннего кризиса идеологии Просвещения, когда объективное, опытное познание доводится до предела и заменяется субъективной, претендующей на абсолютность точкой зрения. В этом состоит философия солипсизма («мир существует только в моем воображении и восприятии, и когда я закрываю глаза, он перестает существовать»). С этих позиций критикуется просветительский рационализм, культ разума, абстрактного знания, которому противопоставляется конкретный,, чувственный опыт. Философия сентиментализма базировалась на учениях Дэвида Юма, Джорджа Беркли, Иммануила Канта («Критика чистого разума») и Жан-Жака Руссо.
4. Рококо – это направление не получило масштабно развития, поскольку его целевой аудиторией была классовая элита – образованное дворянство. Литература рококо – салонная, элитарная, отсюда ее игровой характер – она не озабочена серьезными проблемами, а стремится, в первую очередь, к утонченному развлечению, граничащему с тонкой сатирой и эротикой. Типичными признаками являются: камерность, эротизм, отсылка к античности, лихо закрученная интрига. Излюбленный жанр – пастораль. Черты поэтики рококо нашли воплощение в романах Рене Лесажа («Хромой бес», «Жиль Блаз из Сантильяны»), Кребийона Сына («Заблуждение ума и сердца»), Шодерло де Лакло («Опасные связи»), а также де Сада («Жюстина», «Жюльетта»). В поэзии – ла Брюйер.


2. Понятие о мифе. Этапы развития древнегреческой мифологии. Периодизация античной литературы.
ОТВЕТ:
В родовом обществе мифология является универсальной формой общественного сознания, которая отражает действительность в чувственно – конкретных и персонифицированных образах.
Миф – это воплощение в слове чувственного восприятия жизни.
Мифология – это единая система жизни и единственная форма общественного сознания.
Аллегория – это когда означаемое не равно означающему.
Основная функция мифа – разъяснительная.Мифология религией НЕ является. Для мифа самое главное запечатлеть, объяснить.


Период I. Доклассический, архаический. С XI-IX вв. до VIII-VI вв. д. н.э. От господства родоплеменных отношений на территории Балканской Греции до начала форсирования полисной системы, это период греческой колонизации раннегреческих тираний. Это ряд веков устного народного творчества и поэм Гомера ( «Илиада», «Одиссея»). Следует различать долитературный (догомеровский период), древнейшие литературные памятники – поэмы Гомера и послегомеровские поэмы, а также творчество Гесиода.
Период II. Классический (аттический). VII -IV вв. до н.э. Расцвет древнегреческих полисов, их экономики, период наивысших культурных достижений древних греков. Время проявления собственной человеческой воли, творческого потенциала. Поэтому закономерно развитие лирики, драмы, разнообразной прозаической литературы (философии, истории, оратории).
Период III. Эллинистический. Последняя треть IV вв. до н.э. – Iв. до н.э. ранний эллинизм и поздний эллинизм. В результате восточных походов Александра Македонского возникает система эллинистических государств - греческие города-государства объединились в мощную единую государственную систему, это время расцвета греческого рабовладения. Ведущими жанрами эпохи становятся «новая комедия», александрийская поэзия.
Период IV. Конец Iв. до н.э. – V в. н.э. Поздний Римский. Греческая литература времен Римской империи. В 30-м г. до н.э. последнее из эллинистических государств, птолемеевский Египет, теряет свою независимость и становится добычей Рима. С этих пор история регионов Древней Греции и бывших эллинистических государств попадает под власть и историю Древнего Рима. Наблюдается значительное преобладание прозы над поэзией.

3. «Путешествия Гулливера» как отражение социально-философских взглядов Дж. Свифта: Жанровое своеобразие Основные темы.
ОТВЕТ:
Жанровое своеобразие:
«Путешествия Гулливера» можно отнести к фантастическому сатирически-философскому роману. Главный герой знакомится со сказочными персонажами и становится гостем в несуществующих мирах. Сюжет наполнен многочисленными юмористическими ситуациями, которые направлены на едкое высмеивание человеческих пороков и недостатков. Произведение незаметно поднимает важные вопросы о человеке и его месте во вселенной. Также роман написан в эпоху Просвещения или Позднего Классицизма, для которой жанр путешествия был очень популярен. Произведения данного направления отличаются поучительным характером, вниманием к деталям и отсутствием противоречивых героев.

Основные темы:
Основной темой произведения являются человек и моральные принципы, по которым он старается жить. Свифт поднимает вопросы о том, кто такой человек, как он выглядит со стороны, правильно ли он поступает и каково его место в этом мире.
Автор поднимает проблему испорченности общества. Люди забыли о том, что значит не воевать, творить добро и быть рассудительными. В первой части «Путешествий Гулливера» уделяется внимание проблеме мелочности государственного управления, во второй – проблеме незначительности и жестокости человека вообще, в третьей – проблеме потери здравого смысла, в четвертой – проблеме достижения идеала, а также падения человеческих нравов.
Произведение Джонатана Свифта является иллюстрацией того, что мир многообразен и непостижим, людям все еще предстоит разгадать смысл мироздания. А пока несовершенный и слабый человек обладает гигантским самомнением, считает себя высшим существом, но не только не может всё знать, но и часто сам рискует стать хуже животных.
Многие люди потеряли человеческий облик, изобретая оружие, ссорясь и обманывая. Человек мелочен, жесток, глуп и безобразен в своем поведении. Писатель не просто голословно обвиняет человечество во всех возможных грехах, а предлагает альтернативные варианты существования. Его главная мысль – необходимость исправления общества через последовательный отказ от пороков невежества.

4. Варианты государственного устройства в «Путешествиях» Дж. Свифта.
Ответ:
Лилипутия - монархия, которой правит император(в основе его образа лежит портрет английского короля Георга). Общественный строй представляет собой сочетание аристократии, буржуазии и крестьян, государство тщательно следит как за внутренней, так и внешней политикой.

Страна великанов. Абстрактные идеи – не для Бробдингнега, точно так же, как и законы, чья словесная длина не выходит за рамки количеств букв местного алфавита. Комментарии к законам у великанов мало того, что отсутствуют, так ещё и считаются большим преступлением. Гражданского и уголовного судопроизводства в Бробдингнеге нет.

Лапута(летающий остров) Жители Лапуты пребывают в постоянных раздумьях о высоком, поэтому слуги должны постоянно бить их бычьими пузырями по лицам. Жители Лапуты не изучают прикладные науки, считая их недостойными себя, поэтому повседневный быт на острове организован из рук вон плохо. Лапута управляет многими землями континента и навязывает им свои идеалы. Люди не могут противиться воле короля летающего острова, иначе Лапута просто закрывает собой небо над непокорными селениями, лишая людей света и влаги.


Страна лошадей - в этих краях правят лошади, а люди, которых тут называют «йеху», служат им в качестве тяглового скота. В утопическом государстве лошадей нет войн, насилия, денег, литературы, они не используют письменность, в их языке нет таких слов, как «обман» или «ложь»
5. Особенности фантастики и социальной сатиры в романе «Путешествия Гулливера».
Роман «Путешествия Гулливера» тоже произведение сатирическое. Современники Свифта легко узнавали в героях романа известных политиков, видели в сатирически заостренном виде ситуацию в собственной стране. Итак, несмотря на вымышленный, фантастический сюжет, роман показывал людям недостатки их жизни. А поскольку картина, этой жизни изображена пародийно, сатирически, то людям хотелось исправить его, что-то менять к лучшему. Собственно, в этом и заключается роль сатиры.
Над этой книгой писатель работал почти пять лет. Он поставил себе цель – изобразить и высмеять ненавистные ему порядки Англии того времени. Именно фантастика помогла ему нарисовать в иносказательной форме картину всего общества и создать отдельные сатирические образы” которые полностью отразили его замысел.Роман разделен на четыре части, в каждой из которых герой произведения Лемюэль Гулливер попадает в странные незнакомые земли, переживая в своих путешествиях все новые захватывающие приключения.
6. Проблематика комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
ОТВЕТ:
В своей комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер поднял проблематику человеческих пороков, одним из которых является тщеславие. Писатель продемонстрировал читателю, как данный порок может стать большим препятствием на пути к реализации своей мечты. Какие еще проблемы затронуты в пьесе?
Невежество и подражание. Главный персонаж выглядит очень комично из-за невежества и подражания чужим традициям. Даже в обучении он проявляет лень, узость суждений и неспособность

к усвоению новых знаний. Это и делает его легкой мишенью для хитрецов.

Ложь и лицемерие. Дорант умело манипулирует другом, постоянно обманывая его. То же самое делают учителя.

Алчность. Ради денег люди готовы на любую подлость. Жажда наживы превращает учителей в обманщиков и мошенников, а дворянина — в жалкого паразита.

Сословные предрассудки. Слуги в комедии оказываются умнее хозяев, а вот хваленый дворянин предстает настоящим жуликом, который способен обмануть даже возлюбленную. Это говорит о том, что нельзя оценивать людей по статусу.