Файл: Введение Сущность военнопатриотического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

1 Сущность военно-патриотического воспитания ………………5

    1. Понятие патриотизма…………………………………………………..5

    2. Понятие воспитания и патриотического воспитания………………..6

    3. Понятие военно-патриотического воспитания……………………….9

2 Роль военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании ………………................................................................................11

2.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании ………………………………………….............11

2.2 Направления работы по развитию патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования…………………………………..14

3 Реализация военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании……………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………24  Список использованной литературы………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Военно-патриотическое воспитание – это сложный целенаправленный процесс, основной задачей которого является формирование высокого чувства патриотизма, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и его историческому наследию и народам, а так же готовности к выполнению гражданского долга. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

Учреждения дополнительного образования детей и подростков занимают особое место в системе патриотического воспитания и являются одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей. Данные учреждения отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Дополнительное образование детей, обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью оперативно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, является одним из определяющих факторов развития способностей и интересов, гражданского, социального и профессионального самоопределения детей и подростков.


Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития российского общества проблема военно-патриотического воспитания подростков является одной из приоритетных. Ведь от того, насколько у подрастающего поколения сформирована гражданская позиция и гражданское сознание, зависит существование и развитие государства в целом.

Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа, государство, воспитатели ясельной группы.

Основные проблемы военно-патриотического воспитания:

  • Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.

  • Слабые познания в области культуры, истории.

  • Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.

Цель работы: Изучить направления военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании.

В процессе работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия патриотизма и военно-патриотического воспитания.

2. Раскрыть роль военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании.

3. Проанализировать пути реализации военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании.

Методы исследования: теоретические: изучение, обобщение, анализ.


1 Сущность военно-патриотического воспитания
1.1 Понятие патриотизма

Одной из наиболее значимых непреходящих ценностей, идеологической основой жизнеспособности государства является патриотизм.

Патриотизм  это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей 4, с.211.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.



Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству 4, с.211.

Патриотизм как социальное явление  цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму 6, с.82.

Патриотизм  это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.
1.2 Понятие воспитания и патриотического воспитания

Воспитание – категория вечная. С тех пор как человек осознал как личность, существует необходимость развития и формирования в нём нравственных и моральных качеств, присущих настоящей личности, так как личностью не рождаются, а становятся. В данном случае воспитание является наилучшим и самым действенным, пожалуй, единственным средство для реализации данной необходимости.

Если в широком смысле «воспитание» включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то в узком понимании «воспитание» охватывает только область отношений и поведения 1, с.69.

Любое воспитание, от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ, всегда целенаправленно. Не бывает бесцельного воспитания, которое ни на что не направлено и ни к чему не стремится.

Принято различать общие и индивидуальные цели воспитания. Индивидуальная цель воспитания выделяется в силу того, что каждый человек уникален и неповторим, ему свойственны его собственные возможности, устремления, своя линия развития. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.


Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций 3, с.14.

Цели воспитания следуют из воспитательного идеала. Но хотя они и выводятся из идеальных представлений, они реальны, практичны. В их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Возможности педагогической системы задают конкретную постановку целей.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины 4, с.2115.

Патриотическое воспитание с одной стороны направлено на воспитание таких ценностей, как народ, семья, социальное равенство, ориентированность на прошлое и будущее, гражданский мир и свободы. Но так же, по убеждению некоторых ученых и исследователей, на такие ценности, как: гордость за социальные и культурные достижения своей родины, уважение к ее историческому наследию, привязанность к определенному месту жительства и прочее. Так же есть мнение, что основной ценностью и проявлением высокого уровня патриотического воспитания является готовность к участию в любом виде общественных и производственных дел для благо малой и большой родины.

Как и все направления воспитательной деятельности, патриотическое воспитание предполагает воспитание и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективу и целому народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу 5, с.158.


Таким образом, можно выделить основную цель патриотического воспитания: воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа. А так же воспитание готовности к их проявлению.

Можно выделить следующие задачи патриотического воспитания:

  • воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям.

  • усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации,

  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышении престижа государственной, особенно военной службы;

  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

  • воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами 5, с.160.


1.3 Понятие военно-патриотического воспитания

Проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в силу ее потенциальной значимости в социуме является одной из актуальных в обществе, так как юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под военно-патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине, что является одной из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Существует чувство патриотизма в отношении к своему народу, и чувство патриотизма к нашему российскому обществу и государству в целом.

Эти чувства должны составлять одно, целостное, единое чувство патриотизма, поскольку каждый честный человек и ответственный гражданин России понимает, что в действительности жизненные интересы его семьи, рода, народа неразрывны с интересами других людей, семей и народов в нашей славной стране, России 3, с.112.