Файл: Введение Сущность военнопатриотического воспитания.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3) Приучения творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:
В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы 5, с.22.
В современных условиях программы дополнительного образования военно-патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан.
Широкое распространение получает в последнее время организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определённые навыки, необходимые для будущих солдат, и армия перестаёт казаться для них чем-то неведомым и страшным.
Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.
Одним из путей военно - патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы.
3 Реализация военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании
В нашем многонациональном государстве среди молодежи во многом утрачено истинное значение самого понимания сущности интернационализма, напротив насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, не везде созданы условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.
Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи являются программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности, сориентированные на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, подготовку к службе в армии и т.п. 4, с.91.
Для педагогов дополнительного образования проводится творческий конкурс авторских программ дополнительного образования детей, в котором одна из номинаций – образовательные программы военно-патриотической направленности, сориентированные на:
Принципы реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности: гражданственность; общенациональность; веротерпимость; приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских традиций; гуманизм; многообразие видов, форм, методов и средств; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания 4, с.92.
Особенности реализации программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности в учреждении дополнительного образования детей проявляются в добровольном выборе обучающимися деятельности по интересам, по формированию своего профессионально-личностного и гражданского самоопределения. Кроме того, организация обучения в учреждении дополнительного образования детей отличается практико-ориентированным, деятельностным подходом.
Основными формами реализации образовательных программ дополнительного образования являются проектная деятельность и мастер-классы. Проектная деятельность – это социальные проекты и проекты по дизайну национальных костюмов, а также по созданию изделий из лоскута в технике «лоскутного шитья» с учетом народного творчества.
Мастер-класс это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (педагогом), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Основные преимущества мастер-класса это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. В работе мастер-классов в учреждении дополнительного образования детей принимают участие ни только обучающиеся, но и старшие члены их семей (родители, бабушки, дедушки), где они делятся своими приемами при изготовлении изделий и собственным примером приобщают детей к творчеству, ведь единение членов семьи – это тоже патриотическое воспитание 4, с.95.
Оптимизирует реализацию программ военно-патриотической направленности использование ИКТ в образовательном процессе: с одной стороны, это позволяет педагогу обновлять раздаточный материал, составлять тесты по проверке знаний, размножать и использовать первоисточники
, с другой стороны, создает возможность для активизации обучающихся, которые не просто получают готовый материал, а находятся в творческом поиске, совершенствуются, развиваются, готовятся активно к жизни.
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотического содержания предоставляют широкий спектр направлений:
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности можно сгруппировать следующим образом:
I. Программы воспитательно-профилактического действия, направленные непосредственно на предупреждение этно-конфессионального экстремизма (программы).
II. Программы, обеспечивающие профилактику социальных отклонений в поведении школьников (профилактика наркомании, курения, пьянства, СПИДа, профилактика правонарушений, формирование непримиримого отношения к взяточничеству).
III. Программы, направленные на формирование у учащихся позитивных жизненных целей и мотивов.
IV. Программы общевоспитательной направленности.
Принимая идею патриотического воспитания к проектной проработке, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организаций дополнительного профессионального образования в целом и повышения квалификации в частности.
Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации 4, с.97.
Заключение
Подводя итоги выполненной работы, можно было убедится в том, что на сегодняшний день, проблема военно-патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования является актуальной и значимой, так как в Российском обществе происходят изменения, которые оказывают большое влияние и влекут изменения в системе образования, что вызывает необходимость в воспитании свободной и ответственной личности.
Патриотическое воспитание представляет собой сложную и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм – это чувство любви к своему Отечеству, его историческому наследию, народам и традициям. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.
Система дополнительного образования является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития.
Список использованной литературы
1. Васнев В.А., Чинённый С.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 2019. – 177 с.
2. Вестник военной информации. – Агентство «Военинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости». – 2018 - №1-12.
3. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ.ред. генерал-полковника В.Ф.Кулакова. – М.:Совершенство, 2017. – 213 с.
4. Духовно-нравственное и героико-патриотическое воспитание в образовательном процессе патриотических объединений. Сборник статей под ред. С.Д. Омельченко. М.: Наука, 2018. – 294 с.
5. Латчук В.Н., Лукьянова В.Р., Миронов С.К.. ОБЖ: Дидактические материалы..- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2017. – 160 с.
6. Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2019. – 199 с.
3) Приучения творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности:
-
выполнение исследовательских работ по краеведению; -
организация поисковой работы; -
волонтерская и «тимуровская» работа; -
проведение встреч с известными людьми, героями; -
изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи; -
организация детских творческих конкурсов и т д.
В системе дополнительного образования процесс обучения ребенка полностью строится на личностно-значимых интересах самого ребенка с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь ребенок имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы 5, с.22.
В современных условиях программы дополнительного образования военно-патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан.
Широкое распространение получает в последнее время организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определённые навыки, необходимые для будущих солдат, и армия перестаёт казаться для них чем-то неведомым и страшным.
Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества.
Одним из путей военно - патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы.
3 Реализация военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании
В нашем многонациональном государстве среди молодежи во многом утрачено истинное значение самого понимания сущности интернационализма, напротив насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, не везде созданы условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.
Одним из современных вариантов решения данной стратегической задачи являются программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности, сориентированные на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, подготовку к службе в армии и т.п. 4, с.91.
Для педагогов дополнительного образования проводится творческий конкурс авторских программ дополнительного образования детей, в котором одна из номинаций – образовательные программы военно-патриотической направленности, сориентированные на:
-
систематическое и целенаправленное формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, активной гражданской позиции, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и воинского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины; -
формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время; -
воспитание патриотизма и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; -
формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; -
воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; -
массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества, расширение знаний об истории и культуре России, ратных подвигах и судьбах соотечественников; -
развитие таких физических качеств, как выносливость, быстрота реакции, скорость, сила и координация.
Принципы реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности: гражданственность; общенациональность; веротерпимость; приоритетность общественно-государственных интересов над личными; преемственность исторического и культурного наследия России, её духовно-нравственных ценностей и традиций, в том числе и воинских традиций; гуманизм; многообразие видов, форм, методов и средств; адаптивность; постоянное совершенствование; тесная и неразрывная связь с другими видами обучения и воспитания 4, с.92.
Особенности реализации программ дополнительного образования детей военно-патриотической направленности в учреждении дополнительного образования детей проявляются в добровольном выборе обучающимися деятельности по интересам, по формированию своего профессионально-личностного и гражданского самоопределения. Кроме того, организация обучения в учреждении дополнительного образования детей отличается практико-ориентированным, деятельностным подходом.
Основными формами реализации образовательных программ дополнительного образования являются проектная деятельность и мастер-классы. Проектная деятельность – это социальные проекты и проекты по дизайну национальных костюмов, а также по созданию изделий из лоскута в технике «лоскутного шитья» с учетом народного творчества.
Мастер-класс это осмысленная передача своего профессионального опыта мастером, (педагогом), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату. Основные преимущества мастер-класса это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. В работе мастер-классов в учреждении дополнительного образования детей принимают участие ни только обучающиеся, но и старшие члены их семей (родители, бабушки, дедушки), где они делятся своими приемами при изготовлении изделий и собственным примером приобщают детей к творчеству, ведь единение членов семьи – это тоже патриотическое воспитание 4, с.95.
Оптимизирует реализацию программ военно-патриотической направленности использование ИКТ в образовательном процессе: с одной стороны, это позволяет педагогу обновлять раздаточный материал, составлять тесты по проверке знаний, размножать и использовать первоисточники
, с другой стороны, создает возможность для активизации обучающихся, которые не просто получают готовый материал, а находятся в творческом поиске, совершенствуются, развиваются, готовятся активно к жизни.
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотического содержания предоставляют широкий спектр направлений:
-
Патриотическое (героико-патриотическое воспитание детей и молодежи); -
Музейно-экскурсионное (музей народной культуры, музейная педагогика и проблемы нравственности, экскурсионные маршруты по местам боевой славы, музей и подрастающее поколение, пешие прогулки по городу), -
Поисковое (военная археология, поисковая работа на местах боев, юный следопыт, -
Социальное (обществоведение, военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство их социализации, уроки выживания); -
Военное (военное дело, морское дело, парусное воооружение военно-морских шлюпок, азбука юнги, военно-десантная подготовка, служебное собаководство, военный/армейский рукопашный бой, стрельба); -
Историческое (история войны, история географических открытий).
Образовательные программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности можно сгруппировать следующим образом:
I. Программы воспитательно-профилактического действия, направленные непосредственно на предупреждение этно-конфессионального экстремизма (программы).
II. Программы, обеспечивающие профилактику социальных отклонений в поведении школьников (профилактика наркомании, курения, пьянства, СПИДа, профилактика правонарушений, формирование непримиримого отношения к взяточничеству).
III. Программы, направленные на формирование у учащихся позитивных жизненных целей и мотивов.
IV. Программы общевоспитательной направленности.
Принимая идею патриотического воспитания к проектной проработке, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организаций дополнительного профессионального образования в целом и повышения квалификации в частности.
Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность. Специфика профессиональной деятельности педагогов данной категории, в том числе ее практико-ориентированная направленность, требует особого подхода к организации и содержанию процесса повышения квалификации 4, с.97.
Заключение
Подводя итоги выполненной работы, можно было убедится в том, что на сегодняшний день, проблема военно-патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования является актуальной и значимой, так как в Российском обществе происходят изменения, которые оказывают большое влияние и влекут изменения в системе образования, что вызывает необходимость в воспитании свободной и ответственной личности.
Патриотическое воспитание представляет собой сложную и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм – это чувство любви к своему Отечеству, его историческому наследию, народам и традициям. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.
Система дополнительного образования является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития.
Список использованной литературы
1. Васнев В.А., Чинённый С.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 2019. – 177 с.
2. Вестник военной информации. – Агентство «Военинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости». – 2018 - №1-12.
3. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ.ред. генерал-полковника В.Ф.Кулакова. – М.:Совершенство, 2017. – 213 с.
4. Духовно-нравственное и героико-патриотическое воспитание в образовательном процессе патриотических объединений. Сборник статей под ред. С.Д. Омельченко. М.: Наука, 2018. – 294 с.
5. Латчук В.Н., Лукьянова В.Р., Миронов С.К.. ОБЖ: Дидактические материалы..- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2017. – 160 с.
6. Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2019. – 199 с.