Файл: Введение Сущность военнопатриотического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Российский патриотизм предполагает, как любовь к своей «малой Родине», чувство принадлежности к своему народу, так и чувство ответственности за всю страну, всю Россию, наше общее государство. Но на всем протяжении нашей российской истории, в случае угрозы нашему Отечеству, весь народ вставал на его защиту.

Формирование морально-психологической готовности граждан к защите Отечества стало, как отмечено в военной доктрине Российской Федерации, одним из направлений социально-политического обеспечения военной безопасности России. Но что бы доверить управлять сложной современной боевой техникой и оружием сегодняшнему защитнику Отечества нужно, что бы он понимал ради кого и чего он это делает. Нужно донести до сегодняшнего школьника, что у него есть мама и папа, братья и сестры – его семья. У него есть друзья, его одноклассники. Есть огромная красивая страна со славной историей, великой культурой и вековыми традициями – наша Родина. И нужно объяснить сегодняшнему школьнику, что все это богатство – семью, друзей, любимую девушку, Родину нужно защищать, и как показывает вся наша предыдущая история, в том числе с оружием в руках. И что бы умело защитить свою Родину во время суровых испытаний, к этому нужно готовится заранее – с детства 3, с.15.

Поэтому именно в школьном возрасте оно становится особенно массовым, интересным для ребят и, следовательно, тем, кому выпала честь научить будущих защитников этому должны владеть передовой теорией и практикой для того, чтобы профессионально вести воспитательный процесс, искать и находить актуальные формы работы в свете современных требований вовлечения в него молодежи. Разумеется, решать эту сложную и важную задачу призваны не только педагоги, но и представители Российского движения школьников, других общественных организаций, ведомств и в первую очередь представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Наши Вооруженные Силы постоянно пополняются молодежью, которая в короткие сроки должна овладеть военной службой для того, чтобы добросовестно выполнять требования воинских уставов и активно участвовать в многогранной общественной жизни подразделения. Успехи молодого солдата во многом находятся в прямой зависимости от целенаправленной работы всей системы военно-патриотического воспитания. Эффективная система этого воспитания требует от проводящих ее в жизнь конкретных дел, связанных с любовью к своему государству и к его народу и дополнительное образование должно занимать лидирующее положение в этом благородном деле 3, с.18.


2 Роль военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании
2.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании

Цель военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании – создание условий для патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка к защите Отечества 4, с.39.

Основными задачами военно-патриотического воспитания в дополнительном образовании являются:

  • компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, в области истории Отечества и Вооруженных сил, физической культуры и спорта, гигиены, медицины, культуры и права;

  • развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку, выработка готовности к достойному служению обществу и государству;

  • развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания через воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

  • участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи;

  • воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине,

  • готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

  • изучение истории и культуры Отечества; участие в подготовке мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;

  • передача и развитие лучших традиций российского воинства;

  • противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде; физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни; участие в подготовке граждан к военной службе 3, с.44.

Военно-патриотическая работа в системе дополнительного образования направлена:

(а) на воспитание чувства патриотизма, чести и долга; уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе;

(б) на формирование гражданской сознательности и ответственности; укрепление физического развития, обучение выживанию и ведению здорового образа жизни в условиях мегаполиса и кризисных явлений в современном обществе.



В перспективе военно-патриотического воспитания предусмотрена интеграция с другими направлениями воспитательной и образовательной работы:

  • социально-педагогическим,

  • художественно-эстетическим,

  • физкультурно-спортивным

  • туристско-краеведческим,

  • эколого-биологическим,

  • культурологическим.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть: то, что дополнительное образование помогает воспитать патриотов, деловых и здоровых людей – значит можно быть уверенным в развитии стабильного общества. В этом заключается государственный подход в деле воспитания молодежи 4, с.21.

В системе дополнительного образования с направлениями военно-патриотического воспитания существуют следующие виды деятельности:

Основная:

  • реализация дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности.

Дополнительная:

  • организация и проведение массовых городских соревнований, конкурсов, оборонно-спортивных игр, экспедиций, походов, сборов по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, пропаганду здорового образа жизни 4, с.139.

Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:

  • комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков;

  • педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;

  • управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов 2, с.4.



2.2 Направления работы по развитию патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

Можно выделить следующие направления работы по развитию патриотизма обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей:

  • героико-историческое,

  • героико-патриотическое,

  • спортивно-патриотическое,

  • военно-патриотическое,

  • историко-краеведческое,

  • культурно-историческое,

  • духовно-нравственное,

  • гражданско-патриотическое,

  • социально-патриотическое,

  • социально-политическое 2, с.11.

Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания: у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству 5, с.211.

Совокупность факторов, оказывающих влияние на качество и результативность патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования:

  • индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);

  • социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);

  • материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);

  • педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности).


Под оптимизацией содержания военноо-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования следует понимать целенаправленный подход к построению учебно-воспитательного процесса, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы воспитания и обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы подростков и ее реальные возможности. И уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения и воспитания.

К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования можно отнести:

  • максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике; целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;

  • комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

  • оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;

  • неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;

  • дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.

Методы патриотического воспитания:

1) Убеждения  разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).

2) Побуждения  увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества