Файл: I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах6 Фольклорная сказка и её жанровые признаки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
в самом герое, его изъяны, заложенные в характеристику человека (жадность, трусость, физическая слабость и др.). Под внешними понимают различные преграды, встающие на пути героя (чудовища, дремучие леса и др.).
4. Действия героев для преодоления препятствий. Для этого герой может воспользоваться помощью других героев или предметов, сам преодолеть это препятствие, воспользовавшись смекалкой или силой, или использовать другие методы.
5. Набор личных стандартов этики, которые предписывают, когда надо радоваться или сердиться, чувствовать вину или ощущать правоту [9, с. 86-87].
По ходу анализа сказки необходимо отмечать не только основной текст сказки, но и все шутки, паузы, сбои и комментарии, встречающиеся при чтении.
Таким образом каждая сказка несёт в себе познавательное и воспитательное значение. Учителю необходимо хорошо освоить методику работы над сказкой, ведь от этого зависит общее восприятие детьми сказки и глубина осмысления самого этого жанра.
1.5. Организация творческой деятельности детей на основе русских
народных сказок
Ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования является раздел «Творческая деятельность учащихся». Под творческой деятельностью обычно понимается особая форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством учителя. В ходе этой работы учащимся предлагается самостоятельно или при помощи учителя выполнить разного вида задания. Цель таких заданий: развить у ребёнка умения, знания и определённые личностные качества.

25
Детей надо научить учиться – это значит развивать их творческие и познавательные способности, умение доказывать и спорить. Это поможет развить у учащихся совместную творческую деятельность.
Школа в наши дни всё больше стремится к творчеству. Используя творческие работы, учитель может оживить учебный процесс, также это поможет активизировать личность и формировать её.
Уроки литературного чтения можно дополнять и обогащать творческими работами.
Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

Наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;

Разработка заданий творческой работы, как по форме, так и по содержа- нию;

Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;

Последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;

Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;

Разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения [10, с. 12].
Я.А. Пономарёв [24] в своих работах «Психология творчества и педагогика», «Психология творчества» выделил такие основные этапы
«протекания» процесса творческой работы:
1. Первый этап (сознательная работа): подготовка – особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.
2. Второй этап (бессознательная работа): созревание – бессознательная работа над проблемой.


26
3. Третий этап (переход бессознательного в сознательное): вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, в начале в гипотетическом виде.
4. Четвертый этап (сознательная работа): развитие идеи, её окончательное оформление и проверка.
Рассмотрев психологическую теорию процесса творческой деятельности, можно выделить общие этапы творческой деятельности на уроках литературного чтения.
Первым этапом будет подготовительная работа. На этом этапе учащиеся знакомятся с текстом произведения, осмысливают поставленную перед ними творческую задачу, выбирают из текста материал, необходимый для решения этой задачи, обдумывают содержание этого материала, редактируют его (если это необходимо).
Второй этап – воображение и воссоздание прочитанного, его творческое переосмысление, ребёнок может оформить это в виде мысленного «плана»,
«проекта» новой художественной формы: иллюстрации, сцены, импровизации и др.
Когда учащиеся выполняют иллюстрирование текста сказки, в их вообра- жении получается картина. Они должны вообразить её общий вид, всё, что находится на переднем и заднем плане, её детали и подробности (цвет, мелкие предметы и др.). При драматизации ребёнок должен представить портреты персонажей, как они выглядят – их поза, мимика, жесты, во что они одеты, как себя ведут, их характер. Если же это пересказ от лица одного из персонажей, то учащиеся должны взглянуть на все действия и события заново – от лица этого персонажа, его глазами, понять, как он воспринимает всё происходящее в сказке,
«увидеть» весь текст новыми глазами, представить его содержание таким, как это мог бы воспринять тот или иной персонаж произведения. Участие в подобной деятельности развивает воображение ребёнка. Чем конкретнее и ярче он сможет представить картину или вжиться в роль, тем активнее он будет проявлять себя при выполнении творческих работ. На этом этапе должна окончательно

27
оформиться мотивация к творческим работам учащихся, проявление желания участвовать в творческой деятельности, делиться своими фантазиями, впечатлениями.
На третьем этапе ребёнок должен словесно описать возникшие представления. Учитель может провести беседу, которая часто переходит в дискуссию. Во время беседы конкретизируются, уточняются и развиваются творческие идеи. Происходит обсуждение деталей; образы, возникшие в воображении, соотносятся с текстом, что-то утверждается и принимается, от чего-то необходимо отказаться. После этого обычно образуются разные варианты выполнения творческой работы.
Чаще всего окончательный вид творческой работы – это словесное высказывание (ребёнок составляет рассказ по тому, что он вообразил, решая данную творческую задачу). Этот этап помогает развить речевые умения учащихся: умение полностью раскрыть заданную тему, найти подходящие языковые средства, умение выслушать другого, исправить что-либо и т.д. Эти умения необходимо постоянно развивать и совершенствовать.
На четвёртом этапе происходит само исполнение работы, доработка проектов: разыгрывание сценки, рисование картин, творческий пересказ текста.
На последнем, пятом этапе, происходит анализ качества выполненной творческой работы. Учащиеся возвращаются к изначальной творческой задаче, соотносят её с полученным в итоге результатом, оценивают его, указывают на удавшиеся моменты или недочёты, анализируют мастерство исполнителей, определяют лучшего.
Одной из задач обучения учащихся является развитие умения учиться. В это умение входят следующие составляющие:
– учащиеся приобретают умение выходить за пределы данной ситуации и за пределы собственных возможностей:
1. Самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;


28
2. Самостоятельно найти недостающие условия в любом “хранилище информации” (в учебнике, справочнике, книге);
3. Запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу [10, с. 12].
Для выполнения этой цели учитель должен использовать разные виды творческих работ на уроках литературного чтения.
В основном в начальной школе при работе со сказкой можно выделить три группы приёмов творческой работы с текстом: приёмы иллюстрирования, приёмы творческого пересказа, приёмы драматизации.
1. Иллюстрирование.
Иллюстрация, — пишет А. А. Сидоров, — это выявление средствами изобразительного искусства того образного содержания, которое посредством слова проявляется в литературе [28].
Этот приём часто используется на уроках литературного чтения. Его значение для обучения и развития младших школьников трудно переоценить.
Виды иллюстрирования зависят от средств, с помощью которых создаётся иллюстрация [19].
Виды иллюстрирования:
1. Словесное иллюстрированиеэто связный рассказ учащихся о том, какую картину они нарисуют к тексту произведения.
Методические приемы:
1) Рассматривание готовой иллюстрации и составление по ней рассказа;
2) Творческое дополнение или изменение иллюстрации, помещённой в книге;
3) Словесное рисование иллюстрации в сочетании с графическим, когда рассказ детей сопровождается рисованием учителя или учениками набросков будущей картины или рассматриванием иллюстрации, заранее заготовленной учителем;
4) Составление словесной иллюстрации к произведению;
5) Составление словесного диафильма к произведению.

29
2. Графическое иллюстрирование– это выполнение картины карандашами, красками, а также аппликация.
Методические приемы:
1) Составление аппликационной картины на фланелеграфе;
2) Аппликационно-меловая картина, когда на доске учитель рисует мелом фон будущей иллюстрации и прикрепляет соответствующие аппликации;
3) Рисование картины красками и карандашами;
4) Рисование диафильма к произведению.
3. Музыкальное иллюстрирование – это подбор звуковых иллюстраций к тексту произведения [1].
Методические приёмы:
1) Прослушивание музыкальной пьесы и установление сходства между нею и прочитанным произведением (по содержанию, настроению).
2) Прослушивание двух музыкальных пьес и выбор из них той, которая в большей мере соответствует тексту.
3) Описание характера музыкального произведения, которое можно было бы сочинить к прочитанному произведению.
2. Творческий пересказ, или рассказывание [19].
Творческий пересказ, который часто в методической литературе называют
«рассказыванием», - это наиболее интересный и оригинальный пересказ из всех остальных.
Виды творческого пересказа:
1) Пересказ с изменением лица рассказчика. Здесь учащимся предлагается пересказать текст сказки от лица какого-либо персонажа. Они не только должны стилистически перестроить исходный текст, но и изменить его содержание. Дети должны включиться в творческий процесс переосмысления и перестройки содержания текста с позиции одного из действующих лиц (обычно главного героя). Чтобы пересказ был успешным учителю необходимо выбрать небольшой текст, но с ярким сюжетом, в котором чётко виден конфликт и обрисован


30
характер героев. К тому же необходимо выбрать выделяющегося персонажа (по характеру, отношению к окружающим, поступкам).
2) Пересказ с творческим дополнением и развитием сюжета.
3) Пересказ драматизированный - в лицах.
4) Пересказ по опорным словам.
5) Пересказ по связи с картинками-иллюстрациями.
6) Пересказ-характеристика.
7) Пересказ-описание экспозиции (места действия).
3. Драматизация.
Драматизация (или инсценирование) – это приём, основанный на перевоплощении в художественный образ, это разыгрывание произведения в лицах, воспроизведение прочитанного в виде мини-спектакля. [27]
При драматизации текст произведения (или отрывок из него) приобретает форму пьесы, которая «разыгрывается» на импровизированной «сцене» – перед классом [14].
Методические приемы:
1) чтение произведения по ролям с предварительным обсуждением интонации;
2) чтение произведения по ролям с предварительным словесным обсуждением портретов персонажей и обсуждением интонации;
3) постановка «живых картин» к произведению;
4) составление сценария спектакля, устное описание портретов персонажей, декораций;
5) развёрнутые драматические представления с декорациями, костюмами, репетициями;
6) кукольный спектакль [18].
Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ.
Поэтому, надо поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации [13, 14].

31
Можно сделать вывод, что уроки литературного чтения являются самыми благоприятными с методической точки зрения уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать творческие работы. Особенно эффективны творческие работы в связи с изучением сказки.
Творческие работы можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны, они предполагают творческую интерпретацию художественного текста, с другой стороны, собственное литературное творчество младших школьников.
1.6. Организация проектной деятельности в процессе работы с русской
народной сказкой
В современных условиях возрастает значение использования проектной деятельности в обучении, поскольку специалисту в любой области деятельности важно не только иметь хорошую идею, но и видеть механизм ее реализации, создавать и представлять конечный продукт.
Проект — специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый школьниками вид творческой деятельности по решению значимых для них проблем. В проекте органически слиты теория и практика, его выполнение предполагает не только постановку и решение определенной умственной задачи, но и ее практическое выполнение [30].
Метод проектов как дидактическая категория — это способ достижения дидактической цели с помощью системы приемов и средств, направленных на самостоятельное или коллективное решение учащимися той или иной проблемы с обязательной презентацией результатов их работы [23].
Проектное обучение — организация деятельности учащихся, которая направлена на проектирование, которое предполагает получение конкретного
(практического) результата и его публичное представление.


32
Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и даже, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения. В этом суть метода проектов, исследования как такового.
Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий", компьютерная газета, альманах и т.д.)
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя

33
информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению [21].
Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы [6].
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать.
При работе над проектом возможны следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Организация деятельности.
3. Основной этап.
4. Этап представления полученных результатов работы над проектом
(презентационный).
На уроках литературного чтения возможно и эффективно использование элементов проектной деятельности, особенно при подготовке и проведении творческих работ.