Файл: I. Теоретические основы изучения народных сказок в начальных классах6 Фольклорная сказка и её жанровые признаки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34

Глава II. Система работы по формированию читательских интересов
на основе народной сказки
2.1. Изучение уровня знаний детей о народных сказках и интереса к их
прочтению
Мы проводили нашу экспериментальную работу в 2А классе МБОУ СОШ
№18 г. Пензы по теме «Методика изучения русских народных сказок в начальной школе».
Эксперимент проходил в естественных условиях и в него вошли:

Констатирующий срез.

Апробирование методических разработок.

Контрольный срез.
В эксперименте участвовало 30 учеников 2А класса.
Для констатирующего среза мы выбрали викторину, так как для 2 класса это наиболее интересная и адаптированная для данного возраста форма работы.
Викторина «Русские народные сказки» [3].
Цели:
1. Обобщение знаний детей о русских народных сказках.
2. Развитие внимания, воображения, памяти, творческих возможностей.
3. Воспитание дружеских отношений в коллективе.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.
(Класс делится на 3 команды; каждая команда садится за свой стол)
3. Основная часть
- Команды придумывают себе название и объясняют свой выбор.
Конкурс 1:

35
Разминка «Вспомни сказку»
- Сейчас разминка. Я буду читать маленькие стихотворения, а вы должны догадаться, о какой сказке идёт речь. Та команда, которая быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получает жетон.
1. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.
2. По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра!
3. А дорога далека,
А корзина – не легка.
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок!
4. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко!
5. Отворили дверь козлята –
И пропали все куда-то!
6. Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом!
7. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!
8. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
Конкурс 2:
«Вспомни»
- Вам нужно вспомнить как можно больше названий русских народных сказок. В течение 5 минут перечислить их и записать на листочке, который находится у вас на столе. Та команда, которая напишет больше названий получает 3 жетона.
Конкурс 3:
- А теперь выберите трёх человек из своей команды, которые, по вашему мнению, хорошо разбираются в русских народных сказках и умеют
«превращаться» в того или иного героя.
- Эти участники команды по очереди должны выбрать одну из карточек с названием сказки и не говоря его вам за 2 минуты, при помощи окружающих предметов, выражения лица (мимики), телодвижений показать сказку так,


36
чтобы вы догадались, что это за сказка. За каждую верно названную сказку вы получаете жетон.
Конкурс 4:
Восстановить последовательность событий в сказках.
Детям выдаются карточки, на которых написаны основные события сказки, но в неправильном порядке. Они должны расположить эти события в правильном порядке. Та команда, которая правильно восстановит сказку получает 4 жетона.
«Заюшкина избушка»
(1 команда)
Зайчик встретился с медведем.
Петушок выгнал лису.
У зайчонка была избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Зайчонок встретился с собакой.
Лисы выгнала зайца.
Зайчик живет с петушком.
Зайчик встретил петушка.
«Гуси – лебеди»
(2 команда)
Машенька встретилась с речкой.
Девочка в избушке бабы-яги.
Сестрица приводит братца домой.
Девочка встретилась с печкой.
Гуси-лебеди унесли Иванушку.
Мышка помогает Машеньке.
Девочка встретилась с яблоней.
Машенька бросилась догонять гусей.
«Лиса и Журавль»
(3 команда)
Журавль пригласил Лису в гости.
Лиса с Журавлём подружились.
С тех пор дружба врозь.
Лиса угощает Журавля.
Лиса пригласила журавля в гости.
Журавль угощает лису.
Конкурс 5:
«Продолжи название сказки». Та команда, которая быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получает жетон.

37
1. «Три…»(медведя)
2. «Два…»(мороза)
3. «Маша…»(и Медведь)
4. «Гуси…»(Лебеди)
5. «Сестрица Аленушка…»(и братец Иванушка)
6. «Лисичка-сестричка…»(и Серый волк)
7. «Принцесса на…»(горошине)
8. «Аленький…»(цветочек)
9. «Сивка…»(бурка)
Конкурс 6:
«Интересное из сказок». Та команда, которая быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получает жетон.
1. Кто живет в избушке на курьих ножках? (Баба-яга)
2. Какие слова надо сказать, чтобы она повернулась? (Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом).
3. Чем угощала Лиса Журавля? (Кашей)
4. Чем подавился Петушок? (Бобовым зернышком)
5. Из чего варил кашу Солдат? (Из топора)
6. На чем передвигаются герои сказок? (Ковер-самолет, сапоги скороходы)
7. С какими словами обращался старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка»)
8. Кто говорил: «Не ешь меня, я тебе песенку спою»? (Колобок)
9. Кто летает на метле со ступой? (Баба-яга)
Конкурс 7.
Назовите русских красавиц, которые встречаются в сказках. Та команда, которая быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получает жетон.
1. Как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи? (Емеля, Царевна-
Несмеяна)
2. Как звали царевну из болота и ее жениха? (Иван Царевич и Царевна
Лягушка)


38
3. Как звали девицу, у которой брат напился воды из копытца? Назовите и его имя (Сестрица Аленушка и Братец Иванушка)
4. Как звали самую мудрую девушку в сказках? (Василиса Премудрая).
Конкурс 8:
Исправь ошибки в названиях сказок. Та команда, которая быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получает жетон.
1. «Петушок Ряба» («Курочка Ряба»)
2. «Волк и семеро ягнят» («Волк и семеро козлят»)
3. «Петушок и гороховое зернышко» («Петушок и бобовое зернышко»)
4. «По рыбьему велению» («По щучьему велению»)
5. «У страха глаза огромные» («У страха глаза велики»)
6. «Заюшкин домик» («Заюшкина избушка»)
7. «Петушок золотой пастушок» («Петушок-золотой гребешок»)
8. «Царевна индюшка» («Царевна Лягушка»)
9. «Мальчик-с-кулачок» («Мальчик-с-пальчик»)
4. Подведение итогов викторины.
По результатам викторины у нас получились следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты обследования.
Команды
Фамилия
№ вопросов
(в конкурсе)
№ конкурса
1 2 3 4 5 6 7 8
I кома нд а
1. Гайворонская А.
1
+ + + + +
-
2. Евстифеев А.
2
+ + + -
-
+
3. Живаев Е.
3
+ +
+ + -
4. Казённова К.
4
-
-
5. Кириллов К.
5
+ -
-
6. Липилина А.
6
-
- +
+

39
Продолжение таблицы 2.
7. Метальников Н.
7
-
8. Родионова В.
8
-
9. Смолякова А.
9
+
- +
10. Филькин С.
10
II кома нд а
1. Арюткин С.
1
+ + +
- +
2. Волчков С.
2
+ + -
- +
3. Ежова А.
3
+ + + -
-
4. Корнеев И.
4
-
+ + - +
5. Кузьмирова К.
5
+
- +
+
6. Матвеев И.
6
-
-
7. Морозова К.
7
+
+
8. Орлов К.
8
-
+
+
9. Пелых В.
9
+
-
10. Саратовцев Д.
10
III кома нд а
1. Божко М.
1
+ + +
+ -
2. Боярова А.
2
+ + + + -
-
3. Жегалин Г.
3
+
-
4. Кабардин И.
4
-
-
+
5. Капитонова Е.
5
-
-
6. Карамышева А.
6
-
- +
7. Лисушкин Д.
7
+
+ -
8. Мордовина Б.
8
-
+
9. Пашнин С.
9
-
+
10. Уланова А.
10

40
Представим результаты викторины в виде диаграммы 1.
Диаграмма 1.
Анализируя проведённую викторину, мы увидели, что дети знают сказки поверхностно, не обращают внимание на детали. При ответе на вопросы викторины были допущены ошибки. Больше всего ошибок было в 1, 5 и 6 конкурсах. В 7 и 8 конкурсах тоже были допущены ошибки. Также мы заметили, что дети плохо знают сказки, отсутствующие в хрестоматиях: путают героев сказок; не могут вспомнить, из какой сказки даны слова; путают названия сказок; не могут вспомнить часто встречающиеся фразы в сказках; плохо инсценируют сказки. Мотивация к чтению и изучению сказок низкая, но проведённое занятие, несомненно, способствовало развитию познавательного читательского интереса.
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
1 конкурс 2 конкурс 3 конкурс 4 конкурс 5 конкурс 6 конкурс 7 конкурс 8 конкурс
Процент ошибок в каждом конкурсе


41
2.2. Апробация методических разработок на уроках и во внеурочной
деятельности.
С сентября по февраль мы систематически проводили уроки по литературному чтению и внеурочные занятия, связанные с изучением русских народных сказок. На этих занятиях мы широко использовали творческие работы: чтение сказки по ролям, пересказ сказки, пересказ сказки от лица выбранного персонажа.
Примеры данных занятий представлены ниже.
Технологическая карта урока на тему: Русская народная сказка
«Сивка-Бурка».
Учебный предмет Литературное чтение
Класс
2
Цели урока
Образовательная задача: познакомить с русской народной сказкой «Сивка-Бурка», учить бегло, выразительно и правильно читать текст, глубоко воспринимать идейное содержание.
Тип урока
Открытие новых знаний
Планируемый результат
1.Предметный:
1.1. Учить бегло, выразительно и правильно читать текст.
1.2. Расширять словарный запас.
1.3. Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного; анализ содержания текста; понимание авторского замысла.
1.4 Учить читать сказку по ролям, с предварительным обсуждением интонации.
2.Метапредметный:
2.1. Личностный.
2.1.1 Воспитывать любовь к чтению книг.
2.1.2 Сотрудничать.
2.2. Познавательные.
2.2.1 Работать и извлекать информацию из учебников.
2.2.2 Ориентироваться в тексте.
2.2.3 Отделять главное от второстепенного
2.2.4 Обобщать
2.2.5 Анализировать текст для выявления его идеи.
2.2.6 Осознанное построение речевого высказывания
2.3. Регулятивные
2.3.1 Высказывать своё предположение по пройденному материалу
2.3.2 Умение оценивать результат своей деятельности

42
2.3.3 Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
2.4. Коммуникативные
2.4.1 Умение слышать и слушать других
2.4.2 Участвовать в диалоге
Организация пространства
Форма работы
Ресурсы
Фронтальная, индивидуальная
Интерактивная доска, книга «Русские народные сказки»
Технология обучения
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организа- ционный
Чтоб злодеев побеждать
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
Слушают учителя, готовятся к уроку.
II. Актуали- зация прежних знаний
- Какую сказку мы с вами читали на прошлом уроке?
- Назовите главного героя этой сказки.
- Какая это сказка?
- Иван-Царевич и серый волк.
- Иван Царевич.
- Русская народная, волшебная.
III. Подго- товка к чтению
- Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой.
- Прочитайте название сказки.
- Вы можете предположить по названию, о чём будет эта сказка?
- На что похоже название? Это может быть именем человека?
- А животного?
- Давайте проверим наши предположения.
- Слушают учителя.
- Читают название:
Сивка-бурка.
Делают предположения.
IV. Первое чтение текста
- Учитель выразительно читает сказку
Внимательно слушают и следят по тексту учебника.
V. Проверка впечатлений
-Вам понравилась сказка? Чем?
- Какие чувства вы испытали при слушании сказки? (страх, радость, удивление, грусть, обиду, веселье)
даны на доске, надо выбрать
- Слушают учителя.
- Отвечают на вопросы.