Файл: Археологическая находка Золотой человек2 урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План урока: 5_ИК_ 28-29 Археологическая находка «Золотой человек» 1урок

ФИО педагога: Аймамбетова Акмарал Еркиновна

Класс: 5

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Тема урока

Археологическая находка «Золотой человек»2 урок

Учебник

История Казахстана

Цель обучения:

5.2.2.4 – определять особенности археологической находки «Золотой человек» из Иссыкского кургана;

5.2.3.1 знать археологические открытия казахстанских ученых

5.2.1.2 описывать мировоззрение древних племен

Цель урока:

Все учащиеся будут:

- знать, о находке «Золотой человек» из Иссыкского кургана:

Многие учащиеся будут:

- объяснять, почему археологический памятник называется «Золотой человек»;

- определять информацию, которую несет в себе памятник «Золотой человек» из Иссыкского кургана;

Некоторые учащиеся будут:

- в ходе участия во фронтальной работе предлагать свои идеи;

- исследовать, почему археологическая находка является бесценным памятником мирового культурного наследия.

Ход урока

Этап урока

/ Время

Формат взаимодействия

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Этап 1. Организационно-мотивационный

2 мин. Организационный момент


Вызов интереса

Приветствие, психологический настрой –приветствие друг другу , присутствующие на уроке, готовность к уроку
«Мозговой штурм»-

  1. Что изображено на картине?

  2. Накануне какого праздника?

Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы:

1.Саки тиграхауда-Семиречье;золотой человек



ФО, Похвала

История Казахстана НИШ 2017 г. ав.С.Р.Ахметова, А.М. Ибраева и др.

Слайд 1. презентация


3 мин. Целеполагание


Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке


Обсуждение целей урока

Учитель: Тема нашего урока «Археологическая находка «Золотой человек»».

Ребята, что вы знаете об археологической находке «Золотой человек»?

Учитель: Ребята, как вы думаете, где найден был «З.Ч.»?

Сегодня мы исследуем вопрос:

Кем был «Золотой человек», найденный в Иссыкском кургане?

Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся высказывают свои версии
Воин, из сакского племени

Ф.О

Похвала


https://youtu.be/nQCTItq Слайд-№ 2

QesU

Этап 2. Теоретическо-практический

20 мин.

Видеоролик

Объяснение с использованием слайд- презентации

Графические методы


Зверинный стиль

Верили в загробную

жизнь

Хоронили с предметами

Саки особо почитали

солнце

Приносили в жертву

лошадей


Конец урока


Графический редактор

Учитель: Ребята, в результате раскопок курганов, археологи обнаружили находки, которые относятся к древней истории Казахстана . В 1969 г. археологическая экспедиция под руководством К. Акишева обнаружила в 50 километрах от Алма-Аты, кургана Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров. «Золотого человека». Памятник относится к 4-3 вв. до н.э.

Вопрос: Назовите археологические находки найденные в кургане:

(демонстрация видеоряда из слайд-презентации: золотой человек, золотые изделия 4000 тыс., массивная бляха, перстень, акинак, сосуд, чаша, зеркало).

Учитель: ученые определили, что найденный золотой человек выходец из сакского племени, (тиграхауда) воин 17-18 лет.


Задание: Прочитайте тескт в учебнике (стр.76-77). и подчеркните новые слова
Учитель дополняет: Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное). Первое несколько рaз было ограблено, а второе захоронение осталось нетронутым и хорошо сохранилось. Погребение сложено из тянь-шаньской ели прямоугольником и похоже на маленький домик. Его внутренние рaзмеры: длина 2 м 90 см, ширинa 1 м 50 см, высота 1,5 метра. Дно погребения было зaстлaно тесно пригнaнными 10 досками. Сверху погребение было покрыто полотном, украшенным золотыми зaклепками. Только после этого в могилу поместили покойника, одетого с головы до ног в одежду, обшитую золотыми плaстинaми и укрaшениями.

(из учебника «История Казахстана » 6 кл. 2011 г)

Создание проблемной ситуации
Учитель:А теперь подумайте, почему «З.Ч.» является уникальным образцом сакской культуры?
Учитель: начиная с VIII в. до н.э. в степных районах Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль». Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений. Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь. С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни». Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды зверей и животных: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др. (из учебника «История Казахстана » 6 кл. 2011 г)

Учитель: «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма, согласно которому каждый человек имеет предком какого"либо зверя.


Хоронили в курганах

и одевали золотых одеяния

Поклонялись духам

предков

Саки поклонялись зверям
З адание: Собираем класстер –делаем выводы

«Кинометафора»метод

В ходе обсуждения учащиеся называют 3 предмета:

4000 золотых пластин на одежде воина; серебряная чаша; бронзовое зеркало и др. предметы.


Учащиеся читают первый абзац в учебнике (стр.76-77).

Учащиеся:

«Золотой человек» являлся дальним предком казахского народа; Богатство и обилие золотых предметов, говорит о его высоком положении в обществе.

Символ независимости Казахстана.

Археол. находка является источником информации об искусстве, культуре и мировоззрении сакских племен.
«Золотая мастерская»
Работа в группах изучают дополнительный материал и отвечают на 2 вопроса

Учащиеся, работая в парах, записывают в тетрадях рассказ «Звериный стиль».

Учащиеся отвечают на вопросы:, отражение традиции тотемизма, амулет от злых духов, птицы изображенные

Дескриптор:

Определить археологические находки Иссыкского кургана.

КТ


ФО Похвала учителя

Дескриптор:

Определяет 3 новых слова;

составляет вопрос,

задают друг другу

Ф.О. взаимопроверка
ИТ

Дескриптор:

Определяет регион Казахстана;

Определяет археологическую находку;

Дескриптор:

Знать что такое «звериный стиль», почему он так называется, записать информацию о нем.

ФО

«Взаимооценка»

ФО «Инсерт»

презентация

Слайд № 3

История Казахстана. Учеб. Для 5 кл. общеобразоват.шк./ С.Р.Ахметова, А.М.Ибраева, А.А.Кулымбетова и др. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017. – 176 с., ил.

Слайд № 4

Слайд № 5

Учебник История Казахстана 5 кл. стр 76-77

Этап 3. Рефлексивно-завершающий:

5 мин.

Classtim;
Задание в онлайн мектеп.

I. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа:

1. «Золотой человек» найден в:

А) Иссыкском кургане;

В) Бесшатырском кургане;

С) Аралтобе .

2. Саки приносили в жертву коня,поклоняясь кому

А)небу В)воде С) солнцу

3. «Звериный стиль» получил распростанение в:

А) V в до н.э; В) VIII в до н.э; С) VII в до н.э

4. Сколько золотых изделий обнаружено в кургане?

А) 3 тыс; В) 4 тыс; С) 5 тыс

5. Что символизируют четыре стрелы изображенные на головном уборе?

А) культ солнца; В)земную жизнь; С) стороны света

Ответы учащихся

II. Тестовые задания с

1. а

2. С

3. в

4. в

5. С

ФО «Большой палец»
Оценивание по 10-балльной шкале
Подведение итогов

Задание в

Кунделик

5 мин




Рефлексия:

- что узнали, чему научились?

- что осталось непонятным?

- над чем необходимо работать?

А теперь с помощью приема «Плюс. Минус. Интересно» запишите, под + все что вам понравилось; под «-» все что не понравилось; где буква «И», все сто было интересным на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы.
Делают записи в тетрадях.




Тетрадь



Рабочий листок

Как описываются саки-тиграхауда?



Как описываются саки-парадарайя?


Как описываются саки-хаомаварга?


Они носили остроконечные шапки

Обитали в окрестностях Аральского моря(заморские саки)

Они готовили напиток хаома

Кем был «золотой человек»?

Какой археолог его обнаружил?

Почему археологический памятник называется «Золотым человеком»?

Сакский воин , скорее царь племени

В 1969 году Кемал Акишев

В кургане было обнаружено 4000 золотых изделий