ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2021
Просмотров: 1637
Скачиваний: 1
Доступы и наложение пневмоперитонеума. Иглу Вереша и первый троакар вводят выше пупка. Следующие два троакара вводят по краям предполагаемого разреза по Пфанненштилю как можно дальше от средней линии живота, чтобы легче было ими манипулировать. В случае необходимости четвёртый троакар вводят по белой линии на середине расстояния между пупком и лобковым симфизом.
Оперативная техника в лапароскопической гинекологии мало отличается от техники, принятой в оперативной лапароскопии. Электрохирургическая техника в эндоскопической гинекологии проявляет себя во всей красоте и изяществе, начиная от осторожного рассечения плоскостных спаек и заканчивая надёжной коагуляцией маточной артерии.
Частота перехода к лапаротомии в лапароскопической гинекологии меньше, чем в общей хирургии, и составляет 0,5–1%.
Лапароскопическая овариоэктомия. Операцию выполняют при помощи зажима и диссектора. Тракцию создают зажимом, введённым со стороны поражения, добиваясь натяжения собственной связки яичника, перпендикулярно к ней подводят диссектор. Собственную связку пересекают в непосредственной близости к яичнику. После удаления препарата контролируют гемостаз.
Надвлагалищная ампутация матки. Устанавливают внутриматочную канюлю для смещений матки. Диссектором в режиме монополярной электрокоагуляции пересекают круглые связки матки, между ними ножницами рассекают брюшину по пузырно-маточной складке. Отслаивают тупым способом мочевой пузырь. Коагулируют и пересекают собственные связки яичников и связки маточной трубы. При необходимости удаления придатков матки на этом этапе операции пересекают воронко-тазовые связки. Тело матки отсекают от шейки, используя монополярную электрокоагуляцию. Перитонизацию культи шейки матки производят одним или двумя швами за счёт брюшины пузырно-маточной складки. Препарат удаляют через кольпото- мическое отверстие заднего свода влагалища.
Осложнения. Наибольшую опасность при выполнении ампутации матки представляют ранения мочеточника, мочевого пузыря и толстой кишки. Эти органы повреждаются чаще всего при неправильном наложении сшивающих аппаратов. Реже – при использовании моно- и биполярной коагуляции. Предупредить эти осложнения позволяет знание анатомии и визуализация прилежащих органов до наложения сшивающего аппарата.
Диагностическая торакоскопия
Существует несколько способов создания пневмоторакса и введения торакопортов:
1. Плевральную полость пунктируют иглой Вереша в V – VII межреберьях по средней подмышечной линии. Убедившись в правильном положении иглы (засасывание воздуха в плевральную полость через канюлю), инсуффлируют 200–300 см3 газа. Затем в плевральную полость в месте пункции вводят торакопорт для торакоскопа.
2. Пункцию и инсуффляцию газа не производят, а сразу после небольшого разреза кожи длиной около 1 см торакопортом проникают в плевральную полость.
3. Торакоскопию проводят ригидным торакоскопом с углом зрения 0° или 30°. Последний вариант позволяет осмотреть всю плевральную полость. Последовательно осматривают легкое, висцеральную и париетальную плевры, диафрагму, органы средостения. Обращают внимание на наличие выпота, высыпаний и наложений на плевре, патологических образований в средостении. После операции легкое раздувают, плевральную полость дренируют.
Трансплантация органов и тканей
Трансплантология – наука, изучающая теорию и практику заготовки, консервирования и пересадки органов и тканей с возможным их приживлением и длительным функционированием. Трансплантация целых органов или даже клеточных взвесей для лечения финальной стадии недостаточности органов, генетических и метаболических заболеваний – одно из величайших достижений иммунобиологии и хирургии 20 века.
Пересадка тканей и органов имеет древнюю историю. Трансплантацию кожи применяли ещё в древние времена. Трансплантация роговицы и костей была известна во второй половине столетия, а пересадка целого органа стала возможной в начале века, благодаря разработке Каррелем сосудистого шва.
Основные вехи в развитии трансплантации органов и тканей
1900 г. – открытие групп крови АВО (Ландштайнер);
1902 г. – первая трансплантация почек собаки (Ульман);
1902–1905 гг. – разработка техники сосудистых анастомозов, первая пересадка сердца в эксперименте (Каррель -удостоен Нобелевской премии в 1912 г.);
1909 г. – доказано отсутствие реакции отторжения при аутогенной трансплантации органов (Борет, Эндерляйн);
1926–1928 гг. – разработка и применение в эксперименте аппарата искусственного кровообращения – АИК (С. С. Брюхоненко, С. И. Чечулин);
1933г. – первая в мире аллотрансплантация почки (Ю. Ю. Вороной);
1940г. – открытие резус-фактора (Ландштайнер, Винер);
1942–1945 гг. – доказана иммунная природа отторжения трансплантата (Медавар);
1946–1960 гг. – впервые в мире в эксперименте произведена пересадка сердечно-лёгочного комплекса, второго сердца в грудную полость (В. П. Демихов);
1958 г. – открыты антигены гистосовместимости (Доссэ);
1958 г.-установлено иммуносупрессивное действие 6 – меркаптопурина (Шварц, Дамешек); начало иммуноде- прессивной терапии;
1967 г. – первая успешная пересадка сердца человеку (Кристиан Барнард);
1968 г. – открыт антилимфоцитарный глобулин – эффективное иммунодепрессивное вещество.
3 декабря 1967 года в госпитале Гроте Схюрт (Кейптаун, ЮАР) К. Барнард выполнил первую успешную пересадку сердца человеку (больной Луис Вашканский прожил восемнадцать дней и умер от воспаления легких). К. Барнард стажировался в Москве у великого экспериментатора В. П. Демихова в 1960 и 1963 гг., и назвал его своим Учителем. К. Барнард имеет титул одного из двухсот самых известных людей 20-го столетия.
Владимир Петрович Демихов (1916–1998 гг.) – известный советский (российский) биолог, физиолог и хирург- экспериментатор, внесший большой вклад в развитие советской трансплантологии. Он в 1937 г. сконструировал и собственными руками изготовил первое в мире искусственное сердце; в 1946 г. впервые в мире в эксперименте пересадил второе донорское сердце в грудную полость; в 1952 г. впервые в эксперименте на собаках осуществил коронарное шунтирование. В 1962 г. оперированная В. П. Демиховым собака после операции прожила с двумя сердцами рекордный срок – 142 дня.
Первая успешная пересадка сердца человеку в бывшем СССР была произведена только в 1987 г.
Основные виды трансплантации
Аутотрансплантация – пересадка реципиенту собственного органа (обычно используют в эксперименте для изучения феномена нервно-лимфатической децентрализации органа и фармакорегуляции функций де- нервированных органов или тканей).
Аллотрансплантация – пересадка реципиенту органа от донора того же биологического вида.
Ксенотрансплантация – пересадка реципиенту органа или тканей от донора другого биологического вида.
По месту пересадки донорского органа выделяют:
1. Ортотопическую трансплантацию – пересадка органа в типичную анатомическую позицию.
2. Гетеротопическую трансплантацию – пересадка органа в атипичную анатомическую позицию.
Основные проблемы аллотрансплантации:
1. клинические;
2. иммунные;
3. проблема получения жизнеспособного донорского органа (ткани), их консервация;
4. морально-этические.
Клинические проблемы охватывают сложные вопросы показаний и противопоказаний, предоперационную подготовку и послеоперационное ведение больных. Решающим звеном предоперационной подготовки является применение детоксикационной терапии: гемодиализа, гемосорбции, плазмафереза, а также вспомогательного кровообращения, искусственной оксигенации и т. д. В послеоперационном периоде возникает проблема преодоления кризов отторжения и предупреждения гнойно-септических осложнений.
Иммунные проблемы связаны с развитием реакции отторжения трансплантата, которая вызывается чужеродными антигенами гистосовместимости. Уже первая трансплантация в эксперименте на собаках (Ульман, 1902) показала, что при пересадке органа одного животного другому функция трансплантата вскоре неизбежно утрачивается. После трансплантации почки от обезьяны человеку, закончившейся гибелью пациента на фоне гиперострого отторжения трансплантата, последовал важнейший вывод о существовании некоего биологического барьера (Унгер, 1909): все органы, ткани или клетки, несущие признаки генетической чужеродности, неизменно подвергаются реакции отторжения при их трансплантации в другой организм. Реакция отторжения пересаженного органа или ткани наступает обычно на 7–10-е сутки и заключается в развитии лимфоидной инфильтрации чужеродного органа, тромбоза питающих сосудов, вслед за которыми наступает некроз трансплантата.
Пути преодоления реакции отторжения
Подбор наиболее совместимого по антигенным свойствам донора. Для демонстрации антигенного сходства тканей донора и реципиента перед трансплантацией были разработаны различные методы, чтобы можно было подобрать относительно гистосовместимые пары – донора и реципиента.
Наилучший из современных методов называется серологическим, или лейкоцитарным типированием. Антигены системы HLA, экспрессируемые циркулирующими лимфоцитами, могут быть определены с помощью сывороток, полученных от пациентов, перенесших множественные гемотрансфузии, или от женщин, имевших множественные беременности. Используя лейкоциты пациента и ряд стандартных сывороток, можно охарактеризовать большинство сильных антигенов как у донора, так и у реципиента. Данные о типировании предполагаемых доноров (как правило, это умирающие больные) вводят в специальные банки, с помощью которых можно подобрать для пациента донора, наиболее совпадающего по антигенам гистосовместимости.
При использовании живых доноров допустимо изъятие органов только от родственников, генетическая близость которых расположена в следующем порядке: однояйцевый близнец – двуяйцевый близнец (брат, сестра)-родители – другие родственники. Трансплантаты от однояйцовых близнецов (изогенные трансплантаты) приживаются без осложнений после восстановления их нормального кровоснабжения, поэтому их называют идеальными донорами.
Подавление реакции отторжения. Большое клиническое значение в настоящее время имеет иммуносупрессия.
Методы иммуносупрессии
1. Радиационное облучение: общее, местное, облучение крови пациента. Подавление иммунитета с помощью облучения слишком опасно.
2. Химическая иммуносупрессия. Наиболее благоприятные результаты получены при комплексном применении циклоспорина, имурана, преднизолона. Подавление реакции отторжения возможно также с помощью антилимфоцитарного глобулина, который оказывает супрессивное действие на лимфоциты, играющие ключевую роль в реакции отторжения. Пациенты с пересаженными органами вынуждены принимать препараты пожизненно.
Хирургический путь борьбы с реакцией отторжения.
Если на высоте криза отторжения ежедневно производить лимфосорбцию, то это купирует криз.
Для предупреждения реакции отторжения (в эксперименте) можно использовать так называемые привилегированные места пересадки: переднюю камеру глаза, мозговую ткань, субкапсулярное пространство почек. В этих местах, защищенных от контакта с лимфоцитами, пересаженные чужеродные ткани длительное время не отторгаются.
Проблема консервации органов и тканей связана с их высокой чувствительностью к ишемии. В настоящее время наилучшие результаты получены при перфузии органов различными растворами. За счёт применения более совершенных консервирующих составов повысились надёжность, качество и сроки консервации органов в клинике: сердце – 3–4 часа (8 – 12 часов), почки – 50–72 часа, печень -12–16 часов, поджелудочная железа -10–12 часов. На практике оптимальные сроки консервации ещё меньше и определяются сроком доставки донорского органа в соответствующий центр и возможностью его трансплантации реципиенту.
Методы борьбы с ишемическим повреждением изолированных органов:
1. Биологическая перфузия: поддержание оптимального уровня метаболической активности в органах путём перфузии их кровью в нормотермическом или близком к нему режиме (34–38°С).
2. Гипотермическая консервация (наиболее распространённый метод): обеспечение сниженной, но адекватной метаболической активности трансплантата путём хранения его при температуре 8–12°С (гипотермическая перфузия), или 2–4°С (фармакохолодовая бесперфузионная консервация). Максимально полное обратимое прекращение метаболической активности в трансплантатах (срезы тканей, взвеси клеток) путём хранения их при температуре ниже 0°С под защитой криопротекторов (глицерин и др.).
Морально-этические проблемы трансплантации органов связаны, прежде всего, с ответами на такие вопросы: Сколько должна стоить операция? Правилен ли равный подход ко йсем нуждающимся в пересадке, если существует очередь? Не должны ли некоторые пользоваться льготами? Как делить выделенные на медицину средства? Не выгоднее ли приоритетное финансирование профилактических направлений (в частности, профилактики почечной недостаточности)? Не следует ли стимулировать посмертное донорство путем заключения соответствующих контрактов? Адекватен ли современный критерий смерти мозга? Велика ли опасность ее преждевременной констатации при срочной необходимости в донорском органе и др.
Смерть мозга (СМ): современное состояние проблемы
Прогресс реаниматологии утвердил три вида смерти: клиническую – момент непосредственной остановки кровообращения и дыхания; биологическую – развитие необратимых изменении в клетках всех органов и тканей; СМ – промежуточную стадию между этими крайними видами окончания жизни. При этом сохраняется спонтанное кровообращение, проводится ИВЛ, но в головном мозге наступило необратимое поражение клеток, несовместимое с дальнейшим функционированием мозга и организма и целом.
СМ определяют как прекращение снабжения головного мозга кровью из-за критического уменьшения перфузионного давления (разница между среднединамическим и давлением в v. jugularis interna) и катастрофического снижения потребления клетками кислорода.
Непосредственными причинами СМ наиболее часто выступают тяжелые повреждения головы, разрыв аневризм мозговых сосудов, внутримозговые кровоизлияния. Вторично развивающаяся СМ в отделении реанимации и интенсивной терапии бывает связана с асфиксией и длительной реанимацией, с энцефалопа- тиями различной этиологии (поражение печени и пр.).
Для достоверной клинической диагностики СМ общеприняты три главных критерия:
1. кома с утратой сознания и двигательной реакции на внешние раздражители, боль;
2. апноэ, т. е. невозможность спонтанного дыхания, необходимость ИВЛ;
3. отсутствие стволовых рефлексов.
В большинстве случаев диагноз СМ не вызывает особых затруднений, если обследование больного проводят методично, последовательно и в строгом соответствии с официальными рекомендациями. В клинической диагностике предполагается участие неврологов, нейрохирургов, реаниматологов, в том числе не менее двух специалистов, не связанных с лечением конкретного больного.
Концепция СМ нашла морально-нравственное признание во многих странах мира, но в законодательном порядке утверждена лишь в ряде стран. Полный набор всех клинических критериев СМ дает юридическое право на ее официальную констатацию не ранее чем через 1 сутки, а при возможности ЭЭГ-контроля – через 12 ч.
Положение с трансплантацией органов в Республике Беларусь