Файл: Жук Лекция детские особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2021

Просмотров: 1642

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Троакар с автоматическим клапаном для введения лапароскопических инструментов и предотвращения утечки газа в 1920 г. разработал Ондорфф (США). Углекислый газ для создания пневмоперитонеума впервые предложил использовать в 1924 г. швейцарский хирург Золликофер.

Первая лечебная лапароскопия произведена Феверсом (1933 г.): он рассёк спайки в брюшной полости при помощи уретрального цистоскопа. Лапароскопическая холецистохолангиография впервые применена в 1940 г.

Инженер-хирург Курт Земм (Германия), разработал автоматический инсуффлятор, непрерывно измеряющий внутри- брюшное давление и скорость потока газа. Курт Земм был одним из наиболее продуктивных хирургов-исследователей в области лапароскопии. Многие инструменты и методики, разработанные им, широко используют в эндохирургии. Для перевязки сосудов и других структур предложил предварительно завязанную шовную петлю (петлю Рёдера, используемую при тонзиллэктомии), им был разработан клипатор для наложения титановых клипс на сосуды. Земм усовершенствовал методики завязывания интра- и экстракорпоральных узлов, разработал комплект иглодержателей.

Лапароскопическая аппендэктомия впервые выполнена в 1983 г. Лапароскопическая холецистэктомия на животном впервые была выполнена в 1985 г.

Эпоха видеоскопической эндохирургии


Переворот в хирургии произошёл в 1986 г., когда была разработана цветная видеокамера с высоким разрешением, работающая на микросхемах. Это позволило передавать изображение с окуляра лапароскопа на экран монитора и послужило началом видеоэндоскопической хирургии.


Ее преимущества:

1. Сложные операции можно выполнять с активным участием хирургов-ассистентов.

2. Видеосистема значительно увеличивает изображение с сохранением чёткости и передачи цвета, что позволяет хирургу выполнять более точные действия.

3. Видеосистема позволяет документировать диагностические и лечебные процедуры, использовать материал для обучения хирургов.


Прогресс в технологии получения изображения стал решающим фактором в развитии эндохирургии, а понимание несомненных преимуществ оперативной лапароторакоскопии привело к тому, что хирурги всё чаще стали применять этот метод с конца 80-х годов 20 века.

Оборудование и инструменты


Эндоскопическая хирургия предъявляет высокие требования к оборудованию и инструментам, используемым при проведении операций. Это функциональность и надёжность, современный дизайн и эргономичность.

Эндоскопическая оптическая система (лапаро- или торакоскоп) – первое звено в цепи передачи изображения. Основной элемент этого инструмента – оптическая трубка с системой миниатюрных линз. Лапароскоп передаёт изображение из полости человеческого тела на видеокамеру.

Высококачественная камера обладает минимальной массой, высоким разрешением, способностью передавать мельчайшие нюансы хирургических объектов и высокой чувствительностью, позволяющей работать с источниками света малой мощности.


Источник света служит для освещения внутренних полостей при проведении эндохирургических вмешательств. Свет в полость подают через лапароскоп, с которым источник света связан гибким световодом.

Инсуффлятор - прибор, обеспечивающий подачу газа в брюшную полость для создания необходимого пространства и поддерживающий заданное давление при проведении операции. Для оперативной лапароскопии необходим мощный инсуффлятор со скоростью подачи газа не менее 9 л/мин. Это важно для поддержания необходимого пространства при замене инструментов, введении сшивающих аппаратов, извлечении препарата или значительной аспирации при кровотечении, т. е. во всех ситуациях, приводящих к значительной утечке газа и требующих его быстрого восполнения.

Практически при всех лапароскопических процедурах, как и при традиционных хирургических операциях, необходимы аспирация и ирригация в зоне операционного поля. Для этой цели разработаны специальные инструменты и оборудование. Инструменты могут иметь общий канал для подачи промывной жидкости и отсоса или раздельные каналы.

Электрохирургический аппарат представляет идеальный источник для рассечения тканей и обеспечения гемостаза. Современный «электронож» работает в моно- и биполярном режимах, имеет достаточно большую мощность (не менее 200 Вт) и развитую систему сигнализации, предотвращающую поражение пациента и хирурга при проведении эндохирургических вмешательств.

Видеомонитор - устройство для восприятия видеоинформации, последнее звено в передаче изображения.


Эндохирургические инструменты могут быть разделены на инструменты многократного (металлические) и одноразового (пластиковые) использования. Все лапароскопические инструменты по назначению могут быть разделены на две группы:

1. Инструменты доступа.

2. Инструменты для манипуляций.


Инструменты доступа. К этой группе относят троакары, торакопорты, расширители ран и переходники, ги.чьзы мониторинга (канюли для динамической лапароскопии), троакар для кольпотомии, инструменты для наложения пневмоперитонеума (игла Вереша).

Инструменты для манипуляций. К этой группе относят зажимы, захваты, ножницы, электроды, клипаторы, степлеры, инструменты для наложения узлов, швов, вспомогательные инструменты.

1. Клипаторы (аппликаторы, эндоклиперы) служат для наложения клипс диаметром от 3 до 10 мм. Степлер предназначен для наложения скобок с целью фиксации полипропиленовой сетки и соединения брюшины при герниопластике. Инструменты для наложения узлов служат для низведения и фиксации шовного материала. Механические швы накладывают сшивающими аппарата-

2. Сшивающие аппараты типа «Endo GIA 30» и «Endo GIA- 60» со сменными одноразовыми кассетами позволяют прошить ткани шестирядным скрепочным швом и тут же пересечь их между наложенными рядами скрепок, оставляя с каждой стороны по три ряда скрепок. Эти устройства позволяют выполнять эндоскопическую интракорпоральную резекцию органов и наложение анастомозов.


3. Эндостич – инструмент для наложения механического ниточного шва. Удобен для ушивания брюшины после герниопла- стики, сшивания стенок желудка при фундопликации, наложения различных анастомозов. Представляет альтернативу ручному эн- дохирургическому шву, позволяет экономить время и шовный материал. Инструмент состоит из двух металлических «пальцев», позволяющих перемещать иглу с нитью между ними, прошивая при этом ткани.


Вспомогательные инструменты включают аспиратор-ирригатор (промыватель), ретрактор, штопор для миоматозных узлов, щипцы и иглы для биопсии, сачок, зонды (маточные, для холангиографии), ранорасширители.

Расположение пациента на операционном столе зависит от вида вмешательства и способа его выполнения (открытого или эндохирургического). Поэтому операционный стол должен быть мобилен и легко управляем. Потребность в изменении положения тела нередко возникает во время самой операции, поэтому больной должен быть надёжно фиксирован к операционному столу.

Основная цель изменения положения больного – придание объекту операции верхнего положения в пространстве, тогда сила тяжести отводит смежные органы в сторону. Большинство лапароскопических операций выполняют в положении больного на спине с опущенным или поднятым головным концом. Первую позицию обычно применяют при операциях на нижнем этаже брюшной полости и органах малого таза, вторую – при операциях на верхнем этаже брюшной полости. Нередко необходимо наклонить больного на левый или правый бок на 20–30°.

Операционная бригада состоит из хирурга, одного-двух ассистентов (один из них – оператор камеры), операционной сестры и анестезиолога с помощником. Координация между хирургом и оператором камеры имеет стратегическое значение для успешного исхода вмешательства и профилактики осложнений. Любые манипуляции в полости выполняют под визуальным контролем (кроме введения первого троакара).

У операционной сестры должна быть полная готовность к немедленному переходу к открытой операции, включая набор инструментов, ретракторы и шовный материал. Такая ситуация возникает при невозможности выполнить операцию закрытым способом из-за выраженного спаечного процесса или возникновения интраоперационных осложнений.

Пневмоперитонеум


Наложение пневмоперитонеума – один из наиболее ответственных этапов выполнения любой лапароскопической операции. В брюшную полость вводят газ, приподнимающий брюшную стенку и создающий необходимое для работы пространство. Заданное давление (12–15 мм рт. ст.) поддерживают на протяжении всей операции.


При более высоком давлении газа возможны осложнения:

1. Сдавление нижней полой вены с нарушением венозного кровотока в её бассейне.

2. Нарушение кровотока в артериях органов брюшной полости.

3. Нарушение сердечной деятельности (снижение сердечного выброса и сердечного индекса). 4. Сдавление лёгких при поднятии диафрагмы с уменьшением остаточной ёмкости, увеличением мёртвого пространства и исходом в гиперкапнию.



Способы введения газа в брюшную полость:

1. Прямая пункция иглой Вереша – классическая и наиболее распространённая техника. Больного укладывают в горизонтальное положение. Кожу рассекают на всю толщу в предполагаемой точке введения иглы и первого троакара. Длина разреза кожи на 2–3 мм превышает диаметр троакара. Направление разреза выбирают, соблюдая принципы косметической хирургии. Наименее травматично введение троакара по белой линии живота – параумбиликально, выше или ниже пупка. Тактильно хирург обычно ощущает прохождение двух препятствий – апоневроза и брюшины.

2. Прямая пункция троакаром. После рассечения кожи брюшную стенку приподнимают и сверлящими движениями мягко вводят троакар в брюшную полость.

3. Открытая лапароскопия. Первый троакар вводят через микролапаротомное отверстие длиной 15–20 мм. Этот способ безопаснее, но занимает несколько больше времени, чем два предыдущих. При малейших сомнениях в безопасности слепого введения инструмента предпочтение следует отдавать методу открытой лапароскопии.


В брюшную полость вводят углекислый газ, закись азота, воздух операционной, инертные газы – гелий, аргон. Кислород не используют из-за опасности взрыва при работе с высокочастотной электроэнергией.

Альтернативный пневмоперитонеуму способ создания необходимого пространства – механическое поднятие передней брюшной стенки при помощи различных устройств (лапаролиф- тинг).

Видеопанорама и введение инструментов


Через первый троакар в брюшную полость вводят лапароскоп. Хирург может передвигать оптику в трёх направлениях:

1. По окружности основания воображаемого конуса, вершина которого – точка прокола. На диагностическом этапе лапароскопии таким образом осматривают все 6 секторов брюшной полости.

2. Вперёд и назад в просвете троакара.

3. Вокруг продольной оси лапароскопа, что важно при использовании боковой оптики.


Комбинируя движения оптики в трёх направлениях, хирург осматривает необходимые отделы брюшной полости. Полноценной ревизии помогает также изменение положения тела больного.

Перед введением второго и последующих троакаров, пальпируя брюшную стенку снаружи, выбирают место для пункции. Избегают зоны расположения спаек и внутренних органов. Ткани брюшной стенки прокалывают в косом направлении к объекту операции. Под контролем зрения вводят эндохирургические инструменты, не перекрещивая их в операционном поле по ходу операции.

Большинство хирургов отдают предпочтение «двуручной» технике, когда в правой руке держат основной (ножницы, диссектор, аппликатор), а в левой вспомогательный (зажим, ретрактор) инструменты. В этом случае камеру и лапароскоп доверяют ассистенту.

Техника рассечения, соединения тканей и гемостаз


Успешное выполнение эндохирургической операции требует определённой последовательности действий. Основные из них: экспозиция, тракция, рассечение тканей, гемостаз и соединение тканей.


Экспозиция - создание благоприятного доступа к тканям, позволяющего выполнять на них хирургические манипуляции. В эндохирургии экспозицию создают наложением пневмоперитонеума, изменением положения тела больного, подтягиванием тканей зажимами и введением их в поле зрения, которое, в отличие от открытой хирургии, весьма ограниченно.

Препаровка, рассечение, ушивание и гемостаз в хирургии эффективны и безопасны лишь в том случае, если ткани фиксированы между двумя точками, растянуты и находятся в неподвижном состоянии. Этого достигают созданием тракции и про- тивотракции, т. е. тяги и противотяги.


Возможны три варианта:

1. Пересекаемые ткани фиксированы в двух противоположных точках и стянуты естественным образом (например, плоскостные спайки между печенью и диафрагмой). Пересекаемые ткани фиксированы лишь в одной точке. Для их рассечения необходимо создать натяжение (например, большой сальник, припаянный к стенке жёлчного пузыря). Зажим, наложенный на прядь сальника, создаёт тракцию в каудаль- ном направлении.

2. Орган свободно перемещается в полости, не имея жёсткой фиксации. Для препаровки его необходимо растянуть между двумя зажимами.

3. Разъединяют ткани остро (ножницы, эндохирургический скальпель), тупо (диссектор, тупфер), при помощи высокочастотного электротока или лазера и сшивающими аппаратами, одновременно прошивающими и пересекающими ткани.


Гемостаз. В эндохирургии любое кровотечение проще предотвратить, чем остановить. Поэтому остро рассекают только ткани, содержащие мелкие сосуды (брюшина, плоскостные спайки), либо предварительно осуществляют гемостаз (клипирование, перевязку, коагуляцию).

Наиболее простой и надёжный эндохирургический способ одновременного рассечения и гемостаза – монополярное электрохирургическое резание и коагуляция.

Более безопасный, но менее эффективный вариант электрохирургического воздействия – биполярная коагуляция. Метод позволяет бескровно пересекать сосуды диаметром до 2 мм.

Соединение тканей производят наложением эндохирурги- ческой лигатуры, ручного или механического ниточного шва, скобок, клипс или сшивающего аппарата.

Эндолигатура служит для перевязки каких-либо структур внутри брюшной полости. Её применяют в виде нити или заранее сформированной эндопетли.

Эндохирургический шов применяют для соединения тканей, перевязки сосудов и других структур внутри полости. Существует два способа формирования узла – экстракорпоральный и интракорпоральный.

Экстракорпоральный узел формируют снаружи (узел Рёдера). Общие недостатки экстракорпоральных узлов – расход шовного материала значительной длины; нить в момент низведения узла «продёргивают» вокруг перевязываемой структуры, что может привести к её «спиливанию»; необходима тракция вверх, способная привести к отрыву ткани.