Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 853

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. ПРОКУРАТУРА РФ - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре, прокуратура РФ представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Организация и деятельность прокуратуры регламентирована Конституцией РФ, ФЗ опрокуратуре, Приказами Генпрока.

Прокуратура является независимым правоохранительным органом, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти.

Прокуратура - это единственный государственный орган, осуществляющий надзор, а не контроль за соблюдением и исполнением законов в соответствующих сферах правоотношений.

Признаки:

1) Единая (единообразные формы и принципы организации и деятельности всех прок.работников, единство целей и задач, а также полномочий по выявлению нарушений закона и реагированию на них; единое законодательство)

2) Централизованная (означает подчинение нижестоящих прок.работников вышестоящим)

3) Федеральная система государственных органов – создание, упразднение, финансирование органов прокуратуры осуществляется на федеральном уровне. Также прокуратура осуществляет свою деятельность от имени РФ.

4) Система государственных органов – подчиненная единым целям упорядоченная совокупность государственных органов. ?

Ергаш про укрепление законности: Прокуратура является важной и неотъемлемой частью механизма обеспечения законности в России. В связи с низким уровнем правосознания как рядовых граждан, так и должностных лиц, коррупцией, обострением социальных и экономических проблем надлежащим образом обеспечить существование режима законности становится все сложнее.

В данных условиях органы прокуратуры призваны обеспечить единое понимание и применение законов на всей территории РФ всеми субъектами правоприменительной деятельности.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти, а занимает ОСОБОЕ положение. Выявляя нарушения законов, упущения в деятельности законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов и принимая меры к их устранению, органы прокуратуры способствуют совершенствованию деятельности всех ветвей власти, повышению правовой культуры соответствующих должностных лиц этих органов судей, рейтингов их профессиональной деятельности, авторитета, а следовательно, и укреплению нашего государства — Российской Федерации, что и является одной из основных целей функционирования всех ветвей власти.


Прокуроры, с одной стороны, осуществляют надзор за исполнением законов ФОИВ, СК РФ законодательными (представительными) и ИОГВ субъектов РФ, МО, способствуя укреплению законности в их деятельности, а с другой — они, участвуя в заседаниях судов как участники процесса, обжалуют, оспаривают незаконные, необоснованные и несправедливые решения, принимаемые судьями, защищая тем самым интересы ФЛ и ЮЛ и совершенствуя практику работы судов.

Обнаружив факты принятия или издания незаконных правовых актов государственными органами, за исполнением законов которыми прокурорский надзор не осуществляется (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ) Генпрокурор РФ информирует об этом соответственно руководителей палат российского парламента, главу государства и Председателя высшего органа исполнительной власти страны.

Прокуроры активно сотрудничают с органами всех ветвей власти, работают в тесном контакте с ними, имея целью совершенствование функционирования государственно-правового механизма.

Это выражается, в частности в участии прокуроров в мероприятиях, организуемых органами представительной и исполнительной власти, парламентских и иных слушаниях по обсуждению проектов законов, заседаниях исполнительных органов по вопросам укрепления законности и правопорядка, присутствии руководителей прокуратур их заместителей и по их поручению других прокуроров на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, заседаниях представительных органов регионального и муниципального уровней, даче заключений на проекты законов и подзаконных актов, подготовке ответов на запросы депутатов, участии в заседаниях СОЮ и АС, информировании органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности в стране, регионе, муниципальном образовании, даче консультаций по правовым вопросам представителям всех ветвей власти и других направлениях сотрудничества.

Прокуратура систематически проводит анализ состояния законности на всех уровнях прокурорской деятельности. Ежегодно по итогам проделанной работы Генеральный прокурор выступает перед ФС и Президентом РФ с докладом «О состоянии законности и проделанной работе по их укреплению». Аналитические доклады готовят и прокуроры нижестоящих прокуратур.

Прокурорский надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности в деятельности всех ветвей власти РФ в стране, регионах и муниципальных образованиях, способствуя обеспечению единого правового пространства по всей территории страны как непременного условия ее нормального функционирования



Прокуратура – правоохранительный орган. Прокуратура большинством авторов (поскольку законодательно это не закреплено) относится к числу правоохранительных органов. Ее деятельность в полной мере отвечает признакам правоохранительной деятельности

– она осуществляется специально уполномоченными субъектами только на основании законами и в соответствии с законом;

- связана с применением мер государственного принуждения;

- принятые прокурорами законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Деятельность прокуратуры Российской Федерации занимает центральное место в охране и защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка. Прокурорский надзор и другие функции прокуратуры в той или иной степени охватывают все виды правоотношений, возникающих в общественной жизни. Сложная многогранная деятельность прокуратуры так или иначе затрагивает интересы буквально каждого человека, а не только тех, кто тем или иным образом непосредственно соприкасается с нею. Таким образом, являясь по сути правоохранительным органом, прокуратуры вместе с тем выполняет и правозащитную функцию.

Прокуратура – правозащитный орган. Правозащитная функция прокуратуры – осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Правозащитная деятельность - система мер, направленная на выявление, предотвращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав и свобод человека, а также на восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда. Цель деятельности - достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены.

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм.

Законность – общественно-политический режим, суть которого состоит в осуществлении предписаний правовых норм в общественной жизни, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Прокуратура РФ представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:

  1. Обеспечение верховенства закона;

  2. Обеспечение единства и укрепления законности;

  3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

  4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Обобщенно можно сказать, что целью является достижение точного и единообразного исполнения законов всеми поднадзорными объектами и субъектами.

Цели стоящие перед прокуратурой реализуются достигаются прокурором путем постоянного каждодневного решения многочисленных задач. Задачи — категория более конкретная ограниченная.

Задачи прокуратуры Российской Федерации: своевременное и полное выявление нарушений закона, их пресечение, предупреждение нарушений закона, установления виновных в этом лиц, восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Задачи подразделяются на три уровня:

1)общие

2) специальные

3) частные

Они могут иметь нормативное закрепление в организационно-распорядительных актах Генпрокурора РФ, Главного военного прокурора, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

Общие задачи прокуратуры — это задачи, выполнение которых осуществляется всеми органами прокуратуры независимо от уровня и специализации, вида осуществляемой деятельности.

К общим задачам можно отнести:

1. необходимость достижения в процессе осуществления той или иной деятельности наибольшей эффективности

2. формирование в обществе атмосферы неприятия фактов противоправного поведения

3. создание среди населения образа прокурорского работника как должностного лица проявляющего принципиальность в вопросах укрепления законности, защищающего права и законные интересы не только государства и общества в целом, но и конкретных индивидов и др.

Специальные задачи прокуратуры — задачи, вытекающие из содержания конкретной функции, направления, участка деятельности, осуществляемой органами прокуратуры.

Так, к специальным задачам надзорной деятельности относятся:


1. полное выявление в ходе проверок имеющих место нарушений законов

2. установление виновных в совершении нарушений законов лиц и лиц, при попустительстве которых совершаются нарушения закона

3. принятие надлежащих мер к устранению выявленных нарушений закона и способствующих им обстоятельств, наказанию виновных лиц и возмещению причиненного нарушениями закона ущерба.

Частные задачи прокуратуры — задачи, которые ставит перед конкретным прокурором вышестоящий прокурор или текущая оперативная обстановка. Например, прокурору района может поступить от прокурора субъекта РФ поручение срочно подготовить отчет о состоянии преступности среди несовершеннолетних за тот или иной период. В то же время поступление в прокуратуру жалобы ставит на повестку дня вопрос о проведении проверки ее доводов.

Таким образом частные задачи отличаются от общих и специальных прежде всего конкретизированностью и характеризуются оперативностью их выполнения Эти задачи, как правило, не являются постоянными, они многочисленны, разнообразны.


  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Взаимодействие органов государственной власти – это система взаимоотношений обособленных видов публичной власти в лице органов государственного управления с целью решения определенных задач.

Взаимодействие органов прокуратуры с судебной властью определяется, с одной стороны, возможностью обжалования в судебном порядке любых действий (бездействия) и решений прокуроров, с другой, участием прокуроров в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве как равноправного участника процесса.

Председатели судов, их заместители могут принимать участие в работе координационных совещаний правоохранительных органов в качестве наблюдателей, не обладающих правом решающего голоса, информировать участников координации о деятельности судебных органов. Сказанное верно и в отношении руководителей органов юстиции.

Взаимодействие с судами может проводиться в следующих согласованных формах: