Файл: Тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. 

Билет 36. Генеральный прокурор Российской Федерации, его полномочия по руководству системой прокуратуры, порядок назначения на должность.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора Российской Федерации неоднократно. На Генерального прокурора Российской Федерации не распространяется установленный настоящим Федеральным законом предельный возраст нахождения на службе.

Генеральный прокурор руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры 

Генеральный прокурор в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры, определяет полномочия структурных подразделений, Генеральный прокурор несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом.

Билет 37. Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности (функций) прокуратуры.

Прокурорский надзор – деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности и соблюдения прав и свобод человека в установленных сферах деятельности.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам,
находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

 При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев.

Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков.
Билет 38. Отрасли прокурорского надзора. Полномочия прокурора по отраслям надзора.

Отрасль прокурорского надзора - это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.

Прокурорский надзор подразделяется на следующие отрасли:

1. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения государственных органов проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;



 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы прокуратуры осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.


3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

4. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ.

Предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

билет 39. Средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

После выявления нарушения законов, установления причин и условий, способствующих выявленным нарушениям, а также виновных лиц, прокурор обязан совершить соответствующие действия, направленные на:

-устранение выявленных нарушений закона;

-устранение обстоятельств, способствующих выявленным нарушениям закона;


-недопущение этих нарушений закона в будущем;

-привлечение к установленной законом ответственности виновных лиц.

Указанные действия в теории и практике прокурорского надзора принято именовать правовыми средствами прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.

Правовые средства прокурорского реагирования — предусмотренные законом и совершаемые в установленном законом порядке действия прокуроров направленные на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к ответственности виновных лиц.

Правовые средства прокурорского реагирования многочисленны, однако по своему внешнему выражению, порядку применения не могут быть общими для всех направлений прокурорской деятельности, поскольку имеют свою специфику. Количество и виды правовых средств прокурорского реагирования обусловлены пятью критериями. Во-первых, функциональной принадлежностью, во-вторых, правовой регламентацией; в-третьих, предметом реагирования; в-четвертых, характером нарушений закона и видами ответственности за их совершение, и в- пятых целевым назначением.

В зависимости от функциональной принадлежности все правовые средства, в том числе и средства прокурорского реагирования как составляющая правовых средств, разделяются на два вида: надзорные и ненадзорные.

Надзорные средства прокурорского реагирования — это средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции.

В зависимости от правовой регламентации правовые средства прокурорского реагирования подразделяются на процессуальные, т.е. регламентированные процессуальным законодательством РФ, и непроцессуальные, регламентированные иными законами.

Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования – есть средства, регламентированные процессуальным законодательством РФ.

К процессуальным средствам прокурорского реагирования относятся:

— письменное указание прокурора;

— утверждение прокурора;

— согласие прокурора;

— постановления прокурора;

В зависимости от предмета прокурорского реагирования, все процессуальные средства принято разделять на два вида: средства прокурорского реагирования на правомерные действия и средства реагирования на неправомерные действия.

Процессуальные надзорные средства прокурорского реагирования на правомерные действия представляют собой регламентированные процессуальным законодательством средства взаимодействия прокурора с поднадзорными субъектами направленные на обеспечение законности на досудебной стадии уголовного процесса