Файл: Тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные задачи Следственного департамента:

- выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

- организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного расследования преступлений следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

- расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

  • Следственный аппарат органов ФСБ,

Направления деятельности ФСБ:

1.контр разведовательная деятельность-проведение мероприятий в целях выявления,предупреждения и пресечения разведовательной и иной деятельности спец. служб и организаций иностранных гос-в,а также отдельных лиц

2.борьба с терроризмом,преступностью-деятельность по выявлению,пресечению,раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий-проведение ОРМ(операт-разыскных меропрятий )по выявлению,пресечению,разкрытию преступлений шпионажа,коррупций,незаконного оборота оружия ;выявление,предупреждение и раскрытие деятельности вооруженных формирований,общественных групп и отдельных лиц,ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ

3.разведовательная деят-осуществляется органом внешней разведки в целях обеспечения РФ

4.пограничная деят-охрана гос границы,обеспечение соблюдения физич и юридич лицами режима гос.границы,пограничного режима 

  • Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств.

Органы следствия в системе ФСКН РФ расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой наркотических средств и психотропных веществ, склонению к их употреблению и т.д. Возглавляет систему органов Главное следственное управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;


2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основными задачами Следственного комитета являются:

  • 1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

  • 2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

  • 3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

52. Руководитель следственного органа, его полномочия

Руководитель следственного органа- должностное лицо государственного органа, возглавляющее следственное подразделение

Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя.

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;



4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия.

5) продлевать срок предварительного расследования;

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

53. Следователь, его полномочия

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

55. Контроль и надзор за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов дознания, дознавателя, следователя.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.


56. Система органов, осуществляющих охрану правопорядка и обеспечение безопасности в Российской Федерации.

Под органами обеспечения правопорядка и безопасности в РФ понимают специально созданные государственные органы, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и законных интересов человека и гражданина, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Для всех органов обеспечения правопорядка и безопасности в РФ характерными чертами являются:

1. Общее руководство органами обеспечения безопасности и правопорядка осуществляет Президент РФ. Непосредственное руководство и контроль выполнения мероприятий по обеспечению правопорядка и безопасности возложен на Правительство РФ;

2. Каждый государственный орган в сфере обеспечения безопасности и правопорядка наделен всевозможными полномочиями в той или иной сфере деятельности;

3. Основной задачей всех органов обеспечения правопорядка и безопасности является борьба с преступностью и другими правонарушениями, которые создали угрозу безопасности личности, обществу и государству;

4. Деятельность любого органа, обеспечивающего правопорядок и безопасность в государстве, определена нормативно правовыми актами.

Все органы, осуществляющие обеспечение правопорядка и безопасности в РФ, имеют следующую систему органов:

• Совет безопасности РФ;

• органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ;

• органы Федеральной службы безопасности РФ;

• органы Службы внешней разведки РФ;

• органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков;

• органы Федеральной службы охраны;

• таможенные органы Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ;

• Министерство юстиции РФ.

57. Органы внутренних дел, их система и основные направления (функции) деятельности.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД Россииа также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

58. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России): структура, основные задачи, полномочия и организация деятельности.


Глава-Колокольцев.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Основными задачами МВД России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение федерального государственного контроля (надзора) в сфере внутренних дел;

4) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;

5) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел);

6) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России,

МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.

 Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел.  МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.