Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 919
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а затем попытаться построить цепочку рассуждений, обосновывающих найденную догадку. Если тот или другой путь оказывается логичным, то это дает довольно веские основания считать найденное решение правильным. Иногда логическая проверка состоит в том, что строится новая теория, которая включает в себя как предельный случай прежнюю теорию, но объясняет факты, которые не могла объяснить эта прежняя теория. Так, теория относительности объяснила некоторые незначительные отклонения в движении Меркурия по своей орбите, что не могла сделать теория Ньютона. Существуют другие более эффективные, хотя и более трудоемкие методы проверки. В области технического творчества самый простой способ состоит в построении образца. Ведь техническое устройство или работает или не работает. В этом случае легко установить и степень эффективности найденного решения. Другой способ состоит в воссоздании явлений, над которым билась творческая мысль, в искусственных условиях, в опыте, эксперименте. Часто, чтобы проверить догадку, из нее логическим путем выводят следствия о новых возможных фактах, а затем ищут подтверждение этих выводов в опыте, эксперименте.
IV. Практическое задание (решение задач).
1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.
а) ... Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам (К. Паустовский. «Золотая роза»).
б) ...Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды... И в нем тот час же, точно в мальчике... закипели мстительные мысли...... И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды......Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции
, путается, суетит людей и сам суетится, – ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник... Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их...» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры... (А. Куприн. «Поединок»).
в) ...Художник Михайлов, как и всегда, был за работой... Он делал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде, но он был недоволен им. «Нет, тот был лучше... Где он?» Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил к себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками.- Так, так! – проговорил он. И тотчас же, взяв карандаш, начал быстро рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу.Он рисовал эту новую позу, и вдруг ему вспомнилось с выдающимся подбородком энергичное лицо купца, у которого он брал сигары, и он это самое лицо, этот подбородок нарисовал человеку. Он засмеялся от радости. Фигура вдруг из мертвой, выдуманной стала живая и такая, которой нельзя уже было изменить. Можно было поправить рисунок сообразно с требованиями этой фигуры. Но, делая эти поправки, он не изменял фигуры, а только откидывал то, что скрывало фигуру. Он как бы снимал с нее те покровы, из-за которых она не вся была видна; каждая новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергичной силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна. (Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»).
Ответ:
а) Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который им никогда раньше не воспринимался. Так, глядя на географическую карту, изучая её как книгу, герой отрывка произведения представляет себе то,что никогда не видел. "Изучал течения неведомых рек..."
б) Пассивное произвольное воображение. К этому виду относят два очень близких и похожих явления - мечты и грёзы. Ромашов видит себя офицером Генерального штаба, что подробно описано в отрывке (...закипели мстительные мысли...).
в) Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности.
IV. Практическое задание (решение задач).
1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.
а) ... Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам (К. Паустовский. «Золотая роза»).
б) ...Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды... И в нем тот час же, точно в мальчике... закипели мстительные мысли...... И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды......Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции
, путается, суетит людей и сам суетится, – ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник... Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их...» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры... (А. Куприн. «Поединок»).
в) ...Художник Михайлов, как и всегда, был за работой... Он делал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде, но он был недоволен им. «Нет, тот был лучше... Где он?» Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил к себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками.- Так, так! – проговорил он. И тотчас же, взяв карандаш, начал быстро рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу.Он рисовал эту новую позу, и вдруг ему вспомнилось с выдающимся подбородком энергичное лицо купца, у которого он брал сигары, и он это самое лицо, этот подбородок нарисовал человеку. Он засмеялся от радости. Фигура вдруг из мертвой, выдуманной стала живая и такая, которой нельзя уже было изменить. Можно было поправить рисунок сообразно с требованиями этой фигуры. Но, делая эти поправки, он не изменял фигуры, а только откидывал то, что скрывало фигуру. Он как бы снимал с нее те покровы, из-за которых она не вся была видна; каждая новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергичной силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна. (Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»).
Ответ:
а) Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который им никогда раньше не воспринимался. Так, глядя на географическую карту, изучая её как книгу, герой отрывка произведения представляет себе то,что никогда не видел. "Изучал течения неведомых рек..."
б) Пассивное произвольное воображение. К этому виду относят два очень близких и похожих явления - мечты и грёзы. Ромашов видит себя офицером Генерального штаба, что подробно описано в отрывке (...закипели мстительные мысли...).
в) Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности.