Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 915
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Восприятия могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями.
Зрительные иллюзии — неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий, например:
• переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной;
• неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружкой одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают ли их большие или маленькие; одинаковые предметы кажутся предметами разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на определенном удалении друг от друга, причем предмет, расположенный ближе, кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины.
Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.
Сложный комплекс механизмов, обеспечивающих восприятие пространства, требует сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно- кинестетического и вестибулярного анализаторов.
Зрительное восприятие, хотя и очень хорошо справляется со своими обязанностями, тем не менее далеко от идеала. Помимо того, что на значительном удалении размеры объектов становится угадать сложнее, имеется и ряд других "недоделок".
Эти проблемы наиболее очевидно проявляются при наблюдении за так называемыми зрительными иллюзиями. Так, например, вертикальные линии нам кажутся больше таких же, но горизонтальных. Это объясняется тем, что мы, хотя и живем в трехмерном пространстве, тем не менее больше локомоций (движений всего тела целиком) совершаем в плоскости: ходим, бегаем, плаваем, едем на транспорте. Даже самолет большую часть времени проводит в горизонтальном полете.
В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе (этот аппарат имеет вид трех заполненных жидкостью изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях). Когда человек меняет
положение головы, заполняющая каналы жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).
III. Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
-
«Субсенсорная область» Г.В. Гершуни. -
Закон Бугера-Вебера. Суть константы Вебера. -
Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. -
Закон Стивенса. -
Обобщенный психофизический закон Ю.М. Забродина.
Ответ:
Закон Стивенса.
Закон Стивенса — это модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом Стенли Стивенсом. Он создал формулу, связывающую силу ощущения с определённой степенью физической интенсивности раздражителя. До этого существовал типичный закон Вебера — Фехнера, модификацию которой произвёл Стивенс. По закону Фехнера между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует логарифмическая зависимость. Стивенс считал, что зависимость степенная, и записал формулу:
Y = kSn,
где Y — субъективная величина или ощущение, S — стимул, n — показатель степени функции и k — константа, зависящая от единиц измерения. Существует и иная форма записи: n Е = kP[уточнить], где Е — сила ощущения, Р — физическая интенсивность раздражителя, k и n — некие постоянные. При этом получается, что показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости звука частотой 3000 Гц он имеет значение 0,67; для электрического тока, пропускаемого через пальцы — 3,5.
Стивенс не был первым, кто предложил описывать связь силы стимула и ощущения степенным законом, но он впервые проанализировал экспериментальные данные и опубликовал на их основе конкретные значения коэффициентов. По мнению Стивенса, этот закон справедлив для любого ряда раздражителей, как физических, которые легко подвергаются объективному измерению (вес, сила звука и света, длина линии, температура т. д.), так и любых других, для которых не существует объективных мер (серия почерков, рисунков и др.). С помощью 3акона Стивенса были получены численные или количественные оценки величины ощущений в форме установления заданного отношения двух стимулов. Благодаря этому были созданы шкалы величин: субъективные шкалы громкости, светлоты, тяжести, зрительно-воспринимаемой длины, площади, удаленности, скорости мельканий; субъективные шкалы электрического удара, вкуса, множественности, слуховых биений и др. Наряду с законом Фехнера, устанавливающим логарифмическую зависимость между величиной раздражителя и величиной ощущения, 3акон Стивенса относится к числу важнейших психофизических законов. Однако вопрос о том, какой из них является более универсальным и какому из них следует отдать предпочтение, остается пока еще дискуссионным.
IV. Практические задания.
1. Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.
| Ощущение | Восприятие |
Сходство | Познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир | Познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств |
Отличия | Отражают отдельные свойства предметов | Производит целостное, предметное отражение действительности |
2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
в) У людей, занимающихся музыкой наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.
Ответ:
а) адаптация
б) сенсибилизация
в) сенсабилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности
г) компесаторная сенсибилизация
3. Представьте в таблице.
Свойство восприятия | Краткая характеристика | В чем проявляется |
Предметность | Способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, не является врожденным, его возникновение происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. | Предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т. д.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира. |
Целостность | Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.Любой предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. | Всякий объект, ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать(например, тыльная часть вещи). |
Структурность | Заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, когда человек слушает какую-нибудь мелодию, то он ее понимает, т.е. воспринимает ее структуру в целом, в сознании слушающего звучит вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до сознания структуру предмета или явления, который существует в реальном мире. | Предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры |
Осмысленность | Свойство восприятия, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств и перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение, т.к. восприятие человека связано с мышлением. | Человек воспринимает те предметы, которые имеют для него определенное значение. Избирательность, осмысленность придают акту восприятия некое обобщенное представление о предмете, что является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. |
Константность | Обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. | Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Например, рост одного и того же человека с различного расстояния (3 или 10 метров) воспринимается как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в зависимости от удаленности будет различной. |
Семинарско-практическое занятие №6 по теме «Память»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов памяти (по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и особенностям запоминания материала): двигательная (моторная), эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов памяти (по своему выбору).
2. Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала): кратковременная, оперативная и долговременная.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов памяти (по своему выбору).
Ответ:
1.Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации.
Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный.
Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.
Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни, ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Но начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних, которые заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
2. Кратковременная память характеризуется достаточно кратким сохранением воспринимаемой информации, в какой-то степени похожа на непроизвольную, поскольку также не используются специальные мнемические приемы. Вместе с тем, отличается тем, что при кратковременной памяти для запоминания у человека включены