Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 914

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Группа 22П172в
Студент
Э.Н.Элисон


МОСКВА 2023

Семинарско-практическое занятие №5 по темам «Ощущение и восприятие»

II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):

1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.Студент дает характеристику одного из перечисленных видов ощущений (по своему выбору).

2. Дайте краткую характеристику одного из видов восприятия (по формам существования материи): восприятие пространства; восприятие времени; восприятие движения.

Ответ:

1.Зрительные ощущения.

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика.

Зрительные ощущения занимают ведущую роль в познании человеком внешнего мира. Ученые установили, что 80-90 % информации от окружающего мира поступает в мозг через зрительный анализатор, большая часть всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия — наиболее "опредмеченные", объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Благодаря зрительным ощущениям человек познает форму и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность, помогают человеку ориентироваться в пространстве, координировать движения и т.д.


Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света, т. е., по воззрениям современной физики, электромагнитных волн длиною от 390 до 800 нм.

Волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим относятся белый, черный и серый. К хроматическим относятся все остальные цвета (красный, синий, зеленый и т. д.).

Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Предметы, не испускающие собственного света, отражают некоторую часть падающего на них света и поглощают остальную его часть. Если все световые лучи поглощаются в тех же отношениях, в каких они даны в спектре, то такое поглощение называется неизбирательным. Если световые лучи поглощаются в иных отношениях, чем они представлены в спектре, то такое поглощение называется избирательным.

В работах Ньютона и Гельмгольца были установлены законы смешивания цветов, два из них представляют наибольший интерес:

а) для каждого хроматического цвета можно подобрать другой хроматический цвет, который при смешении с первым дает ахроматический цвет, т.е. белый или серый, которые принято называть дополнительными;

б) смешением двух не дополнительных цветов получается третий – промежуточный между двумя первыми цвет.

Из этих законов вытекает важное положение: все цветовые тона можно получить путем смешения трех соответственно выбранных хроматических цветов. Это положение чрезвычайно важно для понимания природы цветного зрения.

Возможность видеть определяется наличием у глаза сетчатки, представляющей собой разветвление зрительного нерва, входящего сзади в глазное яблоко. В сетчатке имеются аппараты двух типов: колбочки и палочки (названные так из-за своей формы). Палочки и колбочки являются концевыми аппаратами нервных волокон зрительного нерва. В сетчатке человеческого глаза насчитывается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек, которые неравномерно распределены по сетчатке.

Колбочки обладают малой чувствительностью. Чтобы вызвать их реакцию, нужен достаточно сильный свет. С помощью колбочек человек видит при ярком свете (аппарат дневного зрения). С помощью колбочек различаются цвета, они определяют способность вызывать хроматические ощущения, обеспечивают необходимую остроту зрения.



Палочки обладают большей чувствительностью, с их помощью человек видит ночью (аппарат ночного зрения).

Когда не функционирует палочковый аппарат, люди не видят в темноте. Эта болезнь называется гемералопией (или «куриной слепотой).

Люди, у которых не функционирует колбочковый аппарат, все окружающее они видят только в сером цвете. Такая болезнь называется полной цветовой слепотой. Иногда наблюдаются нарушения нормального цветоощущения по

разным причинам (наследственность, заболевания, травма глаз). Чаще встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени Дальтона, впервые описавшего это явление).

Можно предположить, что зрительные ощущения являются своеобразным интегратором сенсорного (чувственного) образа окружающей нас действительности. В терминах зрительных ощущений мы преимущественно описываем субъективную картину мира и строим систему своих отношений с ним. Но сказанное не означает, что все другие виды ощущений ничтожны в информационном плане. 5-процентный уровень информации о тепле, боли, прикосновении, запахах и прочем могут быть в определенный момент времени важнее всей зрительной информации, которой располагает человек.

Основываясь на информации зрительных ощущений, мы познаем не только цветовые характеристики объектов, их качественную специфику. Мы познаем еще и их пространственные характеристики – форму, объем, размер, удаленность, динамику движений. Посредством зрительных ощущений человек ориентируется в пространстве, координирует движения. Зрительные ощущения лежат в основе социального познания мира, присвоения культурных ценностей, обучения, чтения и письма.

Как происходит такое познание окружающей нас действительности? Это становится возможным за счет реализации уникальных возможностей зрительного анализатора и, как результата его функционирования – специфических ощущений, отображающих большой количество свойств действительности. Большую роль в таком процессе познания играют изменяющиеся (вариативные) оптические свойства глаза, определяемые тремя механизмами зрения: механизмы аккомодации глаза, конвергенции и дивергенции, а также бинокулярности зрения.

Аккомодация глаза связана с изменением кривизны хрусталика, что позволяет фокусировать изображение на сетчатке и тем самым, отчетливо видеть как удаленные предметы, так и расположенные поблизости.


Механизм конвергенции-дивергенции осуществляет управление зрительными осями, совмещая их или разводя в зависимости от расстояния до рассматриваемого предмета.

Аккомодация глаза и механизм конвергенции-дивергенции определяют такие информационные параметры ощущений как поле зрения, угол зрения и остроту зрения.

Механизм бинокулярности зрения позволяет оценивать форму и глубину расположения объекта в пространстве. Это происходит потому, что при зрении двумя глазами создается объемное изображение, которому соответствует расположение точек ощущаемого объекта на сетчатке левого и правого глаза. Изменение соотношения между такими точками (корреспондирующие точки) определяет ощущения перемещения объекта в пространстве, его форму и глубину расположения.
2. Восприятие пространства.

Восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств

Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие пространства включает в себя:

- восприятие отдаления,

- восприятие расстояния между объектами,

- восприятие направления,

- восприятие величины объектов,

- восприятие формы объектов.

Соответствующие примеры:

- мы оцениваем примерное расстояние до виднеющегося газетного киоска (мы еще раздумываем - идти до него или нет),

- мы оцениваем расстояние от газетного киоска до киоска с мороженым (у нас в планах сначала купить газету, а потом мороженое),

- прохожий показывает нам рукой в сторону ближайшей станции метро (мы сопоставляем направление вытянутой руки с местностью),

- вдали показались две темный фигуры, мы присмотрелись - фигуры маленькие, возможно, что это дети,

- присмотрелись к форме силуэтов, точно - дети.

Восприятие пространства занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все объекты материального мира находятся в пространстве, также в пространстве происходят и разного рода явления, например стихийные бедствия или выборы в парламент. Пространственные свойства присущи всем предметам и многим явлениям.


Если берется один объект, то к его пространственным свойствам относятся величина и форма. Если объект рассматривается в связи с другими объектами, то сюда добавляется положение в пространстве, направление, расстояния.

Восприятие пространства - очень сложный процесс. Так, чтобы лишь оценить величину объекта, требуется сопоставить величину его изображения на сетчатке глаза с расстоянием до объекта. Чем больше изображение предмета на сетчатке глаза и чем при этом отдаленнее объект, тем большим он нам кажется.

Если взять два одинаковых объекта, например стулья, и один разместить ближе, а другой дальше, то эти стулья мы будем воспринимать одинаковыми по размеру. В этом случае размер изображения стульев на сетчатке будем различаться, однако наш мозг выполняет корректировку по расстоянию. Если взять два разных по величине объекта, например обычный стул и детский стульчик, и большой предмет разместить метрах в десяти от наблюдателя, а маленький - прямо под носом, то размер отображения маленького объекта на сетчатке может быть больше изображения большого, однако мы все равно видим, что маленький стул меньше большого.

Восприятие формы, объемности и величины предметов — процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

Восприятие глубины и удаленности предметов реализуется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.
Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемый предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.