Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 916

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, яблоня, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов за не совпавший или неполный ответ.

1. Сад (растения, земля)

2. Река (берег, вода)
3. Город (здание, улица)

4. Сарай (крыша, стены)

5. Куб (углы, сторона)
6. Деление (делимое, делитель)

7. Кольцо (диаметр, округлость)

8. Чтение (книга, слово)
9. Газета (бумага, редактор)

10. Игра (игроки, правила)

11. Война (сражения, солдаты)
12. Книга (бумага, текст)
13. Пение (голос, мелодия)
14. Землетрясение (колебания почвы, шумы)

15. Библиотека (книги, читатели)
16. Лес (лист, дерево)
17. Спорт (состязание, спорт. площадка)

18. Больница (врач, больные)
19. Любовь (чувство, человек)
20. Патриотизм (родина, человек)

Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:

НОРМАТИВНЫЕ БАЛЛЫ



9


8


7


6


5


4


3


2


1

СУММАРНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

20

_

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:

Уровень выраженности мыслительной операции обобщения

9-8

7-3

2-1

Высокий

Средний

Низкий


Ответ:

Суммарное количество баллов: 18

Нормативные баллы: 6

Уровень выраженности мыслительной операции обобщения: средний

Семинарско-практическое занятие 8 по теме «Воображение»

II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):


1. Представьте краткую характеристику одного из видов воображения (активного): воссоздающее, творческое, мечта.

Студент дает характеристику одного из перечисленных видов воображения (по своему выбору).

2. Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).

Ответ:

1.Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и пр. (например, при описании сражения человек может представлять раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха и т.д.). Процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.При воссоздающем воображении человек должен восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Несмотря на то что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение — это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

2. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, связанные с потребностями личности и не связанные с волей, называются грезами. Когда грезы подменяют деятельность и начинают преобладать в психической жизни личности, то это свидетельствует об определенных нарушениях психического развития, поскольку может привести к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, начинает тормозить психическое и социальное развитие человека.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить.

Мечта от грезы отличается тем, что   она   несколько   более   реалистична  и  в  большей  степени  связана с действительностью,  т.е.  в  принципе  осуществима.  Мечты у человека занимают  довольно  большую  часть времени, особенно в юности и для большинства людей  являются  приятными  думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и  агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.



Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Пример: Заработать на квартиру, поехать в путешествие, написать книгу – это мечта. А грезы – это когда видишь во сне, что паришь, как птица в облаках.

Желание прожить жизнь заново, исправив прошлые ошибки тоже всего-лишь грезы.

III. Кратко раскройте суть концепций, определяющих связь воображения и творчества (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):

1. Концепция Т. Рибо.
2. Этапы творчества по Г. Уоллесу.
3. Уровни творческих задач по Г.С. Альтшуллеру.


Ответ:

Этапы творчества по Г.Уоллесу

Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), американский психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 этапов творческого процесса, которая является современной классификацией периодов творческого процесса. 

1 этап: Подготовка

Сбор и сортировка соответствующей информации

Тщательный анализ проблемы 

Исследование возможных решений 

Первая фаза творчества не начинается с фактов. Она начинается с осознания проблемы. Факты и ситуации, из которых вытекает проблема, как правило, доступны многим. Но оценить их и сформулировать на основе их анализа проблемы могут лишь немногие подготовленные умы. Умение чувствовать, находить и ставить проблемы – одна из основных черт творческого мышления. И все же объективные источники творческих проблем поддаются анализу. Часто их источником являются праздное любопытство и развлечение.

Цель поиска заключается в отборе лучшего из многих сравнимых по результату вариантов. Сознательный поиск возможных путей решения проблемы является продолжением подготовительной фазы творчества. Если удается точно определить, что собой представляет наилучший вариант, то становится возможным самый простой способ поиска – сознательный перебор вариантов. И хотя об этом методе сказано немало осуждающих слов, тем не менее им широко пользуются и ученые, и изобретатели, и детективы. 

2 этап: Инкубация 

Умственная работа – анализ, синтез, представление и оценка – продолжается в вашем подсознании 

Части проблемы выделяются и возникают новые комбинации 

В творческом процессе сознательный поиск очень редко завершается решением проблемы. Как правило, наступает такой момент, когда все доступные методы испробованы, а результата нет. С осознания этого момента начинается вторая фаза творческого процесса — фаза инкубации или созревания, «Общеизвестно, — читаем мы у Дьюи, — что после долгой работы над интеллектуальной темой ум перестает функционировать с готовностью. Он явно идет по проторенной дороге… перестают появляться новые мысли. Ум, как говорит пословица, «сыт по горло». Это условие является предупреждением для обращения сознательного внимания рефлексии на что-либо другое. После того, как ум перестал быть занятым проблемой, осознание ослабило свое напряжение, начинается период инкубации».


3 этап: Озарение

Постепенно или внезапно, но у вас в сознании появляется новая идея – чаще тогда, когда вы расслаблены и не думаете о проблеме.

Третья фаза творческого процесса фаза инсайта, внезапного озарения, эмоционально яркого осознания нужного решения, «Эврика» полностью относится на счет интуиции и часто противопоставляется логическому мышлению. Русский математик В. Стеклов отмечал, что творческий процесс происходит бессознательно. Формальная логика здесь никакого участия не принимает, истина добывается не ценой умозаключений, а именно чувством, которое мы называем интуицией. Она (истина) входит в сознание без всякого доказательства. Найденное бессознательной работой творческое мышление решение проблемы вдруг осознается настолько очевидным, что приходится лишь удивляться, как оно раньше не приходило в голову.

Задавая вопрос: — «В чем тайна творчества?», — академик А.Б.Мигдал отвечал: «Есть удивительная область человеческой психики — подсознание. Здесь хранится накопленный опыт, опыт не только одного человека, но многих поколений, здесь рождается интуиция. Это «нижний этаж» обычного человеческого сознания; на «верхнем этаже» рождаются слова, понятия, на нижнем — образы. И бывает, что образ подсказывает решение».

И далее: — «Наука не может двигаться без внезапных скачков мысли, озарения, интуиции, но неожиданные идеи, выдерживающие проверку, возникают только на основе профессионализма. Внезапное озарение приносит успех, но не забывайте, что озарение рождается упорным трудом».

4 этап: Проверка

Основательная проверка новой идеи, понимания, интуиции, догадки или решения.

Критическая оценка интуитивной догадки проверка ее правильности или верификация составляет содержание четвертой фазы творческого процесса. Проверка необходима, потому что интуиция подводит значительно чаще, чем это принято рассказывать. Ошибочные интуитивные выводы обычно в автобиографические записки не попадают. В процессе проверки интуитивно полученные результаты упорядочивают, им придают стройную логическую форму. Интуиция уступает место логике. Для проверки найденного решения часто стремятся построить цепочку рассуждений, чтобы проследить логический путь от догадки до отправной точки зрения. Иногда бывает полезным поступать наоборот: за отправную точку зрения взять проблему