Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 917
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинарско-практическое занятие №7 по темам «Мышление и речь»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно– логическое.
Студент дает характеристику одного из перечисленных видов мышления (по своему выбору).
2. Дайте краткую характеристику одной из форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Студент дает характеристику одной из перечисленных форм мышления (по своему выбору).
Ответ:
1.Мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной реальности
Высшая форма отражения мозгом окружающего мира наиболее сложный познавательный психический процесс свойственный только человеку.
Наглядно-образное мышление осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности. Этот вид мышления является преобладающим у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У взрослых – в творческой деятельности (например, художников, музыкантов и т.д.).
Мышление как познавательная теоретическая деятельность тесно связано с действием, поскольку действие – это первичная форма существования мышления, это мышление в действии и действием.
2.Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений.В основе понятий (общих и единичных) лежат знания человека о предметах или явлениях.Общие понятия характеризуются тем, что они охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно название (например, «книга», «город», «личность» и др.); в них отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
Основой формирования понятий является практика, и когда человеку не хватает практического опыта, понятия могут приобретать искаженный вид (могут быть либо сужены, либо расширены).Кроме того, существуют факторы и условия, которые способствуют (или препятствуют) усвоению понятий. Для успешного усвоения понятий необходимо:
а) варьирование признаков предмета, понятие о котором человек должен усвоить и чем с большим числом признаков предмета он встречается в практическом опыте, тем более полное понятие будет сформировано о данном предмете;
б) использование наглядности при усвоении понятий позволяет сформировать образы, которые дают отчетливое знание признаков предмета, его качеств и свойств.
Овладение понятием означает умение применять понятие на практике, оперировать им в новых условиях; его осознание, соединяющее понятие и понимание.
III. Кратко раскройте суть исследований мышления (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
1. Исследования проблемы формирования понятий (Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров).
2. Исследование проблемы мышления в работах А.А. Смирнова.
3. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.
4. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда.
Ответ:
Концепция творческого мышления Дж.Гилфорда.
Понятие «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов.
В 1950 году пионер в области креативности Дж. Гилфорда в обращении при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциации предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способностей к творчеству. Были созданы несколько лабораторий и институтов, стали выходить журналы и монографии, но, по оценкам Стернберга, всего лишь 0,5% статей (с 1975 по 1995 год) имели отношение к проблеме креативности. Одной из причин такого отношения к психологии творческих способностей со стороны психологов-экспериментаторов была нечеткость определения креативности как способности и отсутствие методик для ее диагностики.
«Психометрические революция» в исследованиях креативности началась в начале 60-х годов и до сих пор не закончилась.
Главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности стали Дж. Гилфорда и Е. П. Торранс.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием для этой концепции стала его модель структуры интеллекта. Гилфорда указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человеку, который решает задачу, нужно на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько, но это множество всегда ограничено.
Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, который идет в различных направлениях» (Дж. Гилфорда). Такой тип мышления предполагает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Гилфорда считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабом связь творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческих способностей и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.
Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативности связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского университета, хотя весь спектр исследований креативности их деятельностью не ограничивается
Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.
Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.
Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативности связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского университета, хотя весь спектр исследований креативности их деятельностью не ограничивается.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
1) способность к обнаружению и постановке проблем;
2) способность к генерированию большого числа идей;
3) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.
1. Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указанную букву» (например, «о»).
2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета» (например, консервной банки).
3. Упорядочение изображений. «Нарисуйте объекты, используя такие фигуры: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние ».
Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 - на вербальную креативность и 4 - на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0.9.
IV. Практическое задание.Проведите диагностику по методике «Исследование обобщения как мыслительной операции» с одним или несколькими испытуемыми (либо самодиагностику), проанализируйте результаты и представьте их (количественный и качественный анализ).Методика «Исследование обобщения
как мыслительной операции»
Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки илилогические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.
Шаг 1. ИнструкцияИз тестового материала Вам предлагается из 5 слов, заключенных в скобки, выписать 2 слова, находящихся в наибольшей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой.
Например, обобщающее слово «сад». Сад может существовать без собаки, собора и даже без садовника, но без земли и растений – не может.Следовательно, надо подчеркнуть слова «земля» и «растения». Продолжительность выполнения задания – 3 мин.
Тестовый материал
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).1
0. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила).
11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).
16. Лес (лист