Файл: Лекция 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Ответственность за нарушение трудового законодательства Аннотация.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Европейская социальная хартия – кодекс основных социальных и трудовых прав работников. Основная часть европейских норм, относящихся к труду и трудовым отношениям, содержится в Европейской социальной хартии, принятой 18 октября 1961г. и пересмотренной 3 мая 1966г.
Новая редакция Социальной хартии состоит из преамбулы, шести частей и приложения. Часть первая является декларации целей, к достижению которых должны стремиться государства, ратифицировавшие
Хартию. Часть 2-6 устанавливают конкретные обязательства для государства и порядок контроля за соблюдением Хартии.
Государства вправе ратифицировать не всю Хартию, а часть ее статей в соответствии с установленным порядком. Европейская социальная хартия ратифицирована 28 государствами - членами совета Европы.
Государства, ратифицировавшие Хартию, обязаны один раз в два года направлять Генеральному секретарю Совета Европы доклад о применении Хартии в национальном законодательстве. Эти доклады изучаются Комитетом независимых экспертов, избираемых Парламентской ассамблеей на шесть лет. В работе этого Комитета участвуют представители международного бюро труда (МБТ) с правом совещательного голоса.
Европейская социальная хартия включает наиболее широкий в настоящее время в международных актах набор основных социальных, прежде всего трудовых, прав и устанавливает обязательства государства по их осуществлению. В Хартии сведены воедино трудовые права,
9 закреплённые в актах ООН, конвенциях и рекомендации МОТ. Это прежде всего такие основные права как право на:
−
труд и обеспечение занятости;
−
справедливые условия труда;
−
охрану труда;
−
достойную заработную плату;
−
защиту прав;
−
другие права.
Хартия вносит в них некоторые изменения с учетом региональной специфики, а также дополняет их с учётом новейших тенденций развития трудового права стран Европы и всего международного трудового права.
Российская Федерация подписала эту хартию в Страсбурге 14 сентября 2000г. и ратифицировала ее Федеральным законом от 3 июня 2009г.
№101-ФЗ
«
О ратификации
Европейской
Социальной хартии
(
пересмотренной) от 3 мая 1996 года»
Как указано в пояснительный записке Государственной Думы к проекту этого Федерального закона, проведённый сравнительный анализ соответствия законодательства РФ положениям Хартии показывает, что существующие в стране институциональные правовые основы социальных и экономических гарантий прав граждан, в основном, соответствуют положениям Хартии. Вместе с тем уровень реального предоставления гарантий для отдельных групп населения определяется экономическими возможностями государства. Повышение этого уровня до стандартов, установленных Хартией, связано с дальнейшим экономическим развитием страны.
1
Лекция
2
Источники
, принципы и функции трудового права. Виды трудовых
отношений
.
Специфика
и структура трудового права. Метод трудового права как совокупность приемов, способов, используемых государством для регулирования трудовых и тесно связанных с ним отношений имеет ряд особенностей, которые характеризуют:
- процесс нормотворчества;
- основание возникновения трудовых отношений;
- правовое положение субъектов ТП;
- своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения выполнения трудовых обязанностей.
Особенности метода ТП характеризуются:
1) Процесс нормотворчества. Расширение сферы договорного регулирования условий труда в коллективных договорах (соглашениях) и индивидуальных трудовых договорах
(контрактах).
Государство устанавливает в централизованном порядке:
- процедуру ведения коллективных переговоров, заключения кол. договоров и соглашений;
- порядок разрешения индивидуальных и кол. трудовых споров;
- минимум прав и гарантий труда работников. Этот минимум может быть повышен в коллективных, договорах (соглашениях) и контрактах.
2) Основание возникновения трудовых отношений. Для ТП характерен договорной характер установления трудовых отношений.
3) Правовое положение субъектов ТП характеризуется сочетанием равенства сторон и подчинения. Равенство - при вступлении, подчинение - в процессе труда.
4) Защита трудовых прав осуществляется в органах по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров. Выполнение трудовых обязанностей обеспечивается мерами поощрения и специфическими санкциями, как правило, с внесудебным порядком их применения, т.е. мерами дисциплинарной, мат. ответственности и дополнительными мерами трудового воздействия.
Система российского трудового права — соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты и их части (под институты). Многочисленные правовые нормы, регулирующие трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, можно подразделить на две основные труппы. Первая группа норм (институтов) определяет общие вопросы регулирования указанных отношений и составляет Общую часть трудового права, вторая группа, регламентирующая отдельные стороны (элементы) этих отношений, — его Особенную часть.
2
Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие отдельные стороны (элементы) трудовых отношений.
К Особенной части трудового права относятся следующие институты: трудоустройства и занятости; трудового договора (контракта); профессиональной подготовки непосредственно на производстве; повышения квалификации непосредственно на производстве; рабочего времени; времени отдыха; дисциплины труда; материальной ответственности; нормирования труда; заработной платы; охраны труда; трудовых споров; надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Система, трудового законодательства в отличие от системы трудового права, включающей в себя правовые нормы, представляет собой совокупность нормативных актов о труде. Кроме того, если система трудового права содержит только чисто правовые нормы, то система трудового законодательства помимо нормативных актов о труде — еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих решений актов и их практическое значение.
Принципы
трудового права.
Принципы трудового права — выраженные в праве главные и руководящие положения, определяющие направленность и содержание политики государства в области занятости, организации и применения труда и отражающие суть действующего трудового права.
Система принципов трудового права включает в себя:
1) принципы привлечения к труду, обеспечения занятости и использования рабочей силы: обеспечение свободы труда и занятости, запрещение принудительного труда; обеспечение права на труд, на защиту от безработицы, содействие в трудоустройстве, материальная и моральная поддержка при безработице; обеспечение равноправия в труде и занятости, запрет дискриминации в труде;
2) принципы высокого уровня условий труда и охраны трудовых прав: обеспечение права на справедливое вознаграждение по трудовому вкладу и не ниже государственного минимума оплаты труда; обеспечение права на охрану труда, на безопасность рабочего места, защиту от трудового увечья и возмещение ущерба при таком увечье. Особая охрана труда женщин, молодежи и других работников, нуждающихся в специальной защите; обеспечение права на ограничение рабочего времени, на отдых, включая выходные, праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск;
3) принципы производственной демократии и развития личности трудящихся: обеспечение права на бесплатную профессиональную, подготовку, переквалификацию, на сочетание труда с обучением, повышением квалификации; обеспечение прав работников, их трудовых коллективов и профсоюзов на производственную демократию, развитие со- циального партнерства; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление
3 государственного надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.
Источники
Трудового права.
Под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Источники трудового права - это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и др., регулирующие трудовые и непосредственно связанные или производные от них иные отношения в сфере применения труда всех работников.
Поскольку источник права является следствием нормотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам, а также от компетенции конкретного работодателя.
Главное место среди источников трудового права отводится Конституции
РФ. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.
Следующим по значимости источником трудового права являются законы
(как федеральные, так и субъектов Федерации).
Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.
В регулировании трудовых отношений значение имеют и другие федеральные законы, например Закон об основах охраны труда, Закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности и др.
Среди подзаконных актов главенствующее значение имеют указы
Президента РФ, которые играют ведущую роль среди подзаконных источников трудового права. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Постановления Правительства РФ в юридической иерархии источников трудового права стоят вслед за федеральными законами и указами Президента РФ и должны им соответствовать.
Наряду с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ к источникам трудового права относятся также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые действуют в пределах субъекта РФ.
Их действие основано на конституциях или уставах субъектов РФ.
Указанные законы и акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным нормативным правовым актам.
4
Структура источников трудового права может быть представлена следующим образом (рис 1).
Рис. 1 Источники трудового права.
Функции трудового права определяются задачами, стоящими перед трудовым законодательством. Эти задачи изложены в ст. 1 Трудового кодекса РФ. Поставленные в этой статье задачи в большей степени носят декларативный характер. Исходя из задач, поставленных ТК РФ, можно выделить две функции трудового права: регулятивную и содействующую.
1. Регулятивная функция распространяет свое действие на трудовые и связанные с ними отношения.
2. Содействующая функция состоит в том, что трудовое право не непосредственно выполняет ее, а совместно с другими социальными институтами (правовыми и неправовыми). Трудовое право призвано содействовать росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности материального производства, подъему материального и культурного уровня жизни населения, укреплению трудовой дисциплины. К этому можно добавить, что трудовое право содействует созданию рынка рабочей силы для обеспечения нужд производства.
Субъекты
трудового права и их характеристика.
Субъект права — это лицо, признанное по закону способным вступить в правоотношение и приобретать (быть носителем) права и обязанности. Это признание связано с такими качествами, присущими лицу, как правоспособность и дееспособность.
Субъектами могут быть:
• граждане (работники).
• работодатели - организации любых форм собственности, фирмы, другие работодатели.
5
• трудовые коллективы работников.
• профсоюзные комитеты или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве.
• социальные партнеры на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях в лице представителей соответствующих объединений профсоюзов (от работников), от объединений работодателей и от исполнительных органов власти.
• правоохранительные соответствующие органы (КТС, суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж и т.п.).
Граждане как субъекты трудового права должны обладать трудовой правосубъектностью, т.е. трудовой праводееспособностью, иными словами, иметь и своими действиями приобретать субъективные трудовые права
(правоспособность) и исполнять трудовые обязанности (дееспособность).
Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В качестве работодателей — субъектов трудового права могут выступать коммерческие и некоммерческие организации любых организационно правовых форм.
Трудовой коллектив — это социальная общность работников организации.
Он состоит из коллективов подразделений в организации (филиалов, отделений, цехов и др.).
Профессиональный союз (профсоюз) — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Это самая массовая общественная организация.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции — защитой прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.
Администрация как субъект трудового права носит собирательный характер, она включает в себя совокупность должностных лиц и органов организации- работодателя, осуществляющих функцию организации и управления трудом и трудовым коллективом предприятия.
Администрация как субъект трудового права выступает субъектом организационно-управленческих отношений. Она осуществляет два вида деятельности: нормотворческую и правоприменительную.
[Издавая локальные нормативные акты, администрация осуществляет нормотворческую деятельность; выступая субъектом организационно- управленческих отношений — правоприменительную.
Администрация может выступать и как представительный орган предприятия, и как самостоятельный субъект трудового права.
Новая редакция Социальной хартии состоит из преамбулы, шести частей и приложения. Часть первая является декларации целей, к достижению которых должны стремиться государства, ратифицировавшие
Хартию. Часть 2-6 устанавливают конкретные обязательства для государства и порядок контроля за соблюдением Хартии.
Государства вправе ратифицировать не всю Хартию, а часть ее статей в соответствии с установленным порядком. Европейская социальная хартия ратифицирована 28 государствами - членами совета Европы.
Государства, ратифицировавшие Хартию, обязаны один раз в два года направлять Генеральному секретарю Совета Европы доклад о применении Хартии в национальном законодательстве. Эти доклады изучаются Комитетом независимых экспертов, избираемых Парламентской ассамблеей на шесть лет. В работе этого Комитета участвуют представители международного бюро труда (МБТ) с правом совещательного голоса.
Европейская социальная хартия включает наиболее широкий в настоящее время в международных актах набор основных социальных, прежде всего трудовых, прав и устанавливает обязательства государства по их осуществлению. В Хартии сведены воедино трудовые права,
9 закреплённые в актах ООН, конвенциях и рекомендации МОТ. Это прежде всего такие основные права как право на:
−
труд и обеспечение занятости;
−
справедливые условия труда;
−
охрану труда;
−
достойную заработную плату;
−
защиту прав;
−
другие права.
Хартия вносит в них некоторые изменения с учетом региональной специфики, а также дополняет их с учётом новейших тенденций развития трудового права стран Европы и всего международного трудового права.
Российская Федерация подписала эту хартию в Страсбурге 14 сентября 2000г. и ратифицировала ее Федеральным законом от 3 июня 2009г.
№101-ФЗ
«
О ратификации
Европейской
Социальной хартии
(
пересмотренной) от 3 мая 1996 года»
Как указано в пояснительный записке Государственной Думы к проекту этого Федерального закона, проведённый сравнительный анализ соответствия законодательства РФ положениям Хартии показывает, что существующие в стране институциональные правовые основы социальных и экономических гарантий прав граждан, в основном, соответствуют положениям Хартии. Вместе с тем уровень реального предоставления гарантий для отдельных групп населения определяется экономическими возможностями государства. Повышение этого уровня до стандартов, установленных Хартией, связано с дальнейшим экономическим развитием страны.
1
Лекция
2
Источники
, принципы и функции трудового права. Виды трудовых
отношений
.
Специфика
и структура трудового права. Метод трудового права как совокупность приемов, способов, используемых государством для регулирования трудовых и тесно связанных с ним отношений имеет ряд особенностей, которые характеризуют:
- процесс нормотворчества;
- основание возникновения трудовых отношений;
- правовое положение субъектов ТП;
- своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения выполнения трудовых обязанностей.
Особенности метода ТП характеризуются:
1) Процесс нормотворчества. Расширение сферы договорного регулирования условий труда в коллективных договорах (соглашениях) и индивидуальных трудовых договорах
(контрактах).
Государство устанавливает в централизованном порядке:
- процедуру ведения коллективных переговоров, заключения кол. договоров и соглашений;
- порядок разрешения индивидуальных и кол. трудовых споров;
- минимум прав и гарантий труда работников. Этот минимум может быть повышен в коллективных, договорах (соглашениях) и контрактах.
2) Основание возникновения трудовых отношений. Для ТП характерен договорной характер установления трудовых отношений.
3) Правовое положение субъектов ТП характеризуется сочетанием равенства сторон и подчинения. Равенство - при вступлении, подчинение - в процессе труда.
4) Защита трудовых прав осуществляется в органах по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров. Выполнение трудовых обязанностей обеспечивается мерами поощрения и специфическими санкциями, как правило, с внесудебным порядком их применения, т.е. мерами дисциплинарной, мат. ответственности и дополнительными мерами трудового воздействия.
Система российского трудового права — соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты и их части (под институты). Многочисленные правовые нормы, регулирующие трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, можно подразделить на две основные труппы. Первая группа норм (институтов) определяет общие вопросы регулирования указанных отношений и составляет Общую часть трудового права, вторая группа, регламентирующая отдельные стороны (элементы) этих отношений, — его Особенную часть.
2
Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие отдельные стороны (элементы) трудовых отношений.
К Особенной части трудового права относятся следующие институты: трудоустройства и занятости; трудового договора (контракта); профессиональной подготовки непосредственно на производстве; повышения квалификации непосредственно на производстве; рабочего времени; времени отдыха; дисциплины труда; материальной ответственности; нормирования труда; заработной платы; охраны труда; трудовых споров; надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Система, трудового законодательства в отличие от системы трудового права, включающей в себя правовые нормы, представляет собой совокупность нормативных актов о труде. Кроме того, если система трудового права содержит только чисто правовые нормы, то система трудового законодательства помимо нормативных актов о труде — еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих решений актов и их практическое значение.
Принципы
трудового права.
Принципы трудового права — выраженные в праве главные и руководящие положения, определяющие направленность и содержание политики государства в области занятости, организации и применения труда и отражающие суть действующего трудового права.
Система принципов трудового права включает в себя:
1) принципы привлечения к труду, обеспечения занятости и использования рабочей силы: обеспечение свободы труда и занятости, запрещение принудительного труда; обеспечение права на труд, на защиту от безработицы, содействие в трудоустройстве, материальная и моральная поддержка при безработице; обеспечение равноправия в труде и занятости, запрет дискриминации в труде;
2) принципы высокого уровня условий труда и охраны трудовых прав: обеспечение права на справедливое вознаграждение по трудовому вкладу и не ниже государственного минимума оплаты труда; обеспечение права на охрану труда, на безопасность рабочего места, защиту от трудового увечья и возмещение ущерба при таком увечье. Особая охрана труда женщин, молодежи и других работников, нуждающихся в специальной защите; обеспечение права на ограничение рабочего времени, на отдых, включая выходные, праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск;
3) принципы производственной демократии и развития личности трудящихся: обеспечение права на бесплатную профессиональную, подготовку, переквалификацию, на сочетание труда с обучением, повышением квалификации; обеспечение прав работников, их трудовых коллективов и профсоюзов на производственную демократию, развитие со- циального партнерства; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление
3 государственного надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.
Источники
Трудового права.
Под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Источники трудового права - это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и др., регулирующие трудовые и непосредственно связанные или производные от них иные отношения в сфере применения труда всех работников.
Поскольку источник права является следствием нормотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам, а также от компетенции конкретного работодателя.
Главное место среди источников трудового права отводится Конституции
РФ. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.
Следующим по значимости источником трудового права являются законы
(как федеральные, так и субъектов Федерации).
Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.
В регулировании трудовых отношений значение имеют и другие федеральные законы, например Закон об основах охраны труда, Закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности и др.
Среди подзаконных актов главенствующее значение имеют указы
Президента РФ, которые играют ведущую роль среди подзаконных источников трудового права. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Постановления Правительства РФ в юридической иерархии источников трудового права стоят вслед за федеральными законами и указами Президента РФ и должны им соответствовать.
Наряду с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ к источникам трудового права относятся также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые действуют в пределах субъекта РФ.
Их действие основано на конституциях или уставах субъектов РФ.
Указанные законы и акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным нормативным правовым актам.
4
Структура источников трудового права может быть представлена следующим образом (рис 1).
Рис. 1 Источники трудового права.
Функции трудового права определяются задачами, стоящими перед трудовым законодательством. Эти задачи изложены в ст. 1 Трудового кодекса РФ. Поставленные в этой статье задачи в большей степени носят декларативный характер. Исходя из задач, поставленных ТК РФ, можно выделить две функции трудового права: регулятивную и содействующую.
1. Регулятивная функция распространяет свое действие на трудовые и связанные с ними отношения.
2. Содействующая функция состоит в том, что трудовое право не непосредственно выполняет ее, а совместно с другими социальными институтами (правовыми и неправовыми). Трудовое право призвано содействовать росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности материального производства, подъему материального и культурного уровня жизни населения, укреплению трудовой дисциплины. К этому можно добавить, что трудовое право содействует созданию рынка рабочей силы для обеспечения нужд производства.
Субъекты
трудового права и их характеристика.
Субъект права — это лицо, признанное по закону способным вступить в правоотношение и приобретать (быть носителем) права и обязанности. Это признание связано с такими качествами, присущими лицу, как правоспособность и дееспособность.
Субъектами могут быть:
• граждане (работники).
• работодатели - организации любых форм собственности, фирмы, другие работодатели.
5
• трудовые коллективы работников.
• профсоюзные комитеты или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве.
• социальные партнеры на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях в лице представителей соответствующих объединений профсоюзов (от работников), от объединений работодателей и от исполнительных органов власти.
• правоохранительные соответствующие органы (КТС, суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж и т.п.).
Граждане как субъекты трудового права должны обладать трудовой правосубъектностью, т.е. трудовой праводееспособностью, иными словами, иметь и своими действиями приобретать субъективные трудовые права
(правоспособность) и исполнять трудовые обязанности (дееспособность).
Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В качестве работодателей — субъектов трудового права могут выступать коммерческие и некоммерческие организации любых организационно правовых форм.
Трудовой коллектив — это социальная общность работников организации.
Он состоит из коллективов подразделений в организации (филиалов, отделений, цехов и др.).
Профессиональный союз (профсоюз) — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Это самая массовая общественная организация.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции — защитой прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.
Администрация как субъект трудового права носит собирательный характер, она включает в себя совокупность должностных лиц и органов организации- работодателя, осуществляющих функцию организации и управления трудом и трудовым коллективом предприятия.
Администрация как субъект трудового права выступает субъектом организационно-управленческих отношений. Она осуществляет два вида деятельности: нормотворческую и правоприменительную.
[Издавая локальные нормативные акты, администрация осуществляет нормотворческую деятельность; выступая субъектом организационно- управленческих отношений — правоприменительную.
Администрация может выступать и как представительный орган предприятия, и как самостоятельный субъект трудового права.