Файл: Лекция 21. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Ответственность за нарушение трудового законодательства Аннотация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7
Таблица 1 – Трудовой кодекс Российской Федерации о трудовых книжках (извлечения)
№ п/п
Статья
Норма
1.
2.
3.
1.
Статья
65.
Документы
,
предъявляемые
при
заключении
трудового договора

часть
первая:
«При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой работник поступает на работу на условиях совместительства»;
часть
четвертая:
«При поступлении на работу впервые трудовая книжка государственного страхования оформляется работодателем.
В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудо повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую
2. Статья
66.
Трудовая
книжка
«Трудовая книжка установленного образца является основным документом трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника проработавшего дней, в случае, когда работа у данного работодателя является основной
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взыскания исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся основной работы на основании документа, подтверждающего работу по
3. Статья 80. Расторжение
трудового
договора по
инициативе
работника(по
собственному
желанию)
часть
пятая:
«По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести
4. Статья 62. Выдача копий,


связанных
с работой
«По письменному заявлению работника работодатель обязан не заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы справки о заработной плате; о начисленных и фактически уплаченных пенсионное страхование, о периодах работы у данного работодателя связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться
Статья
84.1.
Общий
порядок
оформления
Части
четвертая - шестая:

8
Форма трудовой книжки, форма вкладыша в нее, а также правила ведения и хранения трудовых книжек регламентированы постановлением Правительства РФ «О трудовых книжках» от
16.04.2003 № 225 (в ред. постановлений Правительства РФ от 06.02.2004 № 51, от 01.03.2008 № 132, от 19.05.2008 № 373). Этим же постановлением утверждены и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей
(Правила). Порядок приобретения трудовых книжек также регламентирован приказом Минфина РФ от 22.12.2003 № 117н, которым утвержден «Порядок обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку».
Трудовые книжки нового образца введены в действие с 01.01.2004. Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат.
Правила оформления и ведения трудовых книжек жестко регламентируются соответствующими нормативными документами. Это и упомянутые выше Правила, а также Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69.
Если работнику трудовая книжка заводится впервые, необходимо взять у него соответствующее заявление с просьбой о выдаче ему бланка трудовой книжки в связи с тем, что он поступает на работу впервые. Таким образом фиксируется факт, кому и на каком основании был выдан чистый бланк трудовой книжки, что позволит подтвердить правомерность заведения трудовой книжки и обезопасить себя от неблагоприятных последствий. Никаких дополнительных документов от работника (из ЖЭКа, ДЭЗа и т.д.) о том, что он не имел трудового стажа до поступления на работу, требовать нельзя. Выдача чистого бланка трудовой книжки фиксируется в Приходно-расходной книге, с работника взимается стоимость расходов, связанных с приобретением бланка трудовой книжки.
Если работник до поступления на работу не имел трудового стажа и служил в армии, то в раздел
«Сведения о работе» может быть внесена запись о воинской службе. Эта информация вносится на основании соответствующих документов до записи о приеме на работу (военного билета, например) и не нумеруется.
Далее (или при поступлении на новую работу) делается запись об официальном наименовании организации с указанием ее организационно-правовой формы в соответствии с учредительными документами. Эта запись также не нумеруется. Не нумеруются записи об общем или непрерывном стаже в случае выдачи дубликата, изменении наименования организации.
Все остальные записи нумеруются и производятся в точном соответствии с приказами (или другими распорядительными документами - решениями, постановлениями).
В случае полного заполнения трудовой книжки в нее вшивают вкладыши, которые ведутся по тем же правилам, что и трудовая книжка. О каждом выданном вкладыше на титульном листе трудовой книжки делается отметка «Выдан вкладыш» с указанием его серии и номера. Вкладыш выдается и ведется только по основному месту работы. Без трудовой книжки вкладыш недействителен.
Порядок внесения дополнительной информации на титульный лист, исправления неправильных и неточных записей в разделах трудовой книжки, так же как и порядок выписки дубликата в случае потери трудовой книжки, детально прописан в соответствующих пунктах Правил и Инструкции.
В каждой организации должен быть назначен приказом руководителя ответственный сотрудник за работу с трудовыми книжками. Работа с трудовыми книжками включает не только их оформление, но и выполнение других работ, куда входит:
- принятие по соответствующему акту трудовых книжек работников, имеющихся в наличии;
- проверка наличия и правильности ведения «Книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним». В ней ведется регистрация всех трудовых книжек сотрудников: как полученных от них при оформлении на работу, так и оформленных впервые;
- проверка наличия и сохранности трудовых книжек (хранение в сейфе);
- выяснение причин отсутствующих трудовых книжек;
- проверка правильности ведения «Приходно-расходной книги по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним», которая хранится в бухгалтерии;
- проверка наличия бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, которые являются бланками строгой отчетности и имеют соответствующую степень защиты. Составление ежемесячного отчета об их наличии. Составление акта об уничтожении испорченных бланков;


9
- ознакомление работников с каждой вносимой записью в трудовую книжку под расписку в личной карточке работника;
- хранение трудовых книжек, не полученных работником при увольнении (или родственниками работника в случае его смерти) в течение двух лет в кадровой службе, а по истечении этого срока в архиве организации до востребования или 75 лет.
7.
Л
И Ч Н О Е Д Е Л О Р А Б О Т Н И К А
После того как работник принят на работу и может приступать к исполнению своих обязанностей, кадровая служба должна обеспечить надлежащий учет кадров. Он осуществляется не только с помощью трудовой книжки, личной карточки, но и личного дела работника. Эти документы оформляются в первую неделю работы и затем постоянно дополняются различными сведениями о работнике (или документами) в течение всего периода его работы и данной организации.
После увольнения работника трудовая книжка с соответствующими записями выдается на руки работнику, а личная карточка и личное дело работника должны храниться в архиве так же долго, как и приказы по личному составу - 75 лет ЭПК (личные дела отдельных категорий работников - постоянно). Указанные документы могут быть использованы работником для защиты своих законных прав. Именно поэтому установлены четкие правила их оформления и типовые формы.
Наличие и правильность оформления этих документов всегда проверяют различные органы
(пенсионный фонд, инспекция труда, суд и т.д.).
Личное
дело - это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Оформление личного дела возможно только после издания приказа о приеме на работу, и ведется оно в течение всего периода работы сотрудника в организации.
Первоначально в личное дело группируются документы, оформляющие процесс приема на работу, а впоследствии - все основные документы, возникающие в период трудовой деятельности работника в организации: заверенные копии приказов, характеристики для проведения аттестации, аттестационные листы, представления на переводы или поощрения, заявления работников и др.
Примерный состав личного дела и сроки хранения личных дел оговорены в ст. 656 «Перечня типовых архивных управленческих документов, образующихся в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (М.:
Минкультуры, 2010). Виды документов, входящих в состав личных дел определенных категорий работников
(например, государственных гражданских служащих), также указаны в соответствующем законодательстве. Сроки хранения личных дел зависят от того, о какой категории работников идет речь:
- на руководителей организации; членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации; членов (депутатов) представительных органов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления; работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, степени и звания, - постоянно (ст. 656, пункт а);
- на работников, в том числе государственных гражданских и муниципальных служащих - 75 лет
ЭПК (ст. 656, пункт б).
Состав документов, помещаемых в личное дело при поступлении на работу, зависит также от того, на какую должность принимается работник, в какое подразделение, какова специфика его трудовой деятельности и т.п. Но наиболее рациональным представляется следующий состав документов личного дела:
1.
Заверенные копии документов об образовании.
2.
Заявление о приеме на работу (если оно есть).
3.
Резюме (автобиография).
4.
Рекомендательные письма (характеристики).
5.
Трудовой договор (или его копия, если трудовой договор хранится отдельно).
6.
Заверенная копия приказа о приеме на работу.
7.
Личный листок по учету кадров (анкета).
8.
Дополнение к личному листку по учету кадров (дополнение к анкете).
Личный листок по учету кадров и дополнение к личному листку составляется после приема на работу и фактически дублирует информацию, содержащуюся в личной карточке (ф. Т-2). Но если личная карточка обязательна к применению, то личный листок и дополнение к нему не имеют


10 унифицированной формы и их применение не регламентируется какими-либо нормативными документами. Личный листок по учету кадров является аналогом анкеты кандидата и после его оформления, с наклеенной на него фотографией (размером 4x6 см, которая обновляется по достижении 25 и 45 лет), подшивается в личное дело работника.
Этот документ заполняется лично работником, четко и разборчиво, проверяется сотрудником кадровой службы.
Содержащиеся в личном деле материалы носят конфиденциальный характер. Знакомство с ними может быть разрешено только самому работнику, руководителю, а также персоналу кадровой службы (лицам, отвечающим за кадровое делопроизводство), но лишь в силу их служебных полномочий.
Работа с документами, содержащие персональные данные работника, регламентируется такими нормативными актами, как:

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от
27.07.2006 № 149-ФЗ;

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 № 204-ФЗ);
Трудовой кодекс Российской Федерации (глава 14 «Защита персональных Данных работника») и др.
8.
Д
ОКУМЕНТИРОВАНИЕ
ДВИЖЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
8.1 Документирование предоставления отпусков
Под отпуском понимают время непрерывного отдыха работника в течение нескольких дней подряд с сохранением места работы (должности) и преимущественно с сохранением средней заработной платы.
Вопросы отпуска регулируются главой 19 Трудового кодекса РФ. В соответствии с законодательством работникам могут предоставляться следующие виды отпуска: а) по характеру:

основной ежегодный отпуск;

дополнительный оплачиваемый отпуск (работникам, занятым на работах с вредными, опасными условиями труда; работающим в условиях Крайнего Севера; ненормированного рабочего дня и др.);

целевые дополнительные отпуска (по беременности и родам, по уходу за ребенком, учебные, творческие); б) в зависимости от оплаты времени отпуска:

оплачиваемые;

неоплачиваемые;

частично оплачиваемые.
В соответствии со ст. 114 Трудового кодекса РФ всем работникам предоставляется ежегодный отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. На основании ст. 115
Трудового кодекса РФ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет
28 календарных дней.
Право на использование отпуска за первый год работы в организации предоставляется работнику по истечении 6 месяцев его непрерывной работы, однако следующим категориям работников он может быть предоставлен ранее 6 месяцев по согласованию с администрацией:

женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

работникам в возрасте до 18 лет;

работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до 3 месяцев;

в других случаях, предусмотренных законодательством.