Файл: Учебное пособие Рязань, 2016 3 содержание предисловие 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
Психиатрия, как таковая, обычно слабо знакома врачам других специальностей. Вопросы же детской психиатрии знакомы им еще меньше. На данный момент проблема психического здоровья детей и подростков является очень актуальной. К сожалению, ежегодно число детей с психическими отклонениями растет. Детская психиатрия яв- ляется очень тонкой материей, ведь врач работает с ребенком, кото- рый зачастую не в состоянии объяснить свою проблему.
После прочтения нашей работы, читатель может представить, насколько обширна и разнообразна психопатология в детском и под- ростковом возрасте. Мы не ставили цель дать читателю энциклопе- дические знания по детской психиатрии, наша задача вызвать интерес и желание углубить свои знания по этой специальности.

105
Тест-задачи
Вариант № 1
1. У детей при депрессивных и дисфорических состояниях характер- но преобладание: а) плохого самочувствия б) вялости в) недомогания.
Варианты ответов
1. а б
2. а б в
3. в
4. б в
2. В детском возрасте наблюдаются двигательно-волевые нарушения в виде а) гипердинамического синдрома б) нарушения игровой деятельности ребенка в) игры, носят необычный характер г) игры, проявляющиеся в перевоплощении ребенка в неживые пред- меты д) отмечается особая захваченность игрой
Варианты ответов
1. а в д
2. б в г

106 3. а б в г д
4. г д
3. Причиной ухода и бродяжничества у детей является а) трудная обстановка дома б) жажда новых восприятий в) потребность в приключениях г) дисфорические изменения настроения
Варианты ответов
1. а
2. б
3. б в
4. а б в г
4. Дисфорические состояния у детей характеризуются
1. преобладанием сомато-вегетативных нарушений
2. раздражительностью
3. агрессивностью
4. всем перечисленным
5. заторможенностью
5. Общей особенностью эмоциональных нарушений у детей является
1. атипичность
2. слабая выраженность
3. все перечисленное
4. кратковременность
5. неустойчивость
6. Выберите позитивный симптом шизофрении:

107 1. аутизм
2. расщепление психики
3. эмоциональное снижение
4. волевое снижение
5. галлюцинации
7. Затяжная психическая травма вызывает:
1. невротическое развитие личности
2. алкоголизм
3. реактивный параноид
4. аффективный ступор
5. оглушение
8. Установление психического заболевания является исключитель- ным правом:
1. врача-психиатра
2. врача-невропатолога
3. врача общей практики
4. любого медицинского работника
5. врача скорой помощи
9. При оценке психопатологического статуса у мальчика 14 лет врач спросил: что общего между кроватью и шкафом. Ребенок ответил: в обоих предметах имеются ножки. Этот ответ говорит о наличие у па- циента:
1. Абстрактного мышления
2. Конкретного мышления
3. Разорванного мышления


108 4. Символического мышления
5. Аутистического мышления
10. Какие психологические черты появляются у детей при неблаго- приятном течении соматического заболевания: а. астенические б. невротические в. эпилептические г. параноидные д. патохарактерологические
1. а в
2. в г д
3. а б д
4. а б в г д
5. а в г
11. Укажите, какое диагностическое исследование необходимо ре- бенку с подозрением на умственную отсталость: а) тщательное соматическое исследование, б) неврологическое исследование, в) исследование мочи и крови для выявления метаболических рас- стройств, г) психологическое тестирование.
1. а б в
2. а в
3. б г
4. а б в г

109 5. г.
12. Каким из следующих утверждений может быть описано злоупо- требление клеем и другими летучими растворителями: а) ингаляция клея наиболее распространена у детей и подростков, б) ингаляция клея приводит к интоксикации, может отмечаться амне- зия эпизода, в) ингаляция летучих растворителей может вызвать необратимое по- вреждение мозга, печени, почек г) ингаляция летучих веществ может привести к смерти вследствие остановки дыхания.
1. а б в г
2. б в
3. а б
4. г
5. в г
13. Какие симптомы соответствуют олигофреническому синдрому:
1. врожденность нарушений
2. тотальность нарушений психики
3. симптомы задержки развития организма
4. отсутствие прогредиентности
5. первоначально страдают предпосылки интеллекта
6. все перечисленное
14. Девочка одиннадцати лет после случайной реплики соседки о том, что она стала «пухленькой», начала взвешиваться, следить за своим весом. Затем стала ограничивать прием пищи. При попытках накор-

110 мить ее насильно вызывает тайком рвоту, принимает большое коли- чество средств для снижения веса. Настроение понижено. Дайте оценку психическому состоянию:
1. депрессивно-бредовый синдром
2. дисморфомания
3. синдром Кандинского-Клерамбо
4. депрессивный синдром
15. Ребенок десяти лет в момент вдыхания паров бензина в ванной комнате вдруг на противоположной стене увидел «большого черного медведя», который шел прямо на него и «хотел убить». В испуге мальчик выбежал из ванной и спрятался в комнате, откуда до прихода родителей боялся выйти. В течение дня с опаской заходил в ванную.
Дайте клиническую характеристику этого состояния:
1. аффективные иллюзии
2. псевдогаллюцинации
3. онейроидный синдром
4. истинные галлюцинации
5. делириозный синдром
16. Тики у пятилетней девочки слегка усилились после психической травмы, но они существовали и ранее, возникнув без заметной при- чины и не переживались больной. Если пациентку фиксировали на тиках, они уменьшались. Каков характер тиков?
1. невротический
2. неврозоподобный
3. кататонический


111 4. истричский
5. эпилептиформный
17. У восьмилетнего мальчика с рождения энурез, обусловленный чрезмерно глубоким сном. Подобные явления были у отца и деда больного. Пациент не переживает свое расстройство. К какому виду энуреза относится его заболевание.
1. к невротическому
2. к первичному неврозоподобному
3. к вторичному неврозоподобному
4. эпилептиформному
5. резидуально-органическому
18. Ребенок пяти лет болен корью. На высоте температуры видит, как блики света на потолке принимают очертания кошки, затем различ- ных животных. Дайте клиническую характеристику этого состояния:
1. физические иллюзии
2. сенестопатии
3. галлюцинации
4. макропсия
5. парейдолии
19. Что характерно для синдрома Каннера? а. признаки раннего детского аутизма выявляются на первом году жизни, б. ходьба развивается раньше речи, в. интеллектуальная недостаточность разной глубины, г. речь, не выполняет коммуникативной функции,

112 д. исход может быть в пограничную интеллектуальную недостаточ- ность или атипичную умственную отсталость с невысоким уровнем социальной адаптации.
Варианты ответов:
1. а б в г д
2. б в г д
3. а б в
4. а б г
5. в г д
20. Что характерно для синдрома Аспергера? а. дети начинают говорить раньше, чем ходить, б. интеллектуальное развитие нормальное или выше нормы, в. речь является средством общения, г. встречается исключительно у мальчиков, д. с возрастом трансформируется в шизоидную психопатию с удовле- творительной социальной адаптацией.
Варианты ответов:
1. а б в г д
2. б в г д
3. а б в
4. а б г д
5. в г
21. Ранний детский аутизм - а. сборная группа синдромов разного происхождения б. наблюдается у детей раннего и дошкольного возраста

113 в. наблюдается в рамках разных нозологических форм г. в основе синдрома лежит своеобразный психический дизонтогенез типа «искаженного развития» и преобладает недоразвитие более древних психических сфер, особенно сферы инстинктов и низшей эффективности.
Варианты ответов:
1. а б в г д
2. б в г д
3. а б в
4. а б г д
5. в г
22. Эмоциональная депривация это:
1. искаженное восприятие реальных объектов и явлений окружа- ющего мира
2. длительное отсутствие материнской ласки, неправильное воспи- тание в интернатах
3. ложное умозаключение, не имеющее под собой реальной основы
4. повтор одних и тех же фраз, слов
5. нарушение памяти на текущие события
23. Онтогенез - это:
1. психическое развитие индивида
2. запаздывание или приостановка психического развития индиви- да
3. искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психиче- ское развитие индивида


114 4. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функ- ций мозга
5. индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до момента смерти
24. К синдромам раннего детского аутизма относится: а. Синдром Каннера б. Синдром Аспергера в. Синдром Кандинского-Клерамбо г. Синдром Корсакова.
Варианты ответов:
1. а б
2. а в г
3. б в г
4. а б в г
5. б в г
25. Что не является основным признаком раннего детского аутизма?
1. психомоторное возбуждение
2. недостаточность реакций на зрительные и слуховые раздражи- тели, придающая детям сходство со слепыми и глухими
3. приверженность к сохранению неизменности окружающего, бо- язнь всего нового (неофобия)
4. однообразное поведение со склонностью к стереотипным при- митивным движениям

115 5. зрительное поведение: непереносимость взгляда в глаза, «бега- ющий взгляд», взгляд мимо или «сквозь» людей
Вариант №2
1. Ранний детский аутизм - сборная группа синдромов разного проис- хождения, к которой не относится:
1. синдром Каннера
2. синдром Аспергера
3. психогенный вариант
4. синдром Кандинского-Клерамбо
5. процессуальный (шизофренический)
2. При подозрении на задержку умственного развития у ребенка необходимо сделать:
1. анализы мочи и крови на метаболические нарушения
2. психологическое обследование
3. неврологическое обследование
4. обследование физических составляющих
5. все перечисленное
3. У девочки, 15 лет нарушилась походка после ссоры с матерью. У нее наиболее вероятно:
1. тревожное расстройство
2. конверсионное расстройство
3. аффективно-шоковая реакция
4. депрессия
5. ничего из перечисленного

116 4. У девочки десяти лет утратилась способность говорить при сохра- нении способности слышать. Это нарушение называется:
1. негативизм
2. писчий спазм
3. мутизм
4. деменция
5. амнезия
5. Общая недостаточность психомоторики при раннем детском аутизме проявляется в следующих признаках, кроме:
1. угловатости и несоразмерности произвольных движений
2. неуклюжей походке
3. отсутствии содружественных движений, бедности мимики
4. в своевременном развитии навыков самообслуживания
5. выраженных трудностях овладения рисованием и письмом
6. Что называется асинхронией:
1. психическое развитие индивида
2. запаздывание или приостановка психического развития индиви- да
3. искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психиче- ское развитие индивида
4. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функ- ций мозга
5. индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до момента смерти


117 7. Психический дизонтогенез - это:
1. психическое развитие индивида
2. запаздывание или приостановка психического развития индиви- да
3. искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психиче- ское развитие индивида
4. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функ- ций мозга
5. индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до момента смерти
8. При оценке психопатологического статуса у мальчика 14 лет врач спросил: что общего между кроватью и шкафом. Ребенок ответил: в обоих предметах имеются ножки. Исследование какой психической функции проводил врач?
1. памяти
2. сознания
3. мышления
4. внимания
5. восприятия
9. Заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья а) носит окончательный характер б) носит предварительный характер

118 в) не является основанием для решения вопроса об ограничении прав и свобод г) является основанием для решения вопроса об ограничении прав
1. а б в
2. б
3. б в
4. б г
5. а г
10. 12-летняя девочка, госпитализированная в клинику, возбуждена, плачет и заявляет, что в комнате на вешалке для одежды висит страшная голова. Когда врач зажег свет, то оказалось, что на самом деле это обычное пальто и шляпа. Какая психическая функция нару- шена у ребенка?
1. память
2. сознание
3. мышление
4. внимание
5. восприятие
11. Ребенок, девять лет. Родился в срок, весом 4500 гр. после стиму- ляции, первые слова появились в три года, фразовая речь в 4,5 года. В
3,5 года был судорожный приступ. В детсаду не мог заучивать стихи, долго не различал цвета, путал счет пальцев, подвергался насмешкам.
В школу пошел с семи лет, долго не мог освоить счет в пределах 20- ти, считал по пальцам, писал буквы криво. Остался на второй год. В восемь лет читал букварь, считал до ста, осуществлял простые ариф-

119 метические действия, «механически» переведен во второй класс. В момент осмотра - диспластичен, уши низко посажены, большие. Речь косноязычная, мышление конкретное, затрудняется при обобщении предметов, не понимает смысла пословиц. Ваш диагноз:
1. резидуально-органическая недостаточность
2. олигофрения в степени дебильности
3. задержка психического развития
4. олигофрения в степени имбецильности
5. эпилепсия
12. Больной, 13 лет. Отец бросил семью и «исчез». Роды в срок, с раннего детства спокоен, фразовая речь после трех лет, одевается с семи лет. В детсаду был незаметен, большей частью играл один. В 6,5 лет - ЧМТ с признаками сотрясения. Перед школой сам научился чи- тать, считать. Друзей не имеет. Хорошо рисует, в основном на воен- ные темы, изображает стрельбу, гибель людей, фашистские кресты, виселицы. Любил мучить животных, убивал их, «хоронил». С один- надцати лет стал озлоблен, с матерью не разговаривал. Пропускал за- нятия в школе, бродил или спал. В 13 лет перестал ходить в школу, ни с кем не общался, целыми днями лежал, не умывался, стал само- стоятельно питаться «сухим пайком», не ел пищу, приготовленную матерью. В момент осмотра в контакт вступает трудно, отвечает формально, ни с кем не общается, сказал лишь, что «мать неродная», а настоящие родители другие. Какой диагноз?
1. аустическое развитие
2. задержка психического развития