Файл: Учебное пособие Рязань, 2016 3 содержание предисловие 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
F 84.2
Синдром Ретта - психоневрологическое наследственное заболевание, встречается только у девочек с частотой 1:10000 и явля- ется причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек.
Развитие ребёнка до 1-1,5 лет протекает нормально, но позже у девочек начинают исчезать только что приобретённые двигательные, речевые и прочие навыки. Характерным для данного состояния явля- ются стереотипные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера.
Речь затрудняется, ответы становятся однообразными или эхолалическими, временами речь совсем пропадает. Лицо ребён- ка постепенно приобретает грустное, «неживое» выражение, взгляд становится расфокусированным или устремлённым в одну точку пе- ред собой. Движения становятся заторможенными, но возможны при- ступы насильственного смеха вместе с приступами импульсивного поведения. Появляются судорожные припадки. Эти особенности напоминают поведение детей с ранним детским аутизмом. Обычно заканчиваются смертью при достижении возраста 20-25 лет.
F 84.5 Синдром Аспергера – относится к расстройствам аутисти- ческого спектра и характеризуется серьёзными трудностями в соци- альном взаимодействии, ограниченными, стереотипными, повторяю- щимися интересами и занятиями. В происхождение синдрома Аспер- гера ведущим является наследственно-конституциональный фактор.
От аутизма он отличается, прежде всего, тем, что интеллекту- альные и речевые способности остаются сохранными, есть даже лау- реаты Нобелевской премии с этим синдромом. Синдром характеризу-

24 ется также выраженной неуклюжестью. Прогноз более благоприят- ный, чем при аутизме, зачастую синдром Аспергера рассматривают как вариант формирования личностного расстройства.
Синдром детских патологических страхов - характеризуется возникновением различных необоснованных страхов, проявляющих- ся выраженной интенсивностью и продолжительностью, не соответ- ствующей силе и важности вызвавшей ее причины.
Выделяют пять ведущих групп страхов:
1. навязчивые,
2. сверхценные,
3. бредовые,
4. ночные,
5. недифференцированные.
Навязчивые страхи возникают непроизвольно против воли больного, носят неотступный характер, чуждый. Чаще всего эти стра- хи связаны с психотравмирующей ситуацией. Дети и подростки ис- пытывают критичное к нему отношение, чувство несвободы. Содер- жание связано с возрастом (страх ходьбы, острых предметов, закры- тых помещений, страх покраснеть, страх речи и т.п.)
Встречаются при неврозах, шизофрении, органических заболеваниях головного мозга.
Сверхценные страхи возникают в сознании больного наряду с убежденностью в их реальности. Характеризуются выраженным аф- фектом страха, больные боятся попытаться преодолеть этот страх. В младшем возрасте преобладают страхи животных (например, собак,


25 кошек, кроликов), персонажей мультфильмов, сказок (домовых, ки- кимор, ведьм) или образов, придуманных взрослыми с целью воспи- тания (бабайка). Позднее могут развиваться страх темноты, страх смерти, болезни родственников. Встречаются они обычно при невро- тических расстройствах.
Бредовые страхи возникают независимо от психотравмирующей ситуации и тяжелы для коррекции. Тематика страхов зависит от воз- раста (дверные ручки, водопроводные краны, тени, бандиты, нарко- маны, в пубертатном периоде - ипохондрические переживания, нега- тивное отношение к родителям). Встречаются в основном при шизо- френии, но редко как эпизоды при экзогенно-органических заболева- ниях головного мозга.
Ночные страхи имеются у 3% детей. Возникают ночью, при пробуждении - дети кричат, совершают движения. Обычно утром наблюдается амнезия - дети ничего не помнят о приступах своего ночного страха.
Встречаются в рамках психогенных расстройств, пароксизмаль- ных нарушениях.
Недифференцированные страхи - беспредметные, с выраженны- ми соматовегетативными проявлениями. Встречаются при диэнце- фальных кризах.
Следует разграничивать обычный страх, не требующий коррек- ции, и патологический. Возрастной нормальный страх никогда не яв- ляется препятствием для социализации, общения, развития ребенка.

26
Гипердинамический синдром - встречается у 5% школьников младших классов, в два раза чаще у мальчиков.
В этиологии ведущее место занимает действие экзогенного пато- логического фактора в перинатальном или раннем постнатальном пе- риоде.
Синдром наиболее активно проявляется в начале школьного воз- раста. Главные клинические проявления - общее двигательное беспо- койство, неусидчивость, много лишних движений, импульсивность, нарушение внимания. Дети много двигаются, невозможно их удер- жать на месте, трогают все предметы, попадающие в их поле зрения.
Задают много вопросов и не слушают ответов на них. Все эти симп- томы приводят к нарушению школьной адаптации, несмотря на хо- роший интеллект, дети испытывают трудности в усвоении учебного материала. В 14-15 лет клиника проходит.
Встречается при всех психических заболеваниях детского возрас- та, но особенно часто при органическом поражении ЦНС.
Синдромы психических расстройств, наблюдающихся преимуще-
ственно в подростковом возрасте
Синдром дисморфофобии - синдром, при наличии которого под- росток чрезвычайно обеспокоен мнимым или незначительным физи- ческим недостатком. Синдром включает так же депрессивное (сни- женное) настроение. Синдром встречается в подростковом возрасте, но редко может сохраняться и в зрелости. В норме могут встречаться эпизодические дисморфофобии, но, как правило, они основываются


27 на более-менее реальном «недостатке» (полнота, низкий рост) и вполне доступны для коррекции, не нарушают адаптацию.
Больного не покидают мысли о собственном уродстве, им кажет- ся, что все окружающие видят этот дефект и обсуждают его, смеются над ними (вербальные иллюзии). Подростки всячески стараются скрыть дефект, нанося косметику, покупая определенную одежду.
Встречается синдром фотографии, когда больной отказывается от всех фотографий, чтобы не «зафиксировать» свой недостаток или
симптом зеркала - больной часами находится около зеркала, выбирая наиболее успешный ракурс. Меняется поведение, подросток избегает людей, меняет внешний вид, чтобы замаскировать дефект. Нередко обращается к врачам с целью исправления недостатка.
Наблюдается у больных шизофренией, при обсессивно- компульсивном расстройстве, истерическом неврозе. Крайне стойкие расстройства возникают у подростков с реальными физическими не- достатками (карликовый рост, заячья губа).
Гебоидный синдром - психическое расстройство, при котором происходит патологическое эмоционально-волевое искажение в пу- бертатном периоде. Чаще встречается у мальчиков. Проявляется рас- тормаживанием влечений, оппозицией окружающих, физическим и психическим инфантилизмом.
К родственникам и окружающим подростки относятся жестоко, грубо, подчас агрессивно. Теряются прошлые социальные связи, а из- за расторможенности влечений начинается злоупотребление алкого- лем, наркотическими веществами, воровство, промискуитет. В связи

28 с употреблением возможно попадание в плохие компании. Учебу та- кие больные обычно бросают. Если синдром развивается в 15-16 лет, часто появляется увлеченность философией, религией, но новые зна- ния не обогащают личность, подростки применяют их, скорее, для противопоставления привычному миру.
При гебоидном синдроме наблюдаются гипоманиакальные или субдепрессивные расстройства. Обычно синдром редуцируется при достижении полового созревания, но может оставаться надолго.
Встречается этот синдром при шизофрении, резидуальном пери- оде органических расстройств головного мозга, расстройствах лично- сти.
Синдром односторонних сверхценных интересов - проявляется возникновением сверхценных увлечений на фоне усиления влечений.
Выделяют два варианта синдрома. В первом случае выявляется так называемая «метафизическая интоксикация» - сверхценная идеатор- ная активность. Больные начинают углубленно изучать вопросы ми- роздания, религиозные трактаты, часами могут разговаривать на эти темы. Все происходит в ущерб учебе, социальным связям и не приво- дит к каким-то продуктивным действиям.
Во втором случае наблюдается стремление к конкретным дей- ствия, например, усиленная тренировка мышц-разгибателей пальцев правой руки или изучение «мертвого» языка.
Встречается обычно при шизофрении, шизоидном расстройстве личности.


29
Психогенные характерологические
и патохарактерологические реакции
Характерологические реакции - специфические модели поведе- ния, проявляющиеся в случае негативного воздействия среды. Они не приводят к расстройствам соматических функций и социальной деза- даптации.
Патохарактерологические реакции - психогенные реакции, про- являющиеся, как правило, в различных нарушениях поведения ребен- ка или подростка и ведущие к нарушениям социально- психологической адаптации, обычно сопровождаются невротически- ми (соматовегетативными) расстройствами.
Чаще всего патохарактерологическая реакция формируется из харак- терологической. Реже реакция изначально является патохарактероло- гической, что имеет место у детей с психопатиями, органическими нарушениями головного мозга, а также при дисгармонически проте- кающем возрастном кризе.
Рассмотрим ниже четыре варианта реакций:
1. реакция протеста;
2. реакция отказа;
3. реакция имитации;
4. реакция компенсации и гиперкомпенсации.
Реакции протеста (оппозиции) относятся к наиболее часто встречающимся. В основе этой реакции заложены аффективно окра- шенные переживания, ценные для личности ребенка - обида, недо- вольство окружающими, ущемленное самолюбие и пр. Данный тип

30 реакций всегда избирателен (то есть проявляются в похожих психо- травмирующих ситуациях) и направлен на лиц, виновных, по мнению ребенка, в этой ситуации. Реакция протеста возникает по разным причинам - равнодушное отношение родителей, конфликты в семье и школе, школьная неуспеваемость и пр.
Выделяют активный и пассивный протест.
Характерологические реакции активного протеста проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, иногда агрессивно- го поведения в ответ на различные психологические трудности (не- правильные методы воспитания, устрашение, ущемление самолюбия, эмоциональная депривация, конфликтная ситуация в детском коллек- тиве и др.). Обычно наблюдаются у детей с чертами эмоциональной возбудимости.
Патологические (патохарактерологические) реакции активного протеста выражены большей интенсивностью проявлений. Присут- ствует выраженная жестокость, агрессия, имеется выраженный сома- товегетативный компонент (потливость, тахикардия, покраснение ли- ца). Период измененного аффективного состояния более длителен.
Реакции направлены не только на человека, вызвавшего обиду. Часто наблюдается общее двигательное возбуждение, аффективное сужение сознания в случае выраженного аффективного окраса. Эти реакции свойственны в основном детям и подросткам с остаточными явлени- ями органического поражения головного мозга или с психопатией.


31
К реакциям пассивного протеста относятся уходы из дома, му- тизм, отказы от еды, суицидальные попытки, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоты, энурез и энкопрез.
Наиболее важными реакциями пассивного протеста являются мутизм, суициды и уходы. Обычно встречается избирательный (элек- тивный) мутизм, очень редко - тотальный мутизм. Элективный му- тизм характеризуется тем, что подросток отказывается от речевого общения в психотравмирующей или ее напоминающей ситуации, но при этом в других ситуация, в общении с друзьями речевое общение сохранено. В случае тотального мутизма ребенок не использует речь вообще.
Реже в качестве реакции пассивного протеста возникает суици- дальное поведение. Оно встречается в основном в препубертатном и пубертатном возрасте. В основе суицидального поведения заложена сверхценная идея обиды, чувство недовольства собой и окружающи- ми. В саму попытку суицида ребенок не вкладывает истинное жела- ние смерти, скорее он хочет отомстить, наказать своих обидчиков, пытается изменить отношение к собственной личности.
Реакции отказа относятся к патохарактерологическим реакци- ям. При этом ребенок переживает «потерю перспективы», испытыва- ет чувство отчаяния, в поведении его отмечаются отсутствие стрем- ления к контактам с окружающими, страх всего нового, пассивность, отказ от обычных желаний и стремлений, аспонтанность, нередко бездумный характер ответов. Такое состояние может напоминать атипичную реактивную депрессию или поведение ребенка, больного

32 шизофренией. В некоторых случаях аспонтанность ребенка, сниже- ние интереса к окружающему, бездумные ответы могут создавать впечатление умственной отсталости.
Реакциями имитации называются изменения поведения, кото- рые связаны с подражанием поведению окружающих, которые имеют в глазах ребенка или подростка авторитет. В младшем возрасте обыч- но имитируются формы поведения родителей, воспитателей, а в под- ростковом - поведение подростковых лидеров. Реакциям имитации принадлежит значимая роль в формировании характера и личности в целом. Но они могут становиться источником возникновения асоци- ального поведения (хулиганство, бродяжничество, мелкое воровство), а также вредных привычек (курение, употребление алкоголя, нарко- тиков и т. п.). Чаще всего реакции имитации (в том числе и социально отрицательные) не имеют патологического характера, но при них возможен переход в те или иные невротические расстройства. Такая динамика возможна при реакциях имитации, связанных с сексуаль- ными действиями окружающих (например, возникновение мастурба- ции у ребенка, бывшего свидетелем половой связи взрослых или под- ражающего онанизму сверстников), а также в некоторых случаях невротического заикания, возникшего из подражания речи заикаю- щихся близких. Склонность к возникновению социально- отрицательных реакций имитации особо значима у детей и подрост- ков с чертами эмоционально-волевой неустойчивости и гебоидными компонентами личности.