Файл: Учебное пособие Рязань, 2016 3 содержание предисловие 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

120 3. психопатия
4. остаточные явления ЧМТ
5. шизофрения
13. Девочке двух лет во время тихого часа в яслях воспитательница неожиданно показала игрушечного цыпленка. Ребенок испугался, по- сле этого долго плакал. Дома, была беспокойной, тревожной, вечером долго не засыпала, кричала: «Цыпочки! Цыпочки кусают меня!». С этого времени стала плаксивой, грустной, часто со страхом просыпа- лась по ночам, говоря, что боится «цыпочек, курочек». Под влиянием амбулаторного лечения страхи постепенно прошли, но спустя два ме- сяца после того, как девочка увидела в яслях живую курицу, страхи возобновились с прежней силой, возникали в виде приступов. Стала бояться любых птиц. При катамнестическом обследовании спустя че- тыре года: посещает детский сад, послушная, ласковая, привязана к матери, любознательная, учится игре на аккордеоне и фигурному ка- танию, впечатлительная. Выраженных страхов нет, однако по- прежнему боится птиц: кур, голубей, воробьев. Назовите психопато- логическое расстройство:
1. Синдром сверхценного страха
2. Бредовый синдром
3. Галлюцинаторный синдром
4. Истерический синдром
5. Синдром навязчивого страха

121 14. Мальчик восьми лет говорит: «Я - мыльный пузырек, сделан я из мыла, живу я в бутылочке и на улицу хожу». Назовите психопатоло- гическое расстройство:
1. Вычурность, паралогичность, разорванность мышления
2. Бредовые идеи
3. Навязчивые идеи
4. Аутистическое, бессвязное, обстоятельное мышление
5. Сверхценные идеи
15. Что называется ретардацией:
1. психическое развитие индивида
2. запаздывание или приостановка психического развития индиви- да
3. искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психиче- ское развитие индивида
4. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функ- ций мозга
5. индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до момента смерти
16. Синдром дисморфофобии не встречается у подростков, страдаю- щих
1. параноидной шизофренией
2. неврозами
3. патологическим развитием личности
4. циклотимией

122 5. олигофренией
17. 17-летний студент огорчен тем , что его нос кажется ему кривым, хотя окружающие считают нос нормальным. Ваше заключение:
1. Соматизированное расстройство
2. Обсессивно-компульсивное расстройство
3. Диссоциативное расстройство
4. Дисморфоманическое расстройство
5. Посттравматическое стрессовое расстройство
18. Девушка, 19-лет после того, что она увидела, как сгорел ее дом, испытывает повторяющиеся сновидения об этом происшествии. Ваше заключение:
1. Соматизированное расстройство
2. Обсессивно-компульсивное расстройство
3. Диссоциативное расстройство
4. Дисморфоманическое расстройство
5. Посттравматическое стрессовое расстройство
19. Мальчик, 15 лет, попал в психотравмирующую ситуацию и после длительных переживаний «махнул на все рукой: как будет - так и бу- дет». В результате такого пассивного поведения попал под влияние более сильных мальчиков и стал выполнять любые их требования, в том числе и унизительные для себя. К какому виду реакций относится это явление?
1. к реакциям пассивного протеста
2. к реакциям активного протеста
3. к реакциям отказа


123 4. к реакциям имитации
5. к реакции эмансипации
20. Больная, одиннадцати лет. Отец пил, бросил семью. В семье - от- чим и сестренка пяти лет от второго брака. Учится в третьем классе на «4» и «5». Росла трудной, упрямой и капризной, склонной ко лжи.
С семи лет стала больше лгать, уходить из дома, знакомилась с под- ростками старше себя, уносила из дома мелкие вещи, а затем деньги.
В школе украдкой забирала у других ручки, карандаши, а однажды была уличена в краже денег из сумки учительницы. Конфликтовала с бабушкой, ревновала сестренку к матери, неприязненно относилась к отчиму. Однажды заявила, что ее изнасиловали подростки, что в нее влюблен дядя. Изрезала на куски новые вещи сестренки, забрала из дома и истратила 5000 рублей. В момент осмотра - выглядит инфан- тильной. Плачет, все отрицает. При повторных осмотрах дает разно- речивые ответы. Какой диагноз?
1. Шизофрения
2. Реакции протеста подросткового возраста
3. Патохарактерологическое развитие личности
4. Педагогическая запущенность
5. Задержка психического развития
21. Мальчик, 14 лет, не усваивает школьную программу, особенно по математике. Речь фразовая в четыре года, в детском саду был труден в поведении, ломал игрушки. С трудом читает по слогам, не может решить простые задачи, не раскрывает смысл простых пословиц и по-

124 говорок, окончил лишь два класса общеобразовательной школы, мед- лителен. В анамнезе родовая травма. Ваше заключение:
1. Эпилепсия
2. Резидуально-органическая недостаточность
3. Олигофрения
4. Задержка психического развития
5. Шизофрения
22. Затяжная психическая травма вызывает:
1. невротическое развитие личности
2. алкоголизм
3. реактивный параноид
4. аффективный ступор
5. оглушение
23. Иллюзии у детей бывают при: а. засыпании б. повышении температуры в. страхе (от прочитанных сказок).
Варианты ответов
1. а б в
2. а в
3. б г д
4. б в
5. в
24. Воспитание ребенка по типу гипоопеки и безнадзорности форми- руют у ребенка, следующие качества, кроме:

125 1. Незрелости эмоционально-волевой сферы
2. Рассудительности, преобладания интеллектуальных интересов над игровыми, наличия «взрослых выражений» и оборотов речи
3. Повышенной внушаемости
4. Недостаточности уровня знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы
5. Аффективной лабильности, импульсивности
25. К психопатологическим проявлениям соматовегетативного уров- ня (0-3 года) нервно-психического реагирования у детей и подростков относится только:
1. синдром гиперактивности
2. синдром страхов
3. невропатический синдром
4. синдром нервной анорексии
5. синдром уходов и бродяжничества


126
Ответы на тесты
№ вопроса
1 вариант
2 вариант
1 2
4 2
3 2
3 4
2 4
4 3
5 3
4 6
5 3
7 1
4 8
1 3
9 2
3 10 3
5 11 4
2 12 1
5 13 6
1 14 2
1 15 5
4 16 2
5 17 2
4 18 5
2 19 1
1 20 1
3 21 1
3 22 2
1 23 5
1 24 1
2 25 1
3

127
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Краткий словарь терминов
Булимия - неудержимое стремление потреблять большое количество пищи, иногда связанное с эндокринными расстройствами, но чаще с функциональны- ми нарушениями приема пищи. Эпизод потребления большого количества пи- щи часто заканчивается произвольно вызванной рвотой или очищением кишеч- ника, а также самоосуждением. См. также нервная анорексия.
Судебная экспертиза - процессуальное действие, которое состоит из проведе- ния исследований и выдачи заключения по вопросам, подлежащих доказыва- нию по конкретному делу.
Зависимость от наркотических препаратов, наркомания - психическое и иногда соматическое состояние, возникающее в результате приема наркотиче- ских средств и характеризующееся поведенческими и другими реакциями, ко- торые всегда включают компульсиюпринимать препарат постоянно или пери- одически, чтобы ощутить его влияние на психику, а иногда, чтобы избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием.
Заикание и запинание - расстройства ритма речи, при которых индивид точ- но знает, что он хочет сказать, но в данный момент не способен сделать это ввиду непроизвольной, повторяющейся пролонгации или прекращения звука.
Задержки в развитии специфические - группа расстройств, основной харак- теристикой которых является специфическая задержка в развитии. В каждом конкретном случае развитие связано с биологическим созреванием, но на него также влияют другие (не биологические) факторы; в термине не отражены ни- какие этиологические факторы. Синонимы: специфические расстройства разви- тия.
Нервная анорексия - расстройство, при котором основными особенностями являются упорный активный отказ от приема пищи и заметная потеря массы тела. Уровень активности и быстроты реакции относительно высок, несмотря на истощение. Обычно расстройство развивается у девочек в подростковом


128 возрасте, но иногда оно может начинаться перед половым созреванием. Обычно наблюдается аменорея и может также иметь место ряд других физиологических изменений, в том числе замедление пульса и дыхания, низкая температура тела и связанная с этим отечность.
Психозы - термин использующийся для гетерогенной группы состояний, ха- рактеризующихся тяжелым нарушением психических функций, в связи с нару- шением психологического контакта с реальной действительностью и обычно асоциальным поведением.
Расстройства созна- ния, памяти, настроения, мышления или психомоторного поведения являются наиболее выраженными клиническими симптомами, которые зависят от приро- ды психоза; часто грубо нарушена критика.
Ранний детский аутизм - редкий синдром, который в большинстве случаев присутствует с рождения или начинается в первые 30 мес. Реакции на слуховые и иногда на зрительные раздражители нарушены; понимание речи обычно зна- чительно затруднено. Развитие речи задерживается и, если речь развивается, она характеризуется эхолалией, путаницей местоимений, незрелостью грамма- тических структур; отсутствует способность употреблять абстрактные терми- ны. Обычно наблюдается расстройство в социальном использовании, как уст- ной речи, так и языка жестов. Трудности в социальных взаимоотношениях наиболее заметны в возрасте до 5 лет и включают нарушения в развитии спо- собности смотреть в глаза собеседнику, к совместным играм, а также к появле- нию социальных привязанностей. Обычно наблюдаются ритуалы, болезненная приверженность неизменному порядку, сопротивление любым изменениям, привязанность к необычным предметам и стереотипный характер игры. Спо- собность к абстрактному или символическому мышлению и творческим играм снижена. Уровень интеллекта колеблется от сильно сниженного до нормально- го и выше
Расстройство развития смешанное - задержка в развитии какой-либо опреде- ленной способности (например, чтения, арифметических действий, речи или

129 координации), связанные с менее серьезными задержками развития других навыков. Смешанную категорию следует использовать только в том случае, ко- гда нет доминирующего поражения какого-либо одного навыка.
Тики - нарушения неизвестной органической природы, при которых основным симптомом являются быстрые, непроизвольные, явно не целенаправленные и часто повторяющиеся движения, не связанные с каким-либо неврологическим заболеванием. Может быть вовлечена любая часть тела, но чаще всего наблю- даются тики мышц лица. Может наблюдаться какая-нибудь одна форма тика или иметь место их сочетание, при котором тики возникают одновре- менно, чередуясь или последовательно.
Шизофрения детская - шизофренический психозс началом в предподростко- вом или детском возрасте (но крайне редко у детей моложе 7 лет), чаще наблю- дающийся у мальчиков, при котором обычно присутствуют все важнейшие признаки заболевания, наблюдаемые у взрослых.
Энурез - расстройство, чаще всего наблюдающееся у детей, при котором имеет место стойкое непроизвольное мочеиспускание днем или ночью, являющееся патологическим состоянием для индивида такого возраста. Иногда ребенку не удается контролировать деятельность мочевого пузыря, в других случаях он приобретает этот навык, а затем снова его теряет. К этой рубрике следует отно- сить эпизодический или флюктуирующий энурез. Этот диагноз обычно не ста- вится, пока ребенку не исполнится четыре года.