Файл: Учебное пособие Рязань, 2016 3 содержание предисловие 5.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
94
Психологические методы обследования детей
Психологические методики
Психопатологические проявления обычно исследуются при по- мощи методов расспроса и наблюдения. Несмотря на то, что в психи- атрии эти методики более совершенны и разработаны, чем в других медицинских специальностях, они субъективны и не позволяют по- нять причины и сущность симптоматики.
Дополнительным методом диагностики является психологиче- ское обследование детей и подростков. Психологическое исследова- ние с помощью методов нейропсихологической и патопсихологиче- ской диагностики на основе качественного и количественного анали- за результатов в ряде случаев помогает также выявлять такие симп- томы, которые нелегко обнаружить при обычном врачебном исследо- вании. Для примера, опишем несколько наиболее распространенных методик.
Заучивание десяти слов
Эту методику предложил А.Р. Лурия и она по сей день активно используется в патопсихологических исследованиях. Задача этой ме- тодики - оценить состояние памяти, утомляемость, активное внима- ние. Вначале врач записывает десять коротких, простых, не связан- ных между собой, слов. Например, мёд, стол, окно, брат, игла, лось, хлеб, огонь, лес, огонь. Потом необходимо дать инструкцию: «Слу- шайте внимательно, я прочту вам десять слов. После того как я за-
95 кончу, повторите столько, сколько запомнили. Порядок повторения не играет роли». Необходимо четко и медленно прочесть слова. По- сле того, как ребенок повторит слова, которые запомнил, необходимо в протоколе отметить их.
После этого опыт повторяется еще 3-4 раза (с этими же слова- ми), слова так же фиксируются. Затем переходят к другим экспери- ментам, а в конце исследования, через 40-60 минут, без повторного напоминая слов, вновь просят ребенка их повторить.
Каждый раз исследователь получает какой-то результат, скла- дывающийся из оставшихся в памяти слов. И на их основании можно построить кривую запоминания. У здоровых детей, результат обычно таков - 6, 7, 9 или 5, 7, 10. То есть, с каждым повтором, ребенок луч- ше и лучше запоминает слова.
Характер кривой запоминания по типу плато (3, 4, 4), зигзага (3,
7, 2), резкого спуска вниз указывают на снижение внимания и памяти, утомляемость, вялость.
Классификация предметов
Впервые предложена К. Гольдштейном и используется, как у де- тей, так и у взрослых. Эта методика позволяет оценить процесс аб- страгирования и обобщения, последовательность, обдуманность дей- ствий.
Методика состоит из 70 карточек, на которых нарисованы раз- личные животные, предметы, овощи, фрукты и т.д. Задача ребенка разложить карточки на несколько групп, подходящих друг к другу,
96 например, животных к животным, фрукты к фруктам. Затем его про- сят пересмотреть классификацию групп и уменьшить их количество, то есть обобщить еще больше (растения, живые существа и пр.).
Эта методика выявляет у детей уровень обобщающего мышле- ния, способность устанавливать родовидовые отношения, выделять ведущие отличия.
Корректурная проба
Цель этой методики - оценить внимание (устойчивость, колебание, концентрация) и утомляемость. Для проведения исследования необходимы специальные бланки, секундомер, ручка или карандаш. На бланках расположе- ны ряды разных фигур, цифр, букв.
Есть разные способы вы- полнения этой пробы. В первом случае, испытуемый ребенок, рассматривая сим- волы последовательно, слева направо, должен зачеркивать два каких либо за- данных элемента как можно быстрее. Во втором случае, ребенок должен зачерки- вать три элемента разным способом (круг
- крестиком, треугольник - вертикальной чертой, звездочку - поперечной чертой).
Рис.1. Примеры бланка
97
Каждый раз, психолог фиксирует время выполнения работы. По окончанию работы, можно оценить ее продуктивность - количество просмотренных знаков за минуту, количество ошибок.
По результатам пробы составляется кривая работоспособности.
Нормальная кривая работоспособности имеет спуск в начале, равно- мерную линию в середине и тенденцию к повышению в конце.
Если линия графика имеет резкие колебания или понижение к концу, то можно говорить о неблагополучном психофизическом со- стоянии и быстрой утомляемости.
Проба на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь»
Проба «кулак-ребро-ладонь» А.Р. Лурия (модификация А.Н.
Корнева) исследует моторику и сукцессивные функции - функции по- следовательности, возможность последовательно воспроизвести зву- ки, движения, символы и т.д.
От ребенка требуется воспроизвести серию из девяти движений, которая состоит из трех движений ладони (кулак, ладонь ребром, ла- донь вниз) повторенных трижды.
В случае дефицита сукцессивных функций ребенок путает по- следовательность движений, пропускает движения. При двигатель- ных нарушениях, дети повторяют одно движение, делают паузы меж- ду движениями. Сложности с этим заданием характерны для специ- фических трудностей в овладении школьными навыками.
98
Психодиагностические методики
Для измерения и выявления индивидуальных психологических характеристик личности для постановки диагноза используются пси- ходиагностические методики. Они позволяют в короткий срок полу- чить необходимую диагностическую информацию и позволяют срав- нить личность с другими личностями.
К этим методикам относятся опросники и тесты, проективные методики.
Адаптированная для детей методика Векслера
Этот тест разработан в 1939 году Дэвидом Векслером и приме- нятся для определения интеллектуальных способностей. Под интел- лектом подразумевается общая способность индивида к рациональ- ному мышлению, приемлемому поведению, взаимодействию с окру- жающей средой. Данный метод применяется у детей в возрасте 5-16 лет и активно используется с детьми с умственной отсталостью.
Шкала состоит из двенадцати субтестов, представленных ниже.
1. Субтест на «Общую осведомленность». Он направлен на ис- следование общих сведений о мире у ребенка.
2. Субтест на «Понятливость». Изучает способность ребенка са- мостоятельно принимать решения, а так же изучает знание ребенком социальных норм, понимание содержания и причин социальных норм.
99 3. Субтест «Арифметический». Определяет умение ребенка уст- но считать, считать в уме, находить верный арифметический ответ.
Этот субтест проводится с контролем времени.
4. Субтест «Аналогия-сходство» изучает умение ребенка обоб- щать, выделять ведущие признаки предметов.
5. Субтест «Словарь». Он определяет словарный запас ребенка, понимание им, что означает то или иное слово.
6. Субтест «Повторение цифр» изучает оперативную и кратко- временную память.
Начальные шесть субтестов составляют вербальную часть шка- лы. Чем взрослее ребенок, тем больше заданий он должен выполнить.
По оценкам за выполнение субтестов составляется вербальный инди- видуальный показатель.
7. Субтест «Недостающие детали». Исследует наблюдатель- ность, зрительно-перцептивную память ребенка. Этот субтест состоит из картинок, на которых имеются предметы с недостающими деталя- ми и ребенок должен увидеть и догадаться чего не хватает на рисун- ке.
Рис.2. Примеры картинок в субтесте 7
8. Субтест «Последовательные картинки». Позволяет изучить возможность ребенка составлять причинно-следственные связи. Со-
100 стоит из картинок, которые ребенок должен разложить так, чтобы по- лучилась логическая история.
9. Субтест «Кубики Кооса». Изучает конструктивное мышление ребенка, способность к анализу и синтезу. Ребенку даются кубики, с нарисованными узорами, из которых он должен составить узор на об- разце-карточке.
10. Субтест «Складывание объектов». Исследует способность ребенка составлять общее целое из отдельных частей.
11. Субтест «Кодирование» - изучает уровень работоспособно- сти, распределение внимания. Субтест представляет собой коррек- турную пробу, описанную выше.
12. Субтест «Лабиринт». Исследует зрительную и моторную ко- ординацию, способность ориентироваться в пространстве.
Вторые шесть субтестов являются невербальной частью методи- ки. Ее оценка составляет невербальный индивидуальный показатель.
На базе обеих частей вычисляется общий интеллектуальный по- казатель.
Цветовой тест отношений
Цветовой тест отношений - диагностический метод, позволяю- щий отразить сознательный и бессознательные уровни отношения. В основе текста находится ассоциативный компонент цвета и эмоций.
В этом тесте используются карточки восьми цветов: серый, си- ний, зеленый, желтый, красный, фиолетовый, коричневый, черный.
Каждый цвет отражает эмоциональное и психологическое отношение к какому-либо предмету. Затем психолог составляет вместе с ребен-
101 ком круг значимых лиц и предметов. Например, мама, папа, сестра, дедушка, я, друг, учитель, кошка и т.д.
Потом перед ребенком раскладываются цветные карточки в слу- чайном порядке и дается инструкция: «Подберите к каждому предме- ту, который я назову, свой цвет. Цвета могут повторяться». После прохождения, ребенок, при помощи психолога, разделяет цвета по своему отношению, начиная с того, который нравится больше и за- канчивая самым неприятным.
Доказано, что чем сильнее эмоциональная близость ребенка к человеку, тем цвет, с которым он ассоциируется, привлекателен и, соответственно, отвергаемый человек ассоциируется с неприятным цветом. Так же выбор цвета имеет значение, например, красный обычно указывает на доминантную личность в окружении, зеленый говорит о гиперопеке и жестких отношениях в семье.
Этот тест дает понятие и о собственном мировосприятии ребен- ка, ассоциация самого себя с приятным цветом говорит о уверенности в себе и высокой оценке своей личности.
Тест цветового отношения позволяет оценить межличностные внутрисемейные отношения.
Рисунок семьи
Этот тест относится к проективным методикам и часто исполь- зуется в детской психодиагностике. Он позволяет оценить особенно- сти внутрисемейных отношений.
102
Ребенку дается инструкция: «Нарисуй свою семью», «Нарисуй свою семью, когда все заняты делами», «Нарисуй свою семью в виде образа, символа». После того, как ребенок закончил, задаются допол- нительные вопросы: «Расскажи, кто тут нарисован, что они делают, о чем думают?». На основании рисунков, ответов ребенка на вопросы, тест позволяет оценить особенность восприятия, переживания семей- ных отношений.
Тест позволяет оценить изобразительную деятельность ребенка, его состояние во время рисования. Например, штрихи, маленькие размеры предметов говорят о его скованности, зажатости, тревоге и, наоборот, крупные линии, предметы говорят о его раскованности, от- сутствии напряжения. Так же можно говорить о внутрисемейных вза- имоотношениях по проявлению эмоций на рисунке, например, стоят рядом, все держатся за руки, обнимаются или отвернулись друг от друга, не смотрят друг на друга. Важно оценить состав семьи, ребе- нок может не нарисовать кого-то из близких, папу, сестру, что так же говорит об отношении ребенка к этому члену семьи.
Если ребенок больше всех выделяет на рисунке себя, рисует свою фигуру более тщательно, прорисовывает каждую деталь, изоб- ражает более ярко, так что бросается в глаза, а другие фигуры явля- ются просто фоном, то этим он выражает важность собственной пер- соны. Он считает себя самым значимым и уникальным, основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье. Такое ощу- щение возникает на базе родительского отношения к ребенку. В стремлении воплотить в ребенке все, чего не смогли достичь сами,
103 дать ему все, чего сами были лишены, родители признают первосте- пенность его желаний и интересов, его приоритет и свою вспомога- тельную, второстепенную роль.
Слабая, маленькая фигура, изображенная в окружении родите- лей, с которой ребенок ассоциирует себя, обычно выражает чувство беспомощности, желание заботы и ухода. Такое изображение связано с тем, что ребенок привык к постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто встречается в семьях с единственным ре- бенком), поэтому чувствует себя беззащитным, слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и требуя от них вни- мания, помощи.
Ребенок может нарисовать себя рядом с родителями, при этом оттеснив остальных членов семьи подальше. Таким образом, он под- черкивает свой исключительный статус среди братьев и сестер.
Когда ребенок рисует себя рядом с папой и при этом преувели- чивает размеры собственной фигуры, то, зачастую, это указывает на выраженное чувство соперничества и желание ребенка занять автори- тетное и прочное место в семье, как и отец.
104
1 2 3 4 5 6 7 8 9