Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданское право На тему Сервитут в гражданском праве.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1049
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Законодательство предусматривает два вида сервитутов:
-
Частные сервитуты; -
Публичные сервитуты.
Гражданский кодекс не разделяет сервитут на публичный и частный, нормы, содержащиеся в статьях 274 – 277 применимы к обоим видам. В то время как действующий Земельный Кодекс РФ различает частный и публичный, и поясняет, что частный устанавливается согласно гражданскому законодательству, а публичный возникает на основе закона или иного нормативно правового акта РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в целях реализации нужд и обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Государство прибегает к установлению сервитута для реализации интересов без изъятия земельных участков, что свидетельствует о приоритете интересов собственников участков. Нормы сервитутного права также могут встречаться в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, и, разумеется, в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и рядом других нормативных актов. Названные нормативные акты содержат в себе нормы сервитутов, которые наиболее часто встречаются на практике.
В свою очередь наука выделяет «положительный сервитут и «отрицательный сервитут». «Положительный» заключается в ограниченном праве пользования чужой недвижимостью, а «отрицательный» в запрете совершения определенных действий собственником обремененного участка или строения.
Еще одной отличительной черной сервитута является то, что он не только ограничивает права собственности на земельный участок, но предполагает собой пользование земельным участком в интересах сервитуария или иных лиц (в публичном сервитуте ими может выступать местное население, например). Под пользование в данном случае понимается совершение определенного рода действий со стороны лица, в чью пользу был установлен сервитут. В публичном сервитуте эти действия не могут быть явно выражены, так как сервитут может устанавливаться для неограниченного числа лиц.
Наряду с сервитутами, возникающими из правоотношений собственников двух соседних участков существует сервитут на пользование любым имуществом в пользу лица, который может и не являться соседом. В данном случае сервитуты разделяются на личные и вещные. Вещные получили в 3науке название «предиальные». Основным критерием различия являлись субъекты права, если личный сервитут принадлежал конкретному лицу персонально, то предиальный принадлежал лицу, который является собственником участка или постройки. Предиальные сервитуты, как правило, устанавливаются для восполнения недостающих свойств конкретного участка, по отношению соседних. В свою очередь предиальные сервитуты можно подразделить на городские и сельские. Сельские характерны для земель сельхозназначения, а также, в некотором случае, для построек в населенных пунктах сельского типа. Городские сервитуты устанавливаются, как правило, в пользу участков, на которых имеется какое – либо строение или сооружение.
В качестве личного сервитута стоит выделить – узуфрукт – право пользования чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, использования плодов и так далее. Данный термин так же пришел в нашу правовую систему из Рима. Устанавливаться узуфрукт может:
-
Завещательными юридическими отказами; -
Пожизненными договорами с содержанием иждивенца; -
Брачными договорами; -
Приватизационными договорами домовладения при отказе собственников от своих прав4.
Важным условием узуфрукта является то, что пользователь обязан сохранять его целостность и обеспечивать сохранение хозяйственного назначения. Предметом в данном виде сервитута могут выступать: земельные участки, растения, несущие плоды или иные полезные свойства, которые возможно использовать, сохраняя целостность, животные. Узуфрукт может устанавливаться как пожизненно, так и на определенный срок. Для юридических лиц максимальный срок узуфрукта составляет 21 год. В договоре может быть установлен не срок, а наступление определенных обстоятельств, которые прекращают право узуфруктария на пользование.
Делая небольшой вывод, стоит отметить, что в различных научных трудах и мнениях, ученных встречается различная классификация сервитутов, будь то земельные, водные и лестные сервитуты, сельские и городские, положительные и отрицательные, постоянные и срочные, договорные и законные. Законодательство четко устанавливает только частные и публичные сервитуты, которые могут возникать как по соглашению, по решению суда, так и на основания закона РФ, субъекта РФ и местного самоуправления или иных государственных актов.
I. II Порядок установления сервитута и государственная регистрация
Как уже говорилось ранее существует частный и публичный сервитут. Соответственно для каждого существует определенный порядок, учитывающий особенности этих видов, установления и регистрации.
Начнем с частного. Для установления частного сервитута необходимо соглашение между лицом, требующим сервитут и лицом, обременяемым сервитутом, либо решением суда. Данное соглашение происходит посредством заключения договора, структура которого должна соответствовать нормам ГК РФ. Структура договора о сервитуте является классической структурой договора – соглашения. А заключен он может быть только в письменной форме. В договоре обязательно должны быть:
1. Стороны соглашения или их представители;
2. Предмет договора;
3. Размер платы за сервитут;
4. Права и обязанности сторон;
5. Форс – мажорные обстоятельства и порядок действия сторон при их возникновении;
7. Срок, на который заключается договор;
6. Реквизиты и подписи сторон.
Предмет договора о сервитуте включает в себя цели и порядок установления сервитута. Размер платы за сервитут обязательно рассчитывается до заключения договора. Форс – мажорными обстоятельствами являются непредсказуемые события, независящие от воли сторон договора. Данные обстоятельства будут признаны форс – мажорными по отношению к договору в случае, если они непосредственно мешают исполнению договора. Такими обстоятельствами могут быть: стихийные бедствия, техногенные и технические катастрофы, эпидемии и т.д.
Помимо этого, учитывая особенности договора сервитута, он может включать в себя:
1. Кадастровые данные на земельный участок или иной объект недвижимости, обременяемый сервитутом;
2. Иные данные, касаемо размера, места нахождения, категории земельного участка, обременяемого сервитутом;
3. Полный расчёт стоимости сервитута в виде конкретной математической формулы или же, при расчете специализированными организациями, отчет об оценке сервитута, составленный специалистом.
При возникновении потребности в установлении сервитута стороны должны разрешить все споры, только после устранения разногласий возможно заключить договор. Однако заключить данный договор необходимо в месячный срок, после устранения всех разногласий. А сам срок, на который заключается договор должен быть оговорен в договоре. Законодатель не устанавливает общих ограничений по срокам для сервитута. Однако существуют ограничения для участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, согласно ст. 39. 24 ЗК РФ арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
Следующим этапом, после заключения договора, является государственная регистрация сервитута. Тут важно отметить, что государственной регистрации подвержен не сам договор, а возникающее право ограниченного пользования. Процедура регистрации происходит согласно Федеральному Закону «О государственной регистрации недвижимости». Регистрация сервитута происходит в Едином государственном реестре недвижимости. Инициатором регистрации может быть, как лицо, обременяемое сервитутом, так и лицо, которое приобретает право ограниченного пользования чужой вещью. Инициатор должен подать заявление в соответствующий отдел Росреестра сам, либо при помощи представителей. Заявление, с приложенными документами можно направить при непосредственном посещении отдела росреестра, через почту или при мощи Многофункциональных центров. К заявлению необходимо приложить:
1. Реквизиты сторон, паспортные данные и так далее;
2. Квитанцию об оплате государственной пошлины на регистрацию прав;
3. Договор – соглашение об установлении сервитута;
4. Судебный документ, при не достижении согласия между сторонами;
5. Согласие заинтересованных лиц, если такие имеются;
6. Техническая и кадастровая информация на земельный участок или его части;
7. При участии представителя необходима доверенность.
Специалист Росреестра в срок 7 рабочих дней (может увеличиваться при различных обстоятельствах, например, при подаче документов через почту или МФЦ) должен вынести одно из следующих решений:
1. Зарегистрировать право сервитута и предоставить соответствующий документ;
2. Приостановить процедуру регистрации и потребовать определенные действия или документы от сторон;
3. Прекратить процедуру регистрации путём обоснованного отказа от регистрации сервитута.
Важно отметить, что при регистрации сервитута необходимо что бы часть земельного участка, обременяемая сервитутом, была также учтена в Едином государственном реестре недвижимости. Если часть земельного участка не учтена в реестре, то регистрация сервитута в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. В указанном случае вместе с соглашением об установлении сервитута заявителем должен быть представлен межевой план на образование части земельного участка.
Что касается публичного сервитута, он устанавливается на основании нормативно – правового акта и для удовлетворения публичных интересов. Важно отметить, что он может быть установлен вопреки воли собственника, при этом без судебного вмешательства. Правила установления закрепляются в Земельном кодексе РФ, а именно в статье 23 ЗК, которая в свою очередь нас отсылает к главе V.3. Публичный сервитут устанавливается для следующих нужд:
1. Прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2. Размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3. Проведения дренажных работ на земельном участке;
4. Забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5. Прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6.Сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7. Использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);