Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданское право На тему Сервитут в гражданском праве.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1053
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.
Согласно статье 39.37 ЗК РФ публичный сервитут также может устанавливаться и для:
1. Размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;
2. Складирования строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
3. Устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
4. Размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
5. Проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, перечисленных в первом пункте.
Для установления публичного сервитута издается нормативный акт федерального, регионального или муниципального значения, который содержит в себе цели установления сервитута, порядок пользования данным сервитутом, срок, на который устанавливается сервитут. При потенциально возможных убытках собственника, обременяемого публичным сервитутом в акте должен быть закреплен порядок возмещения этих убытков. Сам акт может быть издан только на основе проведения публичных слушаний, на которые приглашаются заинтересованные лица и обосновывают там свои требования. Если инициатором установления публичного сервитута являются заинтересованные лица, которые должны предоставить в соответствующий орган заявление, на основании которого будет принято решение о проведении слушаний для последующего установления публичного сервитута. Такое заявление может быть составлено как одним лицом, которое представляет интересы всей группы заинтересованных лиц, либо данное заявление может носить коллективный характер. В тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута. Вместе с заявлением заинтересованное лицо должно предоставить кадастровый паспорт обременяемого участка, выписку из кадастрового плана именно той местности, где находится сам участок. Также необходимо обосновать цели установления публичного сервитута и доказать невозможность достичь этих целей иными способами. Помимо этого, необходимо предоставить расчет приблизительной стоимости сервитута и размеров финансового обременения для собственника земельного участка. Законодательство требует предоставления документов, подтверждающих факт проведения публичных слушаний, а также протоколов таких слушаний. Весь перечисленный перечень должен подаваться в уполномоченный орган вместе с заявлением об установлении публичного сервитута. Если инициатором является само государство, в лице уполномоченных органов, тогда процесс установления публичного сервитута немного упрощается. Уполномоченный орган должен обосновать цели установления сервитута, согласно требованиями закона. Также ему необходимо составить документ по всей информации о публичных слушаниях, содержащей подробное описание возникших вопросов и предложенными вариантами их решения. И, наконец, итоговый нормативный правовой акт. В данной процедуре важным этапом являются публичные слушания. Уполномоченные органы должны принять решение о проведении публичных слушаний и направить информацию о их проведении заинтересованным сторонам. Проведение публичных слушаний направлено на то, чтобы все заинтересованные лица могли выразить свое мнение по поводу установления публичного сервитута и было принято оптимальное решение, которое бы устроило большинство. Участниками публичных слушаний могут быть местные жители, представители различных компаний и фирм, работающих на обременяемой территории, собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования, а также представители государства. Во время слушаний выслушиваются различные предложения заинтересованных лиц, если такие имеются, рассматриваются важные вопросы по поводу установления сервитута, а по итогу проводится голосование, результаты и процедура которого заносятся в итоговый протокол публичных слушаний5. Последний этап установления публичного сервитута – его государственная регистрация. Перечень документов, требуемых для регистрации неограничен, но есть основные:
1. Заявление о государственной регистрации публичного сервитута от уполномоченного органа;
2. Квитанции или иные документы, подтверждающие оплату государственной пошлины;
3. Документ, который подтверждает полномочия представителя органа власти;
4. Нормативно – правовой акт, изданный органом государственной власти, об установки сервитута;
5. Выписка из ЕГРН и кадастровый план на участок, а в случае обременения части участка необходимы специальные отметки на эту часть;
6. Данные собственника земельного участка (паспорт и т.д.) и документы, подтверждающие его право собственности;
7. Протокол публичных слушаний.
При необходимости Росреестр может затребовать дополнительные документы по своему усмотрению.
Если говорить о сроках установления публичного сервитута, стоит сказать, что это достаточно долгосрочная процедура. Уполномоченный орган имеет право рассмотреть заявление, поступившее от заинтересованных лиц в течении 30 суток. Общественные публичные слушания также должны быть организованные в течении месяца. Если кадастрового плана нет и межевые работы не проводились, то это может вызвать дополнительную задержку времени до 1 месяца. А сама регистрация может длится до 14 дней. Помимо всего этого могут возникать другие осложнения и задержки, поэтому установления сервитута может затянуться и до полугода.
Подводя итог процедуре установления сервитута, стоит отметить, что частный сервитут, само собой, устанавливается гораздо проще, нежели публичный. В большей степени это связано с целями установления публичного сервитута и количества лиц, участвующих в его установлении. Важно отметить, что как частный, так и публичный сервитут подлежат обязательной государственной регистрации.
Частный сервитут регулируется множеством норм права, как отрасли гражданского, так и земельного и рядом других. Из этого и вытекают особенности данного института. Как уже говорилось ранее, частный сервитут возникает на основании договора и поэтому имеет особенности, связанные с договорным правом. Возможность устанавливать сервитут в договорном порядке также пришла к нам из Римского права, где существовали неформальные договоры, на основании которых устанавливался сервитут на провинциальные земли6. В современном законодательстве на основании п.3 ст. 274 ГК РФ одним из оснований возникновения частного сервитута является договор, который должен быть оформлен в соответствии с гражданским кодексом. В том, что сервитутодателем может выступать собственник участка, или недвижимости, находящейся на нём разногласий нет, однако, споры возникают по поводу того, может ли выступать в качестве сервитутодателя лицо, которое не является непосредственным собственником, но обладает земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования. Если исходить из прямого толкования существующих норм, то только лицо, обладающее на праве собственности земельным участком может быть сервитутодателем, но ряд ученных, в их числе А.В. Калиничев, считают, что данные лица могут быть участниками договора в качестве сервитутодателей, однако им понадобится согласие собственника.
Также часто обсуждаемым вопросом является вопрос о том, может ли арендатор, обременяемого участка являться сервитутодателем. В данном случае, если проанализировать арбитражную практику, то следует вывод о том, что арендатор не может выступать сервитутотдателем, хотя и были прецеденты, когда арендатор считался надлежащим ответчиком в деле об установлении сервитута, по мнению судей. В данном случает следует отметить, что судебная практика неоднозначна и четкого ответа на этот вопрос нет. На практике может встретиться такая ситуация, когда два соседних участка имеют разных арендаторов, а принадлежат на праве собственности одному лицу, государству, например. Что же делать в данной ситуации? Изучив точки зрения различных юристов можно сделать вывод о том, что заключить договор об установлении сервитута в данной ситуации невозможно, поэтому арендаторы вправе требовать установление сервитута на срок аренды. Это вполне логично, так как в случае окончания аренды и её не продления необходимость в сервитуте отпадет.
Вышеперечисленные вопросы были разрешены законодательством в июне 2014 года, когда вышел Федеральный Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.» Изменения коснулись ст. 274 ГК РФ и множества статей ЗК РФ. В том числе была введена статья 39.24 ЗК РФ, которая устанавливала полный перечень лиц, имеющих право заключать соглашение об установлении сервитута для участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данным правом обладают:
1. Землепользователи;
2. Землевладельцы;
3. Арендаторы7.
Другой стороной по договору – сервитуарием - на основании ч. 4 ст. 274 ГК РФ может быть не только собственник, но и лицо, которому земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. В случае если возникла необходимость использования объекта недвижимости, в частности, здания, сооружения, расположенного на чужом земельном участке, сервитуарием может выступать не только собственник такого объекта недвижимости, но и лицо, в хозяйственном ведении или оперативном управлении, которого они находятся, иными словами, государственные или муниципальные предприятия, или учреждения.
Определенные вопросы возникают по поводу формы договора об установлении сервитута. В действующем законодательстве никаких специальных норм, посвященных этой проблеме, нет, что вызывает дискуссии в научных кругах. Как считают некоторые авторы, договор об установлении сервитута должен заключаться в простой письменной форме, что обусловлено тем, что сделка, которой устанавливается сервитут, подлежит государственной регистрации, так же, как и сам сервитут. Требование заключения договора в письменной форме более чем логично и обосновано. Несоблюдение простой письменной формы договора в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания, но не лишает их права представлять письменные и другие доказательства. Кроме того, как указывалось выше, отсутствие письменного договора не позволяет зарегистрировать сервитут как вещное право и обременение. Некоторые российские ученые настаивают на установлении требования об обязательной нотариальной форме договора о сервитуте, мотивируя это тем, что подобная форма позволит гражданам более эффективно защищать свои права и законные интересы в сфере использования соседних земельных участков, что, в свою очередь, позволит распространить практику законного использования сервитутов. Однако введение обязательного нотариального заверения договора очень сильно усложнит и замедлит саму процедуру заключения и регистрации договора об установлении сервитута. С вопросом о государственной регистрации сервитута теснейшим образом связан вопрос об определении момента, с которого сервитутный договор вступает в силу. Данный вопрос имеет весьма важное практическое значение, поскольку именно с момента вступления договора в силу у сторон возникают взаимные права и обязанности. Существуют разные мнения о том, с какого момента договор о сервитуте вступает в силу, однако будем придерживаться следующего - сервитутный договор вступает в силу именно с момента его заключения (подписания сторонами), а не с момента государственной регистрации права или договора (которая является обязательной). Однако само право сервитута возникает с момента его государственной регистрации.
Согласно статье 39.37 ЗК РФ публичный сервитут также может устанавливаться и для:
1. Размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;
2. Складирования строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
3. Устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
4. Размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
5. Проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, перечисленных в первом пункте.
Для установления публичного сервитута издается нормативный акт федерального, регионального или муниципального значения, который содержит в себе цели установления сервитута, порядок пользования данным сервитутом, срок, на который устанавливается сервитут. При потенциально возможных убытках собственника, обременяемого публичным сервитутом в акте должен быть закреплен порядок возмещения этих убытков. Сам акт может быть издан только на основе проведения публичных слушаний, на которые приглашаются заинтересованные лица и обосновывают там свои требования. Если инициатором установления публичного сервитута являются заинтересованные лица, которые должны предоставить в соответствующий орган заявление, на основании которого будет принято решение о проведении слушаний для последующего установления публичного сервитута. Такое заявление может быть составлено как одним лицом, которое представляет интересы всей группы заинтересованных лиц, либо данное заявление может носить коллективный характер. В тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута. Вместе с заявлением заинтересованное лицо должно предоставить кадастровый паспорт обременяемого участка, выписку из кадастрового плана именно той местности, где находится сам участок. Также необходимо обосновать цели установления публичного сервитута и доказать невозможность достичь этих целей иными способами. Помимо этого, необходимо предоставить расчет приблизительной стоимости сервитута и размеров финансового обременения для собственника земельного участка. Законодательство требует предоставления документов, подтверждающих факт проведения публичных слушаний, а также протоколов таких слушаний. Весь перечисленный перечень должен подаваться в уполномоченный орган вместе с заявлением об установлении публичного сервитута. Если инициатором является само государство, в лице уполномоченных органов, тогда процесс установления публичного сервитута немного упрощается. Уполномоченный орган должен обосновать цели установления сервитута, согласно требованиями закона. Также ему необходимо составить документ по всей информации о публичных слушаниях, содержащей подробное описание возникших вопросов и предложенными вариантами их решения. И, наконец, итоговый нормативный правовой акт. В данной процедуре важным этапом являются публичные слушания. Уполномоченные органы должны принять решение о проведении публичных слушаний и направить информацию о их проведении заинтересованным сторонам. Проведение публичных слушаний направлено на то, чтобы все заинтересованные лица могли выразить свое мнение по поводу установления публичного сервитута и было принято оптимальное решение, которое бы устроило большинство. Участниками публичных слушаний могут быть местные жители, представители различных компаний и фирм, работающих на обременяемой территории, собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования, а также представители государства. Во время слушаний выслушиваются различные предложения заинтересованных лиц, если такие имеются, рассматриваются важные вопросы по поводу установления сервитута, а по итогу проводится голосование, результаты и процедура которого заносятся в итоговый протокол публичных слушаний5. Последний этап установления публичного сервитута – его государственная регистрация. Перечень документов, требуемых для регистрации неограничен, но есть основные:
1. Заявление о государственной регистрации публичного сервитута от уполномоченного органа;
2. Квитанции или иные документы, подтверждающие оплату государственной пошлины;
3. Документ, который подтверждает полномочия представителя органа власти;
4. Нормативно – правовой акт, изданный органом государственной власти, об установки сервитута;
5. Выписка из ЕГРН и кадастровый план на участок, а в случае обременения части участка необходимы специальные отметки на эту часть;
6. Данные собственника земельного участка (паспорт и т.д.) и документы, подтверждающие его право собственности;
7. Протокол публичных слушаний.
При необходимости Росреестр может затребовать дополнительные документы по своему усмотрению.
Если говорить о сроках установления публичного сервитута, стоит сказать, что это достаточно долгосрочная процедура. Уполномоченный орган имеет право рассмотреть заявление, поступившее от заинтересованных лиц в течении 30 суток. Общественные публичные слушания также должны быть организованные в течении месяца. Если кадастрового плана нет и межевые работы не проводились, то это может вызвать дополнительную задержку времени до 1 месяца. А сама регистрация может длится до 14 дней. Помимо всего этого могут возникать другие осложнения и задержки, поэтому установления сервитута может затянуться и до полугода.
Подводя итог процедуре установления сервитута, стоит отметить, что частный сервитут, само собой, устанавливается гораздо проще, нежели публичный. В большей степени это связано с целями установления публичного сервитута и количества лиц, участвующих в его установлении. Важно отметить, что как частный, так и публичный сервитут подлежат обязательной государственной регистрации.
Глава II. Особенности частно – правового сервитута. Отличия частного от публичного сервитута. Проблемы в установлении сервитута.
II.I Особенности частного сервитута
Частный сервитут регулируется множеством норм права, как отрасли гражданского, так и земельного и рядом других. Из этого и вытекают особенности данного института. Как уже говорилось ранее, частный сервитут возникает на основании договора и поэтому имеет особенности, связанные с договорным правом. Возможность устанавливать сервитут в договорном порядке также пришла к нам из Римского права, где существовали неформальные договоры, на основании которых устанавливался сервитут на провинциальные земли6. В современном законодательстве на основании п.3 ст. 274 ГК РФ одним из оснований возникновения частного сервитута является договор, который должен быть оформлен в соответствии с гражданским кодексом. В том, что сервитутодателем может выступать собственник участка, или недвижимости, находящейся на нём разногласий нет, однако, споры возникают по поводу того, может ли выступать в качестве сервитутодателя лицо, которое не является непосредственным собственником, но обладает земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования. Если исходить из прямого толкования существующих норм, то только лицо, обладающее на праве собственности земельным участком может быть сервитутодателем, но ряд ученных, в их числе А.В. Калиничев, считают, что данные лица могут быть участниками договора в качестве сервитутодателей, однако им понадобится согласие собственника.
Также часто обсуждаемым вопросом является вопрос о том, может ли арендатор, обременяемого участка являться сервитутодателем. В данном случае, если проанализировать арбитражную практику, то следует вывод о том, что арендатор не может выступать сервитутотдателем, хотя и были прецеденты, когда арендатор считался надлежащим ответчиком в деле об установлении сервитута, по мнению судей. В данном случает следует отметить, что судебная практика неоднозначна и четкого ответа на этот вопрос нет. На практике может встретиться такая ситуация, когда два соседних участка имеют разных арендаторов, а принадлежат на праве собственности одному лицу, государству, например. Что же делать в данной ситуации? Изучив точки зрения различных юристов можно сделать вывод о том, что заключить договор об установлении сервитута в данной ситуации невозможно, поэтому арендаторы вправе требовать установление сервитута на срок аренды. Это вполне логично, так как в случае окончания аренды и её не продления необходимость в сервитуте отпадет.
Вышеперечисленные вопросы были разрешены законодательством в июне 2014 года, когда вышел Федеральный Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.» Изменения коснулись ст. 274 ГК РФ и множества статей ЗК РФ. В том числе была введена статья 39.24 ЗК РФ, которая устанавливала полный перечень лиц, имеющих право заключать соглашение об установлении сервитута для участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данным правом обладают:
1. Землепользователи;
2. Землевладельцы;
3. Арендаторы7.
Другой стороной по договору – сервитуарием - на основании ч. 4 ст. 274 ГК РФ может быть не только собственник, но и лицо, которому земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. В случае если возникла необходимость использования объекта недвижимости, в частности, здания, сооружения, расположенного на чужом земельном участке, сервитуарием может выступать не только собственник такого объекта недвижимости, но и лицо, в хозяйственном ведении или оперативном управлении, которого они находятся, иными словами, государственные или муниципальные предприятия, или учреждения.
Определенные вопросы возникают по поводу формы договора об установлении сервитута. В действующем законодательстве никаких специальных норм, посвященных этой проблеме, нет, что вызывает дискуссии в научных кругах. Как считают некоторые авторы, договор об установлении сервитута должен заключаться в простой письменной форме, что обусловлено тем, что сделка, которой устанавливается сервитут, подлежит государственной регистрации, так же, как и сам сервитут. Требование заключения договора в письменной форме более чем логично и обосновано. Несоблюдение простой письменной формы договора в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания, но не лишает их права представлять письменные и другие доказательства. Кроме того, как указывалось выше, отсутствие письменного договора не позволяет зарегистрировать сервитут как вещное право и обременение. Некоторые российские ученые настаивают на установлении требования об обязательной нотариальной форме договора о сервитуте, мотивируя это тем, что подобная форма позволит гражданам более эффективно защищать свои права и законные интересы в сфере использования соседних земельных участков, что, в свою очередь, позволит распространить практику законного использования сервитутов. Однако введение обязательного нотариального заверения договора очень сильно усложнит и замедлит саму процедуру заключения и регистрации договора об установлении сервитута. С вопросом о государственной регистрации сервитута теснейшим образом связан вопрос об определении момента, с которого сервитутный договор вступает в силу. Данный вопрос имеет весьма важное практическое значение, поскольку именно с момента вступления договора в силу у сторон возникают взаимные права и обязанности. Существуют разные мнения о том, с какого момента договор о сервитуте вступает в силу, однако будем придерживаться следующего - сервитутный договор вступает в силу именно с момента его заключения (подписания сторонами), а не с момента государственной регистрации права или договора (которая является обязательной). Однако само право сервитута возникает с момента его государственной регистрации.