Файл: Вопросы для подготовки к государственному экзамену Оцениваемые компетенции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы: 1. субъективный - использует данные о знаниях, опыте. ( мозговой штурм, метод экспертных оценок, «Дельфи»)
2. объективный — использует статистические данные, математический анализ.
3. комплексный — объединяет методы и полученные данные первых двух.
4. информационный — использует данные, полученные при анализе кадрового обеспечения и оценке службы управления персоналом.
41. Характеристика SWOT-анализа как инструмента оценки эффективности управления.
Свот-анализ — это действенный инструмент стратегического менеджмента. Цель SWOT-анализа — выработка стратегии управления, направленной на развитие компании и предупреждение рисков.
S – (сильные стороны), | W — (слабые стороны), |
Удобное расположение, конкурентные цены, высокий уровень квалификации персонала | Высокая текучесть кадров, устаревшее оборудование, низкое качество продукции |
O —(возможности) | T —(угрозы) |
Выход на новые целевые сегменты, обновление оборудования, выход на новый рынок | Санкции, кризис, инфляция, изменение курса |
42. Порядок реализации стратегических решений в организации.
- Выявление и анализ проблемной ситуации
- установление причин возникновения проблемы
- определение критериев выбора решения
- Разработка альтернативных вариантов решений
- Выбор наилучшего варианта решения
- согласование решения
- организация выполнения решения
- контроль и оценка результатов
43. Стратегическое управление организацией, его эффективность и ключевые факторы успеха.
Стратегическое управление организацией — это управленческие решения и мероприятия, объединённые общей долгосрочной целью – ростом и развитием компании.
Эффективное стратегическое управление орг-ей – это совокупность приемов, используемых главными звеньями компании в ходе руководства компании. Основным показателем эффективности стратегического управления организацией всегда выступает ее развитие и степень достижения поставленных целей, а залогом всякого эффективного бизнеса считается стратегия.
Ключевые факторы успеха – это характерные для данной отрасли факторы, приносящие ей преимущества. КФУ могут быть следующими.
-
Факторы, основанные на научно-техническом превосходстве (хорошая исследовательская и экспериментальная база, способность быстрой разработки нововведений и др.). -
Факторы, основанные на маркетинге (наличие квалифицированного персонала, хорошая распределительная сеть, низкие затраты на распределение товаров и др.). -
Факторы, связанные с хорошим менеджментом (эффективная система управления, хорошо подобранная команда руководителей, надёжные информационные системы и др.).
44. Характеристика фактора «привлекательность отрасли».
«привлекательность отрасли» - набор составляющих: размер рынка, степень влияния инфляции, уровень прибыльности, темпы роста рынка, распространенность рынка в мире (Виханский). В привлекательной отрасли существует перспектива получения прибыли, уровень которой будет выше, чем в среднем по другим отраслям (Томпсон). Привлекательность отрасли определяется через ряд специфических для нее показателей, среди которых можно выделить прибыльность отрасли, темпы роста рынка, внутрифирменные различия.
Если делается вывод, что данная отрасль является привлекательной, обычно берется на вооружение агрессивная стратегия роста и развития, предполагающая увеличение усилий на развитие продаж, осуществление инветиций. Если отрасль и условия конкуренции в ней непривлекательны, то наиболее успешно действующие фирмы будут проявлять осторожность при инвестировании. При определении привлекательности отрасли важными являются следующие факторы: Потенциал роста отрасли, влияние на данную отрасль основных движущих сил, Стабильность спроса, воздействия сил конкуренции, Степень риска. Методы оценки: свот-анализ, анализ 5 конкурентных сил, матрица МакКинси.
45. Стратегический потенциал организации и особенности его реализации.
Стратегический потенциал организации – это совокупность ресурсов (фин., мат, инфо, кадровых), которыми располагает предприятие для достижения поставленных стратегических целей. Стратегический потенциал формируют только те ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегических решений. Кроме того, потенциал предприятия существенно зависит от условий, в которых протекает деятельность предприятия и подвержен постоянным изменениям. Анализ потенциала предприятия должен охватывать практически все сферы его деятельности: менеджмент предприятия, НИОКР, производство, маркетинг, финансы, кадры.
46. Характеристика пяти сил конкуренции по М. Портеру.
Пять сил Портера — это анализ пяти факторов, которые влияют на прибыль компании.
1. Давление поставщиков (поднятие цен, срыв сроков, плохое сырье)
2. Давление покупателей (шире выбор-жестче борьба)
3. Давление действующих конкурентов (внутренняя конкуренция).
4. Угроза появления новых конкурентов.
5. Товары-заменители (субституты) (кофе-чай, кино-театр)
Чем меньше давление сил Портера, тем больше у компании шансов получить высокую прибыль. И наоборот.
47. Барьеры вхождения новых фирм в отрасль, их основные виды и влияние на конкурентные позиции фирмы.
Барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные или экономические (емкость рынка; состояние инфраструктуры; уровень капитальных затрат.) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).
Появление новых конкурентов обостряет конкурентную борьбу и заставляет обороняться, в том числе за счет создания входных барьеров в отрасль. Уровень входного барьера определяется рядом факторов, среди которых наибольшее влияние на конкурентные преимущества оказывают: (Емкость рынка и ее динамика, Преимущественный тип производства в отрасли и связанный с ним уровень удельных затрат на производство и реализацию продукции, Степень дифференциации продукции, Доступность каналов распределения продукции, Потребность в дополнительных капитальных вложениях, Консерватизм существующей системы поставок, Уровень развития рыночной инфраструктуры, Криминогенное влияние на рынок (нелегальный бизнес).
48. Влияние товаров-субститутов на конкурентные позиции предприятия.
Во-первых, наличие доступных и конкурентоспособных по цене товаров-заменителей заставляет отраслевые компании устанавливать цены, позволяющие потребителю не переходить на заменяющие товары. Что способствует, в конечном итоге, компаниям сохранению своих рыночных позиций, но заодно и требует от них жесткой экономии в расходах.
Во-вторых, наличие заменителей дает возможность потребителям сравнивать качество и характеристики продукции, а не только ее цену.
В-третьих, еще один важный показатель конкурентной силы заменителей оценивает, сложно ли для потребителей переключиться на заменители и насколько это дорого для них.
Чем ниже цена товаров-заменителей, выше их качество и оформление, ниже затраты потребителей на переключение, тем сильнее они влияют на конкуренцию в отрасли.
49. Стратегический менеджмент, его основные функции и принципы.
В современном понимании стратегический менеджмент – это комплекс стратегических решений, определяющих долгосрочное развитие организации и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменения внешней среды, которое может повлечь за собой необходимость стратегического манёвра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
В качестве основных принципов организации стратегического менеджмента выделяют: единство направления; научность; выделение доминанты развития; экономичность и эффективность; подчиненность личных интересов общим; оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией; мотивация персонала; разделение труда; корпоративность.
Выделяют пять функций стратегического управления предприятием: планирование стратегии, организация реализации стратегии, координация реализации стратегии, мотивация на достижение запланированных стратегических результатов, контроль за выполнением стратегии.
Планирование имеет такие подфункции, как составление прогноза, определение стратегии и бюджетирование. Составление прогноза предшествует определению стратегических планов. Цель – предвидение перспектив развития и оценка риска. По итогам анализа руководство предприятия определяет перспективы дальнейшего развития, а также разрабатывает стратегию. Бюджетирование представляет собой стоимостную оценку всей программы распределения ресурсов.
Организация предполагает создание будущего потенциала предприятия, согласование системы управления и структуры с выбранной стратегией, а также формирование корпоративной и организационной культуры.
Координация заключается в согласовании стратегических решений различного уровня и последовательного объединения стратегий и целей подразделений предприятия на более высоких управленческих уровнях.
Мотивация на достижение запланированных результатов связана с определением системы стимулов, которые бы побуждали сотрудников к достижению поставленных целей.
Контроль – это непрерывное наблюдение за процессом реализации. Контроль призван заранее определять предстоящие опасности, выявлять отклонения от принятой стратегии и текущие ошибки.
50. Последовательность управленческих решений в стратегическом менеджменте.
Диагностика проблемы. Это поиск проблем в работе или постановка цели и сбор полной и достоверной информации о проблеме.
Разработка вариантов. На этом этапе предлагают разные сценарии действий. Бывает и такое, что находят один вариант, но это случается редко.
Оценка вариантов. На этом этапе сценарии сравнивают по затратам и потенциальному эффекту. И выбирают лучший — тот, что позволит достичь цели с меньшими затратами.
Реализация. На заключительном этапе реализуют выбранный сценарий и оценивают его эффективность.
51. Сравнительная характеристика функций планирования и принятия решений в стратегическом менеджменте
Планирование - это процесс разработки планов и стратегий для достижения целей организации. Оно включает в себя определение долгосрочных целей, установление приоритетов, разработку планов действий и контроль за их выполнением. Планирование помогает организации определить, какие ресурсы ей необходимы для достижения своих целей и какие шаги нужно предпринять для этого.
Принятие решений - это процесс выбора наилучшего варианта действий из нескольких возможных. Оно включает в себя анализ информации, оценку альтернатив и выбор наиболее подходящего варианта. Принятие решений помогает организации принимать обоснованные решения и достигать поставленных целей.
Планирование позволяет организации определить долгосрочные цели и разработать планы действий для их достижения. Принятие решений позволяет организации выбирать наилучший вариант действий из нескольких возможных и принимать обоснованные решения.
52. Стратегия управления человеческими ресурсами, основные подходы к формированию стратегии.
Стратегия УЧР – комплекс организационных и экономических методов, принципов и способов, направленных на формирование эффективного трудового коллектива, раскрытие полного творческого потенциала сотрудников с целью обеспечения роста производительности и качества выполняемой работы, направленной на достижение целей организации.
Целью управления человеческими ресурсами выступает такое обеспечение использования человеческого капитала, что работодатель способен получить максимальную пользу от всех умений и навыков персонала, а сами работники в свою очередь максимально возможное удовлетворение от реализации своей трудовой деятельность, как материальное, так и психологическое.