Файл: Рабочая программа предметная область Естественно научные предметы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


31




Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических)

на уровне оперирования следующими интеллекту- альными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематиза- ция

Динамика. Законы механики Ньютона (10 ч) Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона.

Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь меж- ду силой и ускорением. Второй закон Ньютона.

Масса. Третий закон Ньютона. Понятие о системе единиц. Основные задачи механики. Состояние системы тел в механике. Принцип относительно- сти в механике.

Контрольная работа по теме

«Динамика материальной точки»

  • Измерять массу тела;

  • измерять силы взаимодействия тел;

  • различать принципы измерения различных физических величин;

  • вычислять значение сил по известным значени- ям масс, взаимодействующих тел и их ускорений (а также уметь решать и обратную задачу);

  • проверять экспериментально результаты теоре- тических расчетов сил, ускорений, масс;

  • умение выделять аналогии (например, между фразами: «Цель оправдывает средства» и «Все

в этом мире относительно»);

  • работать с различной информацией (например, подготовка видеоколлекции «Неинерциальные системы отсчета», докладов);

  • теоретически моделировать и проверять экспе- риментально модель (например, доказать суще- ствование инерциальных систем отсчета);





применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических)

на уровне оперирования следующими интеллекту- альными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематиза- ция

Силы в механике (10 ч)

Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Равенство инертной и гравитационной масс. Первая космическая скорость. Деформация и сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесо- мость и перегрузки. Сила трения. Природа и виды сил трения. Сила сопротивления при движении тел в вязкой среде.

Контрольная работа по теме

«Движение тел под действием нескольких сил»

  • Применять закон всемирного тяготения при рас- четах сил и ускорений взаимодействующих тел;

  • осознавать и развивать определенные личност- ные качества и способности с целью будущего профессионального самоопределения (например, при изучении, исследовании профессий людей, работающих в Центре управления полетами (ЦУП));

  • систематизировать информацию в предметном и межпредметном контекстах (например, при под- готовке презентации «Сколько сил существует

в природе?»);

  • моделировать (например, при выяснении усло- вий применения закона всемирного тяготения для описания взаимодействия между людьми);

  • формулировать задачи и средства их решения (например, при выполнении проекта «Как «при- землить» какой-либо объект на астероид?»);

  • выстраивать письменную коммуникацию (на- пример, при написании критической статьи «Вес или масса?»);



33



34
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




  • систематизировать информацию в предметном и метапредметном контекстах (например, при выявлении общего в механизмах возникновения трения в физике и человеческих взаимоотноше- ниях);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических)

на уровне оперирования следующими интеллекту- альными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематиза- ция

Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции (4 ч)

Неинерциальные системы отсчета, движущиеся прямолинейно с постоянным ускорением. Вращаю- щиеся системы отсчета. Центробежная сила.

Контрольная работа по теме

«Неинерциальные системы отсчета»

  • Различать неинерциальные системы отсчета;

  • объяснять природу сил инерции;

  • пользоваться цифровой техникой и компьютер- ными программами обработки цифровой информа- ции (например, при подготовке видеорепортажа

«Неинерциальные системы отсчета в моей жизни»);

  • обобщать и систематизировать информацию (на- пример, при подготовке доклада «Силы инерции: техника и природа»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация

Законы сохранения в механике (10 ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивная сила. Уравнение Мещерского. Реактивный двига- тель. Успехи в освоении космического простран- ства. Работа силы. Мощность. Кинетическая энер- гия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Столкновение упругих шаров. Уменьшение механической энергии под действием сил трения.

Контрольные работы по темам

«Закон сохранения импульса»;

«Механическая работа, мощность, энергия»;

«Закон сохранения механической энергии»

  • Измерять и вычислять импульс тела;

  • применять закон сохранения импульса для вы- числения изменений скоростей тел при их взаимо- действии;

  • измерять и вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела;

  • вычислять потенциальную энергию тел в грави- тационном поле;

  • определять потенциальную энергию упругоде- формированного тела;

  • применять закон сохранения механической энергии для замкнутой системы взаимодействую- щих тел;

  • анализировать баланс энергий в системе тел, между которыми действует сила трения;

  • обобщать и систематизировать информацию по теме (например, при подготовке схемы «Закон со- хранения импульса»);

  • оценивать достижения России и других стран (например, при подготовке доклада «Освоение кос- мического пространства: успехи, неудачи, прогно- зы» виде ретроспективного сравнительного ана- лиза России и западных стран));

  • проводить терминологический анализ (напри- мер, при выявлении общего между следующими понятиями «консервы» и «консервативные силы»);

  • выстраивать устную и письменную коммуника- ции (например, при написании и презентации эссе

«Энергия: есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть»);



35




Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических)

на уровне оперирования следующими интеллекту- альными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематиза- ция

Движение твердых и деформируемых тел (4 ч) Абсолютно твердое тело и виды его движения. Центр масс твердого тела. Теорема о движении центра масс. Основное уравнение динамики враща- тельного движения твердого тела. Закон сохране- ния момента импульса

  • Применять закон сохранения момента импульса;

  • доказывать, опираясь на эксперимент/теорию (например, при доказательстве модельных пред- ставлений об абсолютно твердом теле);

  • выделять аналогии (например, при сравнении вращательного и поступательного твердого тела);

  • находить проявления законов динамики враща- тельного движения тела в метапредметном контек- сте (например, при просмотре видеорепортажа

с соревнований по фигурному катанию)

Статика (4 ч)

Условия равновесия твердого тела. Момент силы. Центр тяжести. Виды равновесия.

Контрольная работа по теме

«Статика»

  • Систематизировать информацию (например, при подготовке доклада «Равновесие в живой и нежи- вой природе»);

  • применять физические принципы в предметном, межпредметном и метапредметном контекстах (на- пример, при аргументации применимости принци- па минимума потенциальной энергии при описании поведения людей, при подготовке фотоальбома

«Равновесие в моей жизни»);





применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация

Механика деформируемых тел (4 ч)

Виды деформаций твердых тел. Механические свойства твердых тел. Пластичность

и хрупкость. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидродинамика. Лами- нарное и турбулентное течения. Уравнение Бернул- ли. Подъемная сила крыла самолета.

Контрольная работа по теме

«Механические свойства твердых тел. Закон Паскаля. Закон Архимеда».

Темы проектов

  1. Проведите историческую реконструкцию появ- ления новых моделей автомобилей

(дизайн — аэродинамические свойства, паровой двигатель — двигатель внутреннего сгорания).

  1. Сделайте действующий макет, демонстрирую- щий реактивное движение.

  2. Спроектируйте установку, позволяющую проде- монстрировать возникновение волн цунами.

  3. Спроектируйте качели, при движении которых возникают биения

  • Выделять особенности твердых тел, жидкостей и газов;

  • оперировать физическими величинами в пред- метном, межпредметном и метапредметном кон- текстах (например, при описании процесса проек- тирования различных архитектурных сооружений, жизнедеятельности человека);

  • генерировать идеи в области физического экспе- римента (например, доказать, что давление в жид- кости прямо пропорционально высоте столба жид- кости);

  • проводить терминологический анализ (напри- мер, выяснение смысла термина «парадокс», выяв- ление общего между ламинариями и ламинарным течением);

  • выявлять взаимосвязи между научными откры- тиями, развитием технологией и людьми, участву- ющими в этих процессах (например, при подготов- ке доклада «Развитие авиации в России и за рубе- жом: ученые, конструкторы, технологии»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация