Файл: Рабочая программа предметная область Естественно научные предметы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


37




Основное содержание

Основные виды учебной деятельности

Лабораторный практикум (12 ч)

  1. Измерение ускорения свободного падения с по- мощью математического маятника.

  2. Изучение второго закона Ньютона.

  3. Исследование модели движения тела, брошенного под углом к горизонту.

  4. Изучение закона сохранения импульса при со- ударении стальных шаров.

  5. Изучение закона сохранения механической энергии.

  6. Измерение КПД электродвигателя при поднятии груза

  • Измерять ускорение свободного падения с помо- щью математического маятника;

  • исследовать проявления второго закона Ньюто- на;

  • исследовать взаимосвязи между физическими величинами, описывающими движение тела, бро- шенного под углом к горизонту;

  • исследовать условия выполнения закона сохра- нения импульса при соударении упругих шаров;

  • измерять КПД электродвигателя при поднятии груза;

  • представлять результаты физических измере- ний в различных формах (таблицы, графики, диа- граммы и др.);

  • оценивать достоверность данных, полученных в физическом эксперименте

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (34 ч)

Развитие представлений о природе теплоты (2 ч) Физика и механика. Тепловые явления. Краткий очерк развития представлений

o природе тепловых явлений. Термодинамика и молекулярно-кинетическая теория

  • Демонстрировать понимание механической кар- тины мира (например, при подготовке обобщаю- щей и систематизирующей таблицы/схемы/рисун- ка «Механистическая картина мира: расцвет и крах»);

  • выстраивать письменную коммуникацию (на- пример, при написании эссе «Развитие представле- ний о природе тепловых явлений»)


Основы молекулярно-кинетической теории (5 ч) Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса молекул. Моль. Постоянная Авога- дро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твер- дых тел.

Контрольная работа по теме

«Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса и размеры молекул»

  • Выполнять эксперименты, обосновывающие молекулярно-кинетическую теорию;

  • понимать взаимосвязь между строением газо- образных, жидких, твердых тел и физическими параметрами, описывающими данные состояния;

  • оперировать физическими понятиями/процес- сами/явлениями в предметном, межпредметном и метапредметном контекстах (например, при на-

хождении в художественной литературе описания броуновского движения, при изучении влияния броуновского движения на работу различных изме- рительных приборов);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических)

на уровне оперирования следующими интеллекту- альными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематиза- ция

Температура. Газовые законы (6 ч)

Состояние макроскопических тел в термодинами- ке. Температура. Тепловое равновесие. Равновес- ные (обратимые) и неравновесные (необратимые) процессы. Газовые законы. Идеальный газ. Абсо- лютная температура. Уравнение состояния идеаль- ного газа. Газовый термометр. Применение газов в технике

  • Находить параметры вещества в газообразном состоянии на основании использования уравнения состояния идеального газа;

  • определять параметры вещества в газообразном состоянии и происходящие процессы по графикам зависимости p(T), V(T), p(V);

  • исследовать экспериментально зависимости

p(T), V(T), p(V);

  • обобщать и систематизировать информацию (на- пример, при подготовке презентаций «Температур-



39



40
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




ные шкалы: виды, особенности», «Применение газов в технике»);

вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и от- стаивать свою точку зрения (например, при подго- товке и участии в дискуссии «Д. И. Менделеев: химик или физик?»)

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (5 ч)

Системы с большим числом частиц и законы меха- ники. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинети- ческой теории. Температура мера средней кине- тической энергии. Распределение Максвелла.

Измерение скоростей молекул газа. Внутренняя энергия идеального газа.

Контрольная работа по теме

«Газовые законы. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа»

  • Решать задачи с применением основного уравне- ния молекулярно-кинетической теории;

  • объяснять с точки зрения статистической физи- ки смысл термодинамических параметров;

  • интерпретировать графическую информацию, описывающую распределение Максвелла;

  • пользоваться различными графическими сред- ствами обработки информации (например, при изо- бражении шкалы скоростей в живой и неживой природе);

  • оперировать терминами в предметном, межпред- метном и метапредметном контекстах (например,

«степень свободы», «функция состояния»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация


Законы термодинамики (5 ч)

Работа в термодинамике. Количество теплоты. Внутренняя энергия. Первый закон термодинами- ки. Теплоемкости газов при постоянном объеме

и постоянном давлении. Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Статистическое истолкование не- обратимости процессов в природе. Тепловые двига- тели. Максимальный КПД тепловых двигателей.

Контрольная работа по теме

«Основы термодинамики»

  • Измерять количество теплоты в процессах теплопередачи;

  • рассчитывать количество теплоты, необходимое для осуществления процесса с теплопередачей;

  • рассчитывать количество теплоты, необходимое для осуществления процесса перехода вещества из одной фазы в другую;

  • рассчитывать изменение внутренней энергии тел, работу и переданное/полученное количество теплоты с использованием первого закона термоди- намики;

  • рассчитывать работу, совершенную газом/над газом, по графику зависимости p(V);

  • вычислять работу газа, совершенную при изме- нении состояния по замкнутому циклу;

  • рассчитывать КПД тепловой машины;

  • объяснять принципы действия тепловых/холо- дильных машин;

  • обобщать и систематизировать знания (напри- мер, при согласовании невозможности создания вечного двигателя с медицинскими исследования- ми, направленными на увеличение продолжитель- ности жизни человека);

  • моделировать (например, нахождение условий, при которых реальные процессы можно считать адиабатными);

  • объяснять понятия в предметном и межпредмет- ном контекстах (например, «вероятность макро- скопического состояния» и «математическая веро- ятность»);


41



42

Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




  • проводить системно-информационный анализ (например, при подготовке аналитического докла- да «Тепловые двигатели, окружающая среда, здо- ровье человека»);

  • демонстрировать позитивное отношение к позна- вательным ценностям на примере физических от- крытий (например, при подготовке дискуссии, опи- раясь на отечественный и зарубежный опыт, «Ка- кие процессы являются в настоящее время более эффективными “от научных открытий к технологи- ям” или “от технологий к научным открытиям”?»);

  • выделять проблемы, задачи на основе систем- но-информационного анализа (например, при под- готовке презентации «Важнейшая техническая задача, решаемая в настоящее время в России»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация

Взаимные превращения жидкостей и газов (3 ч) Равновесие между жидкостью и газом. Насыщен- ные пары. Изотермы реального газа. Критическая температура. Критическое состояние. Кипение.

Сжижение газов. Влажность воздуха

  • Объяснять процессы взаимоперехода различных фаз;

  • измерять влажность воздуха;

  • объяснять, какие физические принципы поло- жены в основу различных устройств (например, подготовить доклад о биоклиматизаторе);