Файл: Рабочая программа предметная область Естественно научные предметы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • проводить домашние/школьные физические исследования (например, при поиске ответа на во- прос: «Можно ли в домашних условиях получить насыщенный пар?»);

  • выстраивать письменную коммуникацию (на- пример, при написании эссе «Как влажность возду- ха влияет на жизнедеятельность человека?»)

Поверхностное натяжение в жидкостях (3 ч) Молекулярная картина поверхностного слоя. По- верхностная энергия. Сила поверхностного натя- жения. Смачивание. Капиллярные явления

  • Объяснять процессы, происходящие в поверх- ностном слое жидкости;

  • доказывать прямую пропорциональную зависи- мость поверхностной энергии от площади поверх- ности жидкости;

  • находить аналогии и различия (например, «ме- ниск жидкости» и «мениск в анатомии»);

  • выстраивать устную коммуникацию (например, при подготовке доклада «Смачивание: значение

в промышленности, быту, природе»)

Твердые тела и их превращение в жидкости (3 ч) Кристаллические тела. Кристаллическая решетка. Аморфные тела. Жидкие кристаллы. Дефекты в кристаллах. Объяснение механических свойств твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории. Плавление и отвердевание. Изменение объ- ема тела при плавлении и отвердевании. Тройная точка

  • Объяснять кристаллическое строение твердого тела;

  • обобщать и систематизировать информацию о свойствах кристаллов в предметном, межпред-

метном и метапредметном контекстах (например, при выявлении общего и различного в следующих категориях: полиморфизм кристаллов, полимор- физм в биологии, полиморфизм компьютерных вирусов);

  • объяснять изменение объема тела при плавле- нии и отвердевании;



43



44
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




  • проводить системно-информационный анализ (например, при подготовке доклада «Дислокации: кристаллография, география, военное дело, меди- цина»);

  • анализировать влияние процессов плавления льда и кристаллизации воды на окружающую среду;

  • оценивать вклад российских ученых в развитие физической науки (например, при подготовке до- клада «Перспективные направления и исследова- ния структуры твердого тела (на материале отече- ственных и зарубежных источников)»)

Тепловое расширение твердых и жидких тел (2 ч) Тепловое расширение тел. Тепловое линейное рас- ширение. Тепловое объемное расширение. Учет и использование теплового расширения тел в технике.

Темы проектов

  1. Представьте фотоматериалы, доказывающие основные положения МКТ в живой и неживой при- роде.

  2. Сконструируйте волосной гигрометр. Определите оптимальные условия его функционирования.

  3. Оцените давление под искривленной поверхно- стью жидкости (растительное масло оливковое, подсолнечное).

  4. Оцените механическое напряжение, возникаю- щее в ножках стула, на котором вы сидите

  • Объяснять механизмы теплового линейного и объемного расширения тел;

  • доказывать экспериментально зависимость объ- ема твердых тел от температуры;

  • анализировать влияние явления теплового рас- ширения тел на различные сферы (например, при подготовке доклада «Тепловое расширение тел: учет и использование в технике»);

  • формулировать цель исследования, выдвигать гипотезы, находить средства доказательства/ опровержения их (например, при поиске ответа на вопрос: «Свойственно ли человеку тепловое расши- рение?»)


Лабораторный практикум (8 ч)

  1. Опытная проверка закона Гей—Люссака.

  2. Определение процентного содержания влаги в мокром снеге.

  3. Изучение распределения молекул идеального газа по скоростям (компьютерное моделирование).

  4. Изучение идеальной тепловой машины Карно (компьютерное моделирование).

  5. Изучение теплового взаимодействия (компью- терное моделирование).

  6. Измерение модуля упругости (модуля Юнга) резины.

  7. Измерение температурного коэффициента ли- нейного расширения твердых тел.

  8. Определение коэффициента поверхностного на- тяжения жидкости

  • Доказывать выполнение закона Гей-Люссака;

  • находить процентное содержание влаги в мо- кром снеге;

  • исследовать «форму» распределения молекул идеального газа по скоростям;

  • исследовать свойства идеальной тепловой ма- шины;

  • исследовать механизм теплового взаимодей- ствия;

  • рассчитывать модуль Юнга резины, опираясь на экспериментальные данные;

  • измерять температурный коэффициент линей- ного расширения твердых тел;

  • определять коэффициент поверхностного натя- жения жидкости;

  • представлять результаты физических измере- ний в различных формах (таблицы, графики, диа- граммы и др.);

  • оценивать достоверность данных, полученных в физическом эксперименте

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (34 ч)

Введение (2 ч)

Роль электромагнитных сил в природе и технике. Электрический заряд и элементарные частицы

— Оперировать информацией/знаниями в предмет- ном, межпредметном и метапредметном контек- стах (например, представить в виде схемы/рисунка взаимосвязь понятий, имеющих отношение к по- нятию «электромагнитное поле»; определить собы- тие в истории России, сравнимое с открытием Мак- свеллом законов электродинамики);



45



46
Продолжение табл.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




— экспериментально доказывать, что электриче- ский заряд определяет интенсивность электромаг- нитных взаимодействий

Электростатика (16 ч)

Электризация тел. Закон Кулона. Единицы элек- трического заряда. Взаимодействие неподвижных электрических зарядов внутри однородного ди- электрика. Оценка предела прочности и модуля Юнга ионных кристаллов.

Близкодействие и действие на расстоянии. Элек- трическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Линии напря- женности электрического поля. Теорема Гаусса.

Поле заряженной плоскости, сферы и шара. Прово- дники в электростатическом поле. Диэлектрики

в электростатическом поле. Поляризация диэлек- триков.

Потенциальность электростатического поля. По- тенциальная энергия заряда в однородном электри- ческом поле. Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

Связь между напряженностью электростатическо- го поля и разностью потенциалов. Эквипотенци- альные поверхности. Измерение разности потенци алов. Экспериментальное определение элементар- ного электрического заряда.

  • Объяснять механизм электризации тел;

  • использовать цифровую технику при проведе- нии физических экспериментов (например, пред- ставить в виде фотоотчета способы электризации тел, апробированные в домашних/школьных усло- виях);

  • записывать закон Кулона в векторном виде;

  • вычислять силы взаимодействия точечных заря- дов;

  • вычислять напряженность электростатического поля одного/нескольких точечных электрических зарядов;

  • вычислять потенциал электростатического поля одного/нескольких точечных электрических заря- дов;

  • измерять разность потенциалов;

  • измерять энергию электрического поля заря- женного конденсатора;

  • вычислять энергию электрического поля заря- женного конденсатора;

  • соблюдать требования техники безопасности при работе с электрическими приборами;

  • владеть способами оказания первой помощи при травмах, связанных с электрическим лаборатор-


Электрическая емкость. Конденсаторы. Емкость плоского конденсатора. Различные типы конденса- торов. Соединения конденсаторов. Энергия заря- женных конденсаторов и проводников. Примене- ния конденсаторов.

Контрольная работа по теме

«Электростатика»

ным оборудованием и бытовыми электрическими устройствами;

  • генерировать идеи (например, предложите спо- соб(ы), как сделать силовые линии электрического поля «видимыми»);

  • объяснять смысл методологических терминов (например, почему теорема Гаусса является теоре- мой, а не формулой или законом);

  • проводить теоретическое исследование (напри- мер, «Что связывает термины «тело» и «телесный угол», «стерадиан» и «стереометрия»?»);

  • классифицировать объекты (например, какой(ие) признак(и) положен(ы) в основу классификации диэлектриков на полярные и неполярные, суще- ствуют ли другие классификации диэлектриков, построенные на иных признаках);

  • выстраивать свою образовательную траекторию при освоении определенного блока физической ин- формации (например, просмотрев фильм «Сегнетоэ- лектрики и пьезоэлектрики» (http://tube.sfu-kras. ru/video/232), выпишите новые (неизвестные) по- нятия, в каких разделах физики вы с ними позна- комитесь, какими новыми сюжетами следует до- полнить данный фильм, учитывая дату его съем-

ки — 1985 г.);

  • доказывать факты/утверждения в межпредмет- ном контексте (например, приведите доказатель- ства «объяснительной силы» физических методов исследования в ряде областей биологии в хроноло- гическом аспекте);


47



48
.

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности




  • проводить системно-информационный анализ (например, подготовьте историко-технический об- зор «Эволюция технологии производства диэлек- трических материалов для конденсаторов», данный обзор должен содержать информацию о том, как развитие технологии производства диэлектриче- ских материалов повлияло на изменение техниче- ских характеристик конденсаторов);

  • организовывать свою деятельность (например, при выполнении проекта «Электроемкость человека»);

  • применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуаль- ными операциями: понимание, применение, ана- лиз, синтез, оценка, обобщение, систематизация

Постоянный электрический ток (16 ч) Электрический ток. Плотность тока. Сила тока. Электрическое поле проводника с током. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Работа и мощ- ность тока. Закон Джоуля—Ленца. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соедине- ния проводников. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления. Электродвижущая- сила. Гальванические элементы. Аккумуляторы.

  • Измерять силу тока, напряжение, мощность электрического тока;

  • измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока;

  • выполнять расчеты силы тока и напряжений на участках электрической цепи;

  • анализировать цепи постоянного тока, содержа- щие источник ЭДС;

  • вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и от- стаивать свою точку зрения (например, при подго-