Файл: Методические рекомендации по разработке и проведению экологических экскурсий учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30
отражало продолжительность осмотра. Для этого используют два классификационных признака: степень организации объекта для показа и место положения экскурсантов по отношению к объек- ту осмотра.
По степени организации объекты подразделяются на специаль- но организованные для показа и неорганизованные. Организован-
ные объекты требуют больше времени осмотра, так как они явля- ются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизо-
ванные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.
Кроме названных общих правил и способов отбора экскурси- онных объектов экологических экскурсий необходимо использо- вать и специальные правила, которые диктуются спецификой при- родных объектов, например, сезонность природных процессов и явлений, локальность их размещения на территории и т. п.
По месту положения экскурсантов по отношению к объекту
осмотраобъекты подразделяются на интерьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта). Сум- марное время осмотра экстерьерных объектов в экскурсиях всег- да больше времени осмотра интерьерных объектов (за исключе- нием музеев).
Еще одним важным признаком отбора экскурсионных объек- тов выступает их информационная сущность, определяющаязна- чимость экскурсионного объекта. Она передается уникальностью, типичностью данного экскурсионного объекта среди объектов данного вида, познавательным и воспитательным значением, ат- трактивностью (внешней привлекательностью).
Проведение комплексной оценки экскурсионных объектов предполагает пошаговое выполнение следующих этапов оценки:
1-й шаг — выделение и группировку признаков, по которым ведется оценка;
2-й шаг — определение интенсивности признака;
3-й шаг — разработку критериев оценки и оценочных шкал;
4-й шаг — проведение балльной оценки по каждому единич- ному признаку;
5-й шаг — проведение комплексной балльной оценки по всем признакам;
6-й шаг — ранжирование и категоризацию экскурсионных объектов с установлением их приоритета.

31
В качестве критериев оценки могут использоваться различные признаки и свойства объектов. Однако в отечественной практике при оценке экскурсионных объектов специалисты пользуются пе- речнем критериев, разработанным И. И. Пирожником (1985).
К ним относятся познавательная ценность, известность, экзотич- ность, масштабность, фон, акустическая среда, комфортность се- зонов.
При отборе экскурсионных объектов экологических экскурсий имеет смысл наряду со сложившимися критериями, о которых сказано выше, учитывать их устойчивость к нагрузкам и емкость.
Устойчивость к нагрузкам определяет, какой поток экскурсантов может выдержать без ущерба данный природный объект. Учет этого критерия дает возможность заранее предусмотреть процесс регули- рования потока экскурсантов для сохранения природных объектов.
Для наиболее посещаемых природных экскурсионных объектов можно предусмотреть применение современных технических средств и других возможностей для повышения их устойчивости к рекреа- ционным нагрузкам и регулирования потоков экскурсантов.
Емкость экскурсионных объектовопределяется продолжи- тельностью времени, в течение которого экскурсанты могут вос- принимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта и психофизиологических воз- можностей человека, которые отличаются значительной индиви- дуальностью и имеют определенные границы.
При отборе объектов экологической экскурсии сложность за- ключается в умении выделить из природного окружения те объ- екты, которые наиболее типичные и удачные для создания марш- рута, наиболее впечатлят экскурсантов и в то же время отвечают теме данной экскурсии.
При отборе объектов растительного (флоры) и животного мира (фауны) важно и нужно учитывать следующие специальные критерии:
Š
редкое или ограниченное распространение;
Š
уникальность или типичность для природы данной местно- сти;
Š
природоохранный статус (международный или националь- ный, Красная книга);
Š
сезонность;
Š
наличие биологических особенностей, определяющих при- влекательность (аттрактивность) природного экскурсионного объекта;


32
Š
выдающиеся, особые качественные и количественные ха- рактеристики.
Если нужно, то по этим вопросам можно обратиться за кон- сультацией к узким специалистам, например, Института ботани- ки, Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси, что- бы получить квалифицированную консультацию.
Важно при отборе объектов экологических экскурсий преду- смотреть, чтобы экскурсия имела не только научно-познаватель- ную ценность, но и могла вызвать у экскурсантов глубокие эсте- тические переживания, желание оберегать увиденную красоту.
Для показа выбираются самые живописные уголки природы.
Выбранный объект должен быть доступен для осмотра, наблю- дения, изучения, а его местонахождение — удобным. В этой свя- зи нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают тему, но расположены неудобно (далеко, сложно добраться по каким-то причинам, пло хая видимость и т. п.).
При подготовке экскурсии кроме оценки экскурсионных объ- ектов следует больше внимания уделять изучению их на месте, в естественной обстановке.
Изучение объектов по источникам — книгам, альбомам, фо- тографиям — дает необходимые исходные данные, оценка уточ- няет их относительную значимость. Однако встреча с экскурси- онным объектом непос редственно на месте его расположения, наблюдение за ним, изучение различных его сторон позволяют в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифи- цированно вести его показ, давать более четкую словесную харак- теристику [7].
Окончание работы по отбору объектов для будущей эк скурсии и их характеристик позволяет перейти к составлению маршрута экскурсии.
Формирование маршрута экологической экскурсии
Маршрут экскурсии — это хорошо продуманный, связанный с процессом показа объектов путь следования экскурсионной группы, автобусной или пе шеходной. Маршрут строится прежде всего в зависимости от принятой для данной экскурсии последо- вательности ос мотра объектов. Построение маршрута определя- ется темой экскурсии и местом расположения объектов. Очень

33
важно, чтобы маршрут способствовал наиболее глу бокому рас- крытию темы [7].
При составлении маршрута стоят задачи: организо вать показ объектов в логической последовательности, обес печить зритель- ную основу для раскрытия темы. При этом необходимо исходить из того, что расположение экскурсионных объектов, на террито- рии, подлежащей показу, наличие путей и площадок показа сами по себе не определяют последовательность маршрута. При состав- лении маршрута помимо логической последова тельности разме- щения объектов необходимо предусмотреть своеобраз ное нараста- ние в их показе, наличие кульминационных пунктов, которые позволят поддерживать устойчивое внимание экскурсантов на протяжении всей экскурсии [7].
В экскурсоведении существуют три принципа построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хроноло- гический.
Для экологических экскурсий используется
1   2   3   4   5   6   7

тематический
принцип построения маршрута: от одного объекта к другому. Так как для экскурсий этой тематики наиболее важным является рас- крытие всех аспектов данной темы вне хронологии.
Построение маршрута экологической экскурсии, как и всех других экскурсий, подчиняется определенным требованиям:
Š
изучаемые объекты не должны располагаться слишком близко друг к другу, заслонять один другой или контрасти- ровать;
Š
переезд или переход между экскурсионными объектами не должен занимать более 10–15 минут, чтобы не было слиш- ком длительных пауз при изложении экскур соводом материа- ла [7].
Маршрут экологических экскурсий составляется таким обра- зом, чтобы он при строгом соблюдении природоохранных норм и требований безопасности представлял зрительную основу для раскрытия темы, позволял дать исчерпывающую характеристику наиболее типичным объектам (формы рельефа, реки и озера, лесные, луговые, болотные растительные сообщества, наиболее распространенные виды местной фауны), а также проследить особенности взаимодействия природы и человека. Кроме типич- ных черт местного ландшафта целесообразно включить в марш- рут показ отдельных уникальных объектов, чтобы повысить ин-

34
терес экскурсантов: многовековое дерево, крупный валун, ред- кие формы рельефа и т. п.
С учетом природоохранных ограничений в маршруты массо- вых экологических экскурсий не следует включать посещение особенно хрупких и уязвимых элементов экосистем (места произ- растания единичных растений, места обитания редких видов жи- вотных и т. п.)
Маршрут в целом должен обеспечить необходимую зри тельную основу для наиболее полного раскрытия темы эк скурсии. Отли- чительной особенностью экологических экскурсий является влияние сезонных изменений на объекты, что также следует учи- тывать при составлении маршрута, предусмотрев заранее несколь- ко вариантов с учетом этих обстоятельств.
При составлении пешеходных участков маршрута экологиче- ских экскурсий надо учитывать особенности рельефа, разные ва- рианты погодных условий и с их учетом создать несколько вари- антов маршрута.
Определяя расстояния, следует исходить из физических воз- можностей экскурсантов, чтобы маршрут экскурсии не был уто- мительным.
При построении маршрута необходимо уделить серьезное вни- мание обеспечению безопасности экскурсантов. Источником опасности на маршруте являются топкие заболоченные места, крутые склоны, ядовитые растения и животные и т. п. Все эти моменты также необходимо предусмотреть, составляя маршрут экологической экскурсии.
Чтобы экскурсия была более яркой и эмоциональной, марш- рут должен включить наиболее красивые участки природного комплекса.
После того как маршрут составлен, необходимо провести объ- езд или обход наме ченного маршрута.
При организации объезда (обхода) маршрута ставятся сле- дующие задачи:
Š
ознакомиться еще раз с объектами, через кото рые проло- жен маршрут;
Š
уточнить место, где расположен каждый объект, а также место предполагаемой остановки автобуса или группы;
Š
предусмотреть подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;


35
Š
провести хронометраж времени, которое не обходимо для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (группы) между ними;
Š
уточнить время экскурсии в целом;
Š
продумать методические приемы ее ведения;
Š
выбрать лучшие точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы [7].
После объезда (обхода) уточненная схема экскурсион ного маршрута используется как основа для составления контрольного текста экскурсии и технологической карты.
В дополнение к классическому подходу к построению маршру- та экологической экскурсии, хотелось бы обратить внимание на такой вид экологического маршрута, как экологическая тропа.Она часто является отдельным элементом экскурсионного экологиче- ского маршрута в заповедники, национальные парки и заказники.
Экологическая тропа — это познавательный маршрут, созда- ваемый с целью экологического просвещения и воспитания, про- ходящий через различные экологические системы и разнообраз- ные природные объекты, которые имеют эстетическую и приро- доохранную ценность.
Цель, ради которой создается экологическая тропа, — способ- ствовать воспитанию экологической культуры, формированию навыков грамотного поведения и отношения человека к природе.
Среди задач экологических экскурсий, решаемых с помощью экологической тропы можно выделить:
1) наглядное расширение у экскурсантов элементарных сведе- ний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы и, как следствие — организация экологического образования и вос- питания;
2) развитие способностей и возможностей экскурсантов ви- деть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь ком- плексно оценивать эти результаты воздействия человека на окру- жающую среду;
3) воспитание экологической культуры поведения человека как части общей культуры по отношению к природе.
Протяженность экологических троп рассчитана на пешее про- хождение их в течение одного часа, но бывают и более длинные маршруты. Как и туристские маршруты, тропы могут быть линей- ными, кольцевыми и радиальными.

36
На выбор маршрута экологической тропы оказывают влия- ние привлекательность троп для экскурсантов, которая склады- вается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия, доступность и информативность, т. е. способ- ность удовлетворять познавательные потребности экскурсантов в области географических, биологических, экологических и иных вопросов.
В современной экскурсионной практике мы, как правило, имеем дело с экологическими тропами в пределах особо охра- няемых природных территорий (ООПТ). Экологические тропы традиционно обустраиваются в заповедниках, национальных парках, ландшафтных заказниках, других охраняемых природ- ных территориях. Их разрабатывают научные сотрудники ООПТ.
Экологические тропы являются составной частью обзорных и те- матических экологических экскурсий на этих территориях.
Большая часть из них имеет биологическую направленность, демонстрируя особенности флоры и фауны ООПТ. Однако не менее важно создавать такие тропы, которые раскрывают также геоэкологические проблемы и прежде всего — характер взаимо- действия человека с природой.
Следует отметить, что в современной практике создания эко- логических экскурсий почти не используется возможность соз- дания экологических троп в городских условиях (парках, город- ских лесах и т. п.), которые способны расширять экологические знания населения в пределах города и выполнять задачи приоб- щения потенциальных потребителей к экологическим экскурси- ям.
В городах можно создавать учебные экологические тропы. Они, во-первых, могут способствовать расширению элементарных све- дений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы; во-вторых, научить школьников не только видеть различные про- явления антропогенного воздействия (положительного или отри- цательного), но и уметь оценивать результаты влияния человека на окружающую среду. На учебной тропе можно организовать множество наблюдений и коротких экскурсий, благодаря которым дети получает новые знания. Иными словами, использование тро- пы настолько многогранно, что она становится своеобразным учебным кабинетом в природе, причем для разных категорий уча- щихся. Особенность процесса экологического обучения и воспи- тания на природных тропах состоит в том, что он строится на


37
основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении.
Достигается это путем органического сочетания отдыха и позна- ния во время движения по маршруту тропы.
2.4. Составление контрольного текста и технологической карты экскурсии
Контрольный текст экскурсии представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия всех подтем, вхо- дящих в эк скурсию, факты и примеры, характеризующие основ- ные во просы каждой из подтем. Для контрольного текста отби- рается только тот материал, который может быть использован по теме данной экскурсии.
Контрольный текст должен обеспечить направленность рас- сказа экскурсовода, он выполняет контрольные функции. Это означает, что при подготовке к проведению экскурсии экскурсо- вод строит свою работу с учетом требований этого текста.
При его составлении необходимо, чтобы материал излагался так, как того тре буют цель и тема экскурсии. Контрольный текст представляет собой развернутый ма териал на данную тему.
На его основе могут быть созданы различные варианты экскурсий на данную тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп экскурсантов. Материал, включенный в контрольный текст, дает возможность раскрывать одну и ту же подтему на различных экскурсионных объектах.
Особенно следует отметить, что при необходимом объеме фак- тического материала по теме экологической экскурсии контроль- ный текст должен содержать интересные примеры, удивительные факты, образные сравнения, красивые легенды, быть написан хорошим литературным языком.
Контрольный текст экологических экскурсий строится по классической схеме, принятой в экскурсоведении: введение (всту- пление) к теме, основная часть, заключение.
Введение (вступление) к теме должно подготовить экскурсантов к восприятию темы, настроить их на экскурсию. Так как часто его путают с вступлением организационным и информационным, которое не обязательно должно быть в контрольном тексте, при- ведем несколько примеров.

38
П р и м е р
Введение к теме экскурсии
«Неизведанными тропами Полесья»
Полесье — регион со специфической геоструктурой, геомор- фологией и гидрологическим режимом. Данный регион геологи- чески сформировался автономно, потому что отделен системой разломов от соседних геологических объектов. В результате опу- скания кристаллического фундамента образовалась значительная по площади низменность, в центре которой находится долина
Припяти. После схода последнего ледника данная котловина была заполнена талыми водами. Часть из них впоследствии сошла в речные долины, часть же оставалась в значительных по разме- рам понижениях. Постепенно эти котловины мелели, зарастали и в результате обусловили формирование крупных торфяных бо- лот Полесья, существующих и по сей день.
К началу ХХ1 столетия почти вся территория Европы освоена человеком. Нетронутые уголочки природы как островки в океане еще остаются, но их численность стремительно уменьшается. Не- тронутые экосистемы становятся стратегическим ресурсом госу- дарств. Полесье — настоящая жемчужина в этом ожерелье при- родных украшений Европы.
Белорусское Полесье — удивительный край, который раски- нулся на сотни километров вдоль южной границы Беларуси. По- лесская низменность с долиной реки Припять простирается, главным образом, на территории двух стран — Беларуси и Украи- ны. Всемирную известность Полесью принесла его первозданная природа: нетронутые поймы рек, уникальные заливные леса и ду- бравы, последние в Европе низинные болота, где нашли свое пристанище редкие и исчезающие виды растений и животных.
Частью полесской природы с незапамятных времен стали и сами жители Полесья — полешуки, «люди на болоте», воплотившие в своих обрядах и песнях трепетное почитание ее величественной и неповторимой красоты. Сегодня на территории Беларуси нигде, кроме Полесья, не встретишь таких архаичных деревень на не- больших островках среди болот, где почти все осталось так, как сотню и более лет назад: камышовые крыши хат, колодезные журавли и замшелые кресты-обереги, на которых висят ручники с языческими орнаментами. По берегам рек поднимаются полес- ские города, каждый со своей тайной и легендой, своей древней летописной строкой, седым замчищем и храмом-святыней. Глав- ная водная артерия Полесья — река Припять, две трети длины которой (около 500 км) расположено на территории Беларуси,