Файл: Методические рекомендации по разработке и проведению экологических экскурсий учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

45
Š
Дата утверждения экскурсии руководителем туристской ор- ганизации.
Š
Название экскурсии.
Название экскурсии — это ее имя. У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от круга участни- ков и от поставленной задачи.
Š
Тип экскурсии. В нашем случае экологическая или геоэко- логическая.
Š
Вид экскурсии: Здесь указывается, каким способом будет осуществляться передвижение по маршруту экскурсии: пешеход- ная, автобусная, теплоходная, автобусно-пешеходная и т. д.
Š
Продолжительность. Здесь нужно указать время в экскурси- онных (академических) часах для городских экскурсий и в экс- курсионных (академических) и часах сопровождения (астрономи- ческих) для загородных экскурсий.
П р и м е р
Продолжительность: 8 астрономических часов (4 академических
часа экскурсионных + 5 академических часов сопровождения) — За-
городная экскурсия «Березинский биосферный заповедник».
Š
Протяженность маршрута. Здесь указывается общая протя- женность маршрута в километрах. Для загородных экскурсий протяженность маршрута указывается в обе стороны.
П р и м е р
Протяженность маршрута: 250 км — экскурсия «Березинский
биосферный заповедник».
Š
Состав группы. Указывается состав группы (состав экскур- сантов), для которой разработана данная экскурсия (для взрос- лых; для школьников для местных жителей и т. д.). Состав груп- пы, определяется вначале работы над экскурсией вместе с определением темы, так как состав группы определяет содержа- ние экскурсии.
П р и м е р
Экскурсия «Парк-музей валунов»
(для местного населения и гостей города)

46
Š
Авторы-разработчики. Указывается фамилия, должность ав- тора (авторов) технологической карты.
На следующей за титульным листом странице, второй по сче- ту, должна быть следующая информация.
Š
Содержание экскурсии. Здесь дается краткая информация о том, чему посвящена данная экскурсия.
П р и м е р
Экскурсия «Парк-музей валунов» знакомит с уникальным музе- ем под открытым небом, в котором собраны камни-валуны — свидетели ледниковых эпох на территории нашей страны.
Экскурсия «В сказку девственной природы» знакомит с богат- ством и разнообразием природного окружения Брестчины, с уди- вительным миром растений и животных, с их редкими и исчезаю- щими видами, с историей и сегодняшним днем Беловежской пущи — уникального Национального парка страны.
Š
Цель экскурсии. Цель экскурсии формулируется исходя из основных функций экскурсии — познавательной и воспитатель- ной (см. примеры в параграфе 2.2). Важно понимать, что цели могут меняться у одной и той же экскурсии в зависимости соста-
ва участников. Рассмотрим это на примере.
П р и м е р
Экскурсия «Березинский биосферный заповедник»
Š
для местного населения они будут сформулированы так: способствовать: формированию научного мировоззрения; умению видеть прекрасное в окружающей природе; воспитывать любовь к родине и родному краю;
содействовать бережному отношению к природе и окружаю- щей среде;
способствовать развитию наблюдательности, воображения, умения мыслить и делать выводы;
способствовать эстетическому воспитанию.
Š
для школьных групп:
расширение кругозора учащихся;
активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
воспитание познавательной и эстетической культуры учащихся;
воспитывать любовь к родине и родному краю;
воспитывать бережное отношение к природе;
способствовать развитию наблюдательности, воображения;


47
способствовать эстетическому воспитанию, умению видеть прекрасное в окружающей природе.
Š
Задачи экскурсии. Задачи экскурсии призваны обозначить основные вехи экскурсии, опираясь на наиболее значимые ее объекты (см. примеры в параграфе 2.2).
Š
Общие методические указания. В общих методических указа- ниях приводятся общие закономерности методики проведения экс- курсии, даются советы, как учесть особенности маршрута, избежать утомления экскурсантов и т. п.
П р и м е р
Экскурсия «Парк-музей валунов»
объем материала давать с учетом состава группы, ее подготов- ленности и уровня знаний, умело подбирать соответствующие приемы показа и рассказа;
стремиться осуществлять дифференцированный подход к раз- личным группам экскурсантов с учетом их возраста, психологии, запросов, образовательного уровня и других факторов;
все объекты парка-музея связывать конструктивными перехо- дами (нацеливанием на следующий объект);
отличительная особенность методики показа объекта природы состоит в том, что источником знаний, источником информации здесь является сам объект.
Š
для школьных групп:
в начале экскурсии следует установить контакт с группой,
определить ее интересы, уровень знаний;
учитывать уровень подготовленности учащихся и возрастные особенности при изложении материала;
в заключение экскурсии подвести итог; задать вопросы по материалу экскурсии, помочь сделать правильный вывод.
Š
Общие организационные указания. Общие организационные указания содержат информацию по организации экскурсии. Они акцентируют внимание на общих организационных моментах, присущих экскурсии.
П р и м е р
Экскурсия «Березинский биосферный заповедник»
предусмотреть время на посещение музея заповедника и волье- ров (посещение музея по предварительной договоренности);

48
предупреждать, особенно детей, о правилах поведения при по- сещении музея и вольеров; при выходе из автобуса, а затем при посадке в автобус, о соблюдении правил безопасности;
четко указывать место и время сбора группы;
при возвращении к месту приема группы напомнить: не забы- вать вещи в автобусе и проследить за этим;
не приступать к проведению экскурсии, не установив полного внимания в группе.
Š
Маршрут экскурсии. Здесь необходимо детально, с мельчай- шими подробностями, указать путь следования группы от началь- ной до конечной точки экскурсии, учитывая остановки и оста- новки с выходом.
П р и м е р
Маршрут пешеходной экологической экскурсии «Парк-музей ва-
лунов»:
Место приема группы  к указателю геологический памятник природы «Парк камней»  отдел парка «Карта Беларуси»  отдел парка «Питающие провинции»  отдел парка «Форма валунов»  отдел парка «Петрографическая коллекция»  отдел парка «Ка- мень в жизни человека»  отдел парка «Аллея валунов»  место приема группы;
Маршрут автобусной экологической экскурсии «Березинский
биосферный заповедник»:
Место приема группы  выезд на Витебское шоссе  Остро- шицкий Городок  Логойск  Плещеницы  Бегомль  Дом- жерицы  Витебское шоссе  Минск  место приема группы.
Š
Вступление к экскурсии. Здесь излагается информация пре- имущественно организационного характера. Вступление к экс- курсии имеет своей целью настроить экскурсанта на восприятие экскурсии, очертить рамки того, что он услышит и увидит, каким правилам должен подчиняться, где и когда закончится экскурсия и т. п. Оно включает организационную часть, которая начинается со знакомства с группой и информационную — по теме и содер- жанию экскурсии.
П р и м е р в организационной части после знакомства с группой на- звать свою фамилию, имя, отчество, сообщить тему экскурсии,


49
ее маршрут и продолжительность по времени, место и время ее окончания; затем напомнить о правилах поведения на маршруте; в информационной части вступления дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть два-три наиболее интересных объ- екта раскрыть замысел экскурсии, не давая подробного рассказа; не превращать эту часть экскурсии в краткий ее конспект, но тем не менее, заинтересовать слушателей, заинтриговать, вызвать ак- тивный интерес к экскурсии.
Как уже было отмечено выше, это вступление не следует пу- тать с введением к теме, которое технически дается в графической форме технологической карты в графе 5 «Основное содержание информации (наименование подтем и перечень основных вопро- сов и имеет прямое отношение к теме экскурсии, тесно с ней связано и должно подготовить экскурсантов к восприятию экс- курсии.
Далее (на следующей странице) в специальной графической форме, отвечающей требованиям ГОСТ 28681.1-95 «Турист- ско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», излагается вся содержательная, методическая и организа- ционная сущность экскурсии на отдельных участках маршрута и объектах (см. приложение 5).
Это самая сложная часть технологической карты, несущая чрезвычайно важную информацию для проведения экскурсии.
Однако, при ее составлении, как показывает опыт, очень часто встречаются ошибки, связанные с заполнением каждой графы, что делает технологическую карту малопригодной для работы при подготовке к проведению экскурсии. Обязательное требование к технологической карте экскурсии — правильное заполнение всех граф. Рассмотрим эти тонкости по каждой графе.
Графа 1 «Маршрут экскурсии».
В этой графе должны быть указаны те отрезки маршрута экс- курсии, на которых будут раскрываться отдельные подтемы или основные вопросы экскурсии (см. приложение 5).
Начинается маршрут местом встречи группы. Далее необ- ходимо указать место первого объекта экскурсии. Затем в этой графе указываются последовательно все остальные отрезки маршрута, на которые он разбит в соответствии с подтемами экскурсии.

50
П р и м е р
Экскурсия «Парк-музей валунов»:
1-й участок маршрута: Место встречи — указатель геологиче- ский памятник природы «Парк камней»;
2-й участок маршрута: указатель геологический памятник при- роды «Парк камней» — отдел парка «Карта Беларуси»;
3-й участок маршрута отдел парка «Карта Беларуси» — отдел парка «Питающие провинции».
Графа 2 «Места остановки»
В этой графе нужно указывать, где запланирована остановка для осмотра объекта. В транспортной экскурсии остановка может быть с выходом к объекту (объектам) или без выхода. Все это должно найти отражение в технологической карте. Важно также очень точно указывать, где должна быть остановка, конкретное место: перед таким-то объектом, на стоянке экскурсионных авто- бусов и т. д. (см. приложение 5).
П р и м е р
Перед указателем «Геологический памятник природы "Парк камней"».
В центре отдела парка «Карта Беларуси».
На остановке напротив музея (выход).
Графа 3 «Объекты показа»
В графе «Объекты показа» перечисляются экскурсионные объ- екты, которые необходимо показать в экскурсии на каждом от- резке маршрута (на остановках, по ходу движения в транспортной экскурсии). В эту графу следует включать не только основные и дополнительные объекты, но и их детали, отдельные составные части, которые могут существенно индивидуализировать объект, быть той отличительной деталью, которая продемонстрирует его особенность и уникальность.
П р и м е р
Река Лесная, ее извилистое русло, широкая пойма, заросшая луговина.
Осушительные каналы, луга, поля на месте осушенных болот; участки черной ольхи вдоль дороги.


51
Река Муховец, ее заболоченное левобережье, тростник, ка- мыш, рогоз, водоплавающие птицы.
«Карта Беларуси», валуны, границы оледенений, импровизиро- ванные элементы рельефа: возвышенности, равнины, речная сеть.
Графа 4 «Продолжительность осмотра» или «Время»
В этой графе указывается время, которое включает в себя время как показа объектов, рассказа о них и логического перехода, так и переезда автобуса (или перехода группы) к следующему объекту.
Время в этой графе дается в минутах (см. приложение 5).
1   2   3   4   5   6   7

Графа 5 «Основное содержание информации (наименование под-
тем и перечень основных вопросов)»
При заполнении этой графы очень важно правильно формули- ровать подтемы, а затем наполнять их основными вопросами, ко- торые передают содержание подтемы. Это как в курсовой или ди- пломной работе — когда идет название главы, а внутри ее форму- лируются названия разделов, которые раскрывают ее содержание.
Подтема должна быть лаконичной, четкой, ясной, чтобы экс- курсоводу было понятно, о чем в данном случае должен вестись рассказ. Она определяет содержание показа и рассказа в экскурсии.
Основные вопросы подтемы тоже должны быть краткими и чет- кими. Они уточняют и детализируют направление и содержание показа и рассказа в рамках подтемы. Их не должно быть много, не более пяти.
П р и м е р
Š
Экскурсия «Березинский биосферный заповедник»
П о д т е м а : Ель — символ вечности.
О с н о в н ы е в о п р о с ы п о д т е м ы : Распространенность ели в Беларуси. Особые свойства древесины. Значение и применение в народном хозяйстве. Роль леса в очищении воздуха и поглоще- нии шума. Древние поверья немцев — лесной дух живет в елке.
Возникновение обряда украшения елки в Новый год.
Š
Экскурсия «Парк-музей валунов»
П о д т е м а : Механизм образования форм ледниковых камней.
О с н о в н ы е в о п р о с ы п о д т е м ы : Факторы формирования формы валуна: расстояние, условия транспортировки, скорость движения в леднике. Процесс формирования формы валуна.
Многообразие и неповторимость форм валунов.

52
Графа 6 «Указания по организации»
В этой графе должны содержаться организационные указания и рекомендации, имеющие отношение к каждому отдельному участку маршрута экскурсии. Здесь нужно указывать:
Š
где и когда необходимо снизить скорость движения в авто- бусной экскурсии, чтобы лучше показать экскурсионные объекты по ходу движения;
Š
куда и в каком направлении двигаться на пешеходных участках, чтобы обеспечить доступность к экскурсионным объек- там и безопасность экскурсантов;
Š
где и как разместить группу у экскурсионного объекта.
Чтобы было более понятно, приведем несколько примеров.
П р и м е р
Š
Экскурсия «В Березинский биосферный заповедник»
Предупредить водителя:
• снизить скорость при подъезде к мосту над рекой, чтобы полюбоваться чудесным полесским пейзажем с милой, игривой речушкой — украшением пейзажа;
• снизить скорость в местах, где на деревьях много омелы, чтобы успеть ее рассмотреть.
После Плещениц, за деревней Жердяжье, перед границей Ви- тебской области с правой стороны санитарная стоянка.
Š
Экскурсия «В сказку девственной природы»
Перед прогулкой у вольеров предупредить о правилах поведе- ния: ни в коем разе не уходить в лес с экскурсионной тропы, не кормить с рук кабанов, не шуметь, не дразнить животных. Дать свободное время для покупки сувениров, фотографирования, крат- ковременного отдыха под сенью пущанских деревьев около музея.
Š
Экскурсия «В Березинский биосферный заповедник»
При въезде на территорию центральной усадьбы автобус от- править на стоянку, группа выходит и идет в музей или к волье- рам, учитывая заказ экскурсии в музее. Объяснить особенно де- тям правила поведения у вольеров.
На смотровой площадке выбрать точку осмотра так, чтобы хорошо просматривалось — указываем что, какой объект.
После возвращения группы в автобус проверить, все ли экс- курсанты на месте.
После осмотра музея природы дается время для самостоятельно- го осмотра, фотографирования, приобретения сувениров, посещения санитарной точки, после чего экскурсанты направляются в автобус.
Дать время на самостоятельный осмотр, предупредить о вре- мени и месте сбора.