Файл: Методические рекомендации по разработке и проведению экологических экскурсий учебное пособие.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53
Графа 7 «Методические указания»
В графе «Методические указания» технологической карты экс- курсии нужно указать методические приемы показа и рассказа, которые необходимо использовать в данной экскурсии. Однако это не должен быть просто перечень рекомендуемых методиче- ских приемов. Необходимо четко, ясно, понятно указать, какой методический прием следует использовать при показе данного экскурсионного объекта и рассказе о нем. Более того, в методи- ческих указаниях должна прослеживаться конкретная связь каж- дого методического приема с подтемой экскурсии и ее основны- ми вопросами. Также в этой графе даются рекомендации по по- казу наглядных материалов «портфеля экскурсовода», приводятся логические переходы от подтемы к подтеме.
Приведем конкретные примеры, чтобы продемонстрировать связь методических указаний с экскурсионными объектами, под- темами экскурсий и основными вопросами.
П р и м е р ы
Экскурсия «Березинский биосферный заповедник»
О б ъ е к т ы п о к а з а : Лесной массив, сосновый лес (красно- лесье), сосны.
П о д т е м а : «Леса — кладезь бездонный богатства…».
О с н о в н ы е в о п р о с ы : Леса — легкие земли, украшение зем- ли. Лес и здоровье человека. Лес — хранитель воды. Роль леса в очистке воздуха. Леонид Леонов о роли леса в жизни человека.
Сосна — лесная царица. Особые свойства сосны.
Методические указания: Панорамный показ лесного масси- ва начать со строк из поэмы М. Гусовского: «Леса — кладезь без- донный богатства. Он кладовая живицы и смол…» Обратить вни- мание на ярусы леса; показать лес, подлесок, кустарники, травы…
При показе роли леса в очистке воздуха процитировать слова
К. Паустовского из повести о лесах: «Леса — исполинская лабора- тория… вечная гроза». Обратив внимание на сосновую рощу, цвет стволов сосны, объяснить называние «краснолесье» и «темнолесье».
Это послужит переходом к показу ели и рассказе о еловом лесе.
Экскурсия «Парк-музей валунов»
О б ъ е к т ы п о к а з а : отдел парка «Форма валунов», валуны разной формы.
П о д т е м а : Механизм образования форм ледниковых камней.
О с н о в н ы е в о п р о с ы : Факторы формирования формы ва- луна: расстояние, условия транспортировки, скорость движения
54
в леднике. Процесс формирования формы валуна. Многообразие и неповторимость форм валунов.
Методические указания: После предварительного осмотра использовать методический прием естественно-научного анализа.
Методический прием естественно-научного анализа сочетать с при- емом экскурсионного рассказа — описанием. Объясняя сущность процессов, происходивших с валунным материалом в процессе движения ледника, использовать методический прием рекон- струкции.
Обратить внимание экскурсантов на валуны со штриховкой, пришлифовкой граней, утюгообразные, округлые, плосковыпу- клые, а также на валуны самой неожиданной формы. Для показа использовать методический прием движения.
Экскурсия «Неизведанными тропами Белорусского Полесья»
О б ъ е к т ы п о к а з а : Лесные массивы резервата «Прибужское
Полесье».
П о д т е м а : Лес — основное богатство республики.
О с н о в н ы е в о п р о с ы : Р оль леса в жизни человека. При- родный состав леса. Взаимосвязь процессов и явлений природы в лесу. Леса — легкие земли, украшение земли. Лес и здоровье человека. Лес — хранитель воды. Роль леса в очистке воздуха.
Сосна — лесная царица. Особые свойства сосны.
Методические указания: Обратить внимание на породный состав леса, который растет вдоль дороги. Использовать приемы описания и характеристики. Подчеркнуть значение леса в жизни человека. Рассказать о преобладающих в Прибужских лесах по- родах деревьев. Обратить внимание на ярусы леса; показать лес, подлесок, кустарники, травы... При показе роли леса в очистке воздуха процитировать слова К. Паустовского из повести о лесах:
«Леса — исполинская лаборатория ...». Обратив внимание на со- сновую рощу, цвет стволов сосны, объяснить называние «крас- нолесье» и «темнолесье».
2.5. Комплектование «портфеля экскурсовода»
«Портфель экскурсовода» — принятое в экскурсоведении ус- ловное название комплекта наглядных по собий, используемых в ходе проведения экскурсии. Они дают возможность восстано- вить недостающие зрительные звенья, которые разным причинам невозможно показать в натуре.
55
В экологических экскурсиях есть большая необходимость в этом комплекте наглядных пособий. Необходимость «портфеля экскур- совода» в экологических экскурсиях диктуется особенностями экскурсионных объектов. Мы слышим пение птиц, но их самих не видим, нельзя летом увидеть весенний разлив реки и т. д. Объ- екты живой и неживой природы находятся в постоянной динами- ке, постоянно изменяют свой внешний вид. Растения, цветущие весной, плодоносящие летом и осенью, увядающие осенью, труд- но узнаваемые зимой. Животный мир и мир птиц (сезонная окра- ска животных, изменение оперения птиц в разные периоды), из- менение цвета листвы по сезонам. Вероятностный характер пока- за редких видов растений и животных также обязывает обращаться к «портфелю экскурсовода». В таких случаях исполь- зуются наглядные пособия:
натуральные — гербарии, коллекции семян, минералов;
изобразительные — карты природных территорий, мигра- ции животных и птиц; фотографии и рисунки природных объек- тов и явлений; схемы, таблицы, репродукции картин художни- ков-пейзажистов;
технические — записи голосов зверей, пения птиц, видео- записи сюжетов о природе, магнитофонные записи музыкальных произведений, стихов о природе в исполнении мастеров искусств.
При составлении «портфеля экскурсовода» нужно помнить, что содержание его определяется темой экскурсии. Количество посо- бий в «портфеле экскурсовода» не должно быть велико, так как в этом случае они будут отвлекать экскурсантов от осмотра под- линных объектов, рассеивать их внимание. В «портфель экскурсо- вода» включаются те пособия, которые удобны для пользования.
Содержимое для «портфеля экскурсовода» тщательно отбира- ют, в него нужно включать наиболее содержательные пособия, чтобы они органично вписались в зрительный ряд экскурсии, стали настоящей помощью в раскрытии темы экскурсии. В связи с этим формирование «портфеля экскурсовода» нужно начинать на стадии изучения объектов и объезда (обхода) маршрута экскур- сии. На маршруте намного проще и надежнее определить, где и какие наглядные пособия будут необходимы для целенаправ- ленного показа и анализа объектов, а также раскрытия темы экс- курсии. При объезде (обходе) маршрута целесообразно составить предварительный перечень наглядных материалов, которые будут вклю чены в «портфель экскурсовода», при этом важно помнить,
56
что иллюстративные материалы «портфеля экскурсовода» явля- ются дополнительными, их назначение — помогать в показе на- стоящих объектов, а не заменять их.
Когда сформирован «портфель экскурсовода» по данной теме экологической экскурсии, обсуждаются методические приемы и техника использования наг лядных пособий, а затем рекоменда- ции по использованию материалов «портфеля экскурсовода» включаются в технологическую карту экскурсии.
К каждому пособию, включенному в «портфель», при- кладывается листок с пояснениями. Иногда пояснение при- клеивается с обратной стороны пособия и дается экскурсоводом при показе пособия экскурсантам.
2.6. Особенности методики проведения экологических экскурсий
Использование экскурсионной методики дает возможность экскурсоводу за время экскурсии перенести в сознание экскур- сантов большой объем знаний. Экскурсантам она по могает уви- деть, запомнить и понять значи тельно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему, так как основана на показе экскурси- онных объектов в их естественной среде.
Методика проведения экскурсии построена на общении экс- курсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравне ниях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов, особенно зрения.
Как мы уже отмечали выше, экологические экскурсии — это тип тематических экскурсий, особенностью которых является то, что местом их проведения является природа, и экскурсанты всту- пают с ней в непосредственный контакт. Этим во многом и от- личается методика проведения экологических экскурсий по срав- нению с другими тематическими экскурсиями.
Напомним, что экскурсионная методика представляет собой систему специфических методов воздействия на аудиторию, ко- торые основаны на законах психологии, педагогики, логики. Это воздействие про изводится с учетом особенностей, запросов и ин- тересов различных групп населения, а в основе ее лежат методи- ческие приемы показа и рассказа.
57
Использование приемов показа в экологической экскурсии
Показв экологической экскурсии — это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объ- ектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы.
Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями и задачами.
Отличительной особенностью методики показа объекта при- роды является то, что источником информации в первую очередь выступает сам объект, но в то же время не исключено, что и со- бытия с ним связанные. Например, Беловежская пуща — это не только древний лесной массив, но и историческое место элитар- ных охот, а в новейшей истории — место подписания всемирно известных Беловежских соглашений. На белорусской земле на- считывается более 200 ледниковых валунов, имеющих истори- ко-культурную ценность (каменные кресты, камни-следовики, языческие идолы и т. п.). В отличие от объектов исторических, архитектурных, литературных и других тематических экскурсий объекты живой и неживой природы находятся в постоянном дви- жении, во взаимосвязи, меняют свой облик (лес весной и осенью, весеннее половодье рек, миграции птиц и животных и т. д.).
Показ объектов на экскурсии ведется последовательно и логич- но. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый по- следующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим.
Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии.
Показ объектов на экологической экскурсии осуществляется с по- мощью разнообразных методических приемов. Наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный естествен- но-научный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локали- зация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий.
Рассмотрим каждый из них.
Прием предварительного осмотра. Это один из самых распро- страненных в экологических экскурсиях методических приемов показа, с которого начинается знакомство с экскурсионным объ- ектом во время остановок без выхода из транспортного средства и остановок с выходом к объекту. С помощью этого приема мы направляем внимание экскурсантов на экскурсионный объект, приглашаем к первому знакомству с ним, предварительно демон- стрируем его внешний вид. Этот прием готовит экскурсанта к зри- тельному и слуховому восприятию материала.
58
П р и м е р
«Перед Вами модель карты Республики Беларусь с ее основными
элементами рельефа — краевыми ледниковыми образованиями».
После этих слов наступает пауза, которая дается экскурсантам для самостоятельного наблюдения объекта, ознакомления с его внешним видом, выявление наиболее ярких, запоминающихся деталей, сопоставления своих сведений о нем, почерпнутых из разных источников, с тем, что он наблюдает в данный момент.
После этого экскурсовод переходит к раскрытию сущности данного объекта, используя другие методические приемы показа и рассказа.
Прием панорамного показа дает возможность экскурсан там в экологических экскурсиях показать комплексный вид местности
(например, с вышки на экологической тропе или смотровой пло- щадки): долину реки, болотный ландшафт и т. п. Для панорамно- го показа могут использовать любые высокие точки, откуда откры- вается панорама объектов. Панорамный показ в экологических экскурсиях имеет не только познавательное значение, так как дает возможность в целом увидеть масштабный объект и его составные части, проследить природные взаимосвязи, но и большое эстети- ческое и эмоциональное значение. Чтобы активизировать воспри- ятие экскурсантами широкой картины, от крывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой па нораме обозначить компози- ционный центр и на нем сконцентрировать внимание группы. Еще одна особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод же должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа пано рамы к частному.
Часто в экологических экскурсиях используется один из видов экскурсионного анализа — естественно-научный.При естествен-
но-научном анализе раскрываются существенные свойства природ- ных объектов, их природные взаимосвязи.
П р и м е р
Анализ факторов формирования формы валуна: расстояние, условия транспортировки, скорость движения в леднике в экс- курсии «Парк-музей валунов» раскрываются следующим образом:
«Существует ряд причин, которые оказывают наибольшее влия-
ние на облик ледникового камня. Это, в первую очередь, первона-
59
чальная форма обломка, вовлеченного в ледниковую обработку. Дви-
жения ледника сказываются интенсивнее всего на гранях и плоско-
стях валуна, а его форма видоизменяется гораздо медленнее.
На сохранение изначальной формы глыбы влияют также такие
свойства породы, как твердость, слоистость, способность раска-
лываться, хрупкость, зернистость и другие минералого-петрографи-
ческие показатели. Так, труднее всего окатываются массивные,
тонкокристаллические породы, которые благодаря своей твердости
с трудом поддаются ледниковой обработке. Различные сланцеватые
и слоистые породы при сколах образуют уплощенные формы. Извест-
няки и доломиты из-за своей хрупкости, наоборот, имеют острые
углы и сколы. Бывает и так, что валун сложен разными по составу,
твердости и другим свойствам породами. В процессе ледниковой
обработки такой валун разрушается с разной интенсивностью, что
в конечном итоге приводит к возникновению причудливых форм.
На форму, как и на размеры, большое влияние оказывает рас-
стояние и условия транспортировки валуна в теле ледника. Раз-
гадать этот фактор формирования формы валуна помогает зна-
ние закономерностей ледниковой динамики. Лед движется как
твердопластичное тело. Скорость его движения возрастает
снизу вверх от одного слоя к другому и неодинакова в разных
частях. Любой валун в таких условиях передвигается со средней
скоростью ледяной толщи, в которой он находится, причем на
верхней границе крупного валуна скорость перемещения льда не-
сколько выше, чем на нижней. Эти обстоятельства влияют на
конечную форму транспортируемого валуна. Гравий, галька, песок
и более мелкие обломки, содержащиеся в теле ледника, служат
абразивным материалом, шлифующим отдельные стороны валуна.
Там, где пере пады скоростей небольшие, ледниковая обработка
менее значительна. Отдельные плоскости глыбы могут вообще не
подвергаться ледниковой обработке. Таким способом формиру-
ются так называемые утюгообразные валуны. Для них характер-
на значительная пришлифовка верхней и нижней граней, отме-
ченных ледниковой штриховкой. Иногда образуются многоуголь-
ники и ромбы». И так далее.
1 2 3 4 5 6 7
Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Этот методи- ческий прием показа довольно часто используется в разных по содержанию экологических экскурсиях, так как позволяет восста- новить не столько сами объекты, сколько воссоздать картину про- шлого, обстановку происходивших природных процессов или явлений, что очень важно для их понимания, большей доходчи- вости содержания экскурсии.
60
П р и м е р
«Как мы себе представляем ледник? Это ледяной панцирь, тол-
щина которого могла достигать нескольких километров. Он надви-
гался со Скандинавии, то есть с севера на юг. Передний его край
сминался, встречая препятствия, лед накапливался, превращаясь
в некое подобие бруствера. И вот, наконец, пришло потепление
и талые воды начинают накапливаться на теле ледника, удержи-
ваемые этим бруствером, как дамбой. Когда толщина льда под этим
озером из талой воды уменьшается, происходит прорыв ледяного дна
и потоки воды под действием высокого гидростатического давления
попадают под лед, разрушая подстилающие породы и вымывая в них
для себя проходы. Позже находящийся выше ледник таял, а вымы-
тые водой подо льдом «тоннели» превращались в озерные котловины.
Именно так, во время последнего Поозерского оледенения и образо-
валась наша цепочка озер».
К вышесказанному следует добавить, что эффективность ис- пользования приема зрительной реконструкции зависит от степе- ни подготовленности экскурсовода. Используя этот прием, экс- курсовод должен сам зрительно представлять явление или ланд- шафт, о котором идет речь, природные процессы его обусловившие.
Компе тентность экскурсовода позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представле ние о нем. Кроме того, методический прием рекон- струкции требует от экскурсовода владения образной речью.
Прием локализации. Этот прием в экологических экскурсиях конкретизирует показ, дает экскурсантам четкое представление о том, где, в каком конкретно месте произошло природное явле- ние, есть или был ареал распространения каких-то видов растений или животных и т. п. В результате использования этого методи- ческого приема осуществляется связь с конкретным местом. Он дает воз можность ограничить внимание участников экскурсии определенными рамками, приковать их взгляды к данной кон- кретной территории.
П р и м е р
«Здесь на этом месте произошло падение древнего метеорита».
Прием зрительного сравненияшироко применяется в экологи- ческих экскурсиях. Одна из задач этого методического приема —