Файл: Развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 502

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста»

по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования"

Выполнена студенткой Будниковой Анной Максимовной

Специальности 44.02.01 Дошкольное образование

номер группы 156 ДО-11/22А-1

Руководитель Харланова Юлия Викторовна

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………….……3

  2. Глава 1. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

  3. 1.1. Классификация игр детей дошкольного возраста……………...……4

  4. 1.2. Функции игр детей дошкольного возраста…………………………..5

  5. 1.3. Структура игры……………………………………..………….….…..6

  6. 1.4. Особенности развивающих игр…………………………..…………..6

  7. 1.5. Игровая деятельность и ее роль в подготовке к школе……………..7

  8. 1.6. Влияние игры на процесс воспитания и образования ребенка дошкольного возраста……………………………………………………..8

  9. Глава 2. Обучение дошкольников в игре

  10. 2.1 Обучающий потенциал игры………………..……..………..………11

  11. 2.2 Использование сюжетно-ролевых игр в процессе и обучения дошкольников…………………………………………..…………………13

  12. Заключение……………….…….……..……………..……….…………..19

  13. Список используемых источников……………………………………...21

  14. Приложения ………………………………………...……………………23


ВВЕДЕНИЕ

Значительную poль в вoспитaнии, а тaкжe формировании детей относят игре – самому нужному типу дошкольной деятельности. Игра является эффективным орудием развития личности дошкольника, его моральных, а также волевых качеств, в данной игре реализуется необходимость воздействия в общество.

Развивающая игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.

Многостороннее формирование дошкольника возможно реализовать только на основе игровой деятельности, в ходе которой у детей формируется фантазия, приобретается навык общения с ровесниками, постигаются высоконравственные ценности, а также принципы действия в мире. Вследствие применению развивающих игр.


Подготовка должна являться развивающим, обогащать ребенка знаниями, а также способами умственной деятельность, формировать познавательные круг интересов.

Цель курсовой работы – изучить структуру, функции и способы применения развивающих игр в детском саду.

Для осуществления цели установлены задачи:

- раскрыть главные особенности развивающей игры;

- выделить возрастные и психологические особенности ребенка дошкольного возраста;

- аргументировать влияние игры на процесс воспитания и образования ребенка дошкольного возраста;

- определить роль развивающих игр в подготовке детей к школе;

- сделать выводы.

Глава 1. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

1.1. Классификация игр детей дошкольного возраста.

Игра - специфическая детская деятельность, эта деятельность неоднородна, игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, форме организации, игровому материалу. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка и имеет много вариантов.

Первую классификацию составил Фридрих Фребель основанием этой классификации является особенности действии с предметами и специфическое влияние игр на развитие ребенка.

Вид «полезные» игры – это сюжетно ролевые.

Изящные игры – конструктивные и строительные

Игры внутренней правды- дидактические игры.

В отечественной детской педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчестве детей в игре.

Лесгафт разделил все игры на 2 группы: имитационные и подвижные.

Наиболее современной, четко определяющей специфику детской игры, как самостоятельной свободной формы проявления деятельности ребенка, а также определяющей степень участия в игре, является новая классификация игр Новоселовой. Классификация определяет классы игр, виды, подвиды, и возрастную группу.

Игры возникающие по инициативе ребенка( игра эксперимент и сюжетные и самодеятельные, подготовительный этап сюжетно ролевой игры, режиссерская и театрализованная игра)

Возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с воспитательно-образовательной целью (обучающие игры: дидактические, сюжетно-ролевый, подвижные. Досуговые: игры забавы, интеллектуальные, игры развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

Игры идущие от исторической инициативы, народные, которые возникают как по инициативе взрослого, так и более старшего возраста детей.( народные игры-исторически они лежат в основе многих игр относящихся к обучающим и досуговым).



Исследования последних игр показали, что народные игры способствуют формированию детей, универсальных, психических, родовых способностей человека и важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Во всех исследованиях отмечается, что эти игры являются важнейшим историческим усвоением общечеловеческих ценностей.

1.2. Функции игр детей дошкольного возраста

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову) :

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. П. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игровая деятельность выполняет такие функции :

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- функцию межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- функцию социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

1.3. Структура игры

В структуру игры как деятельности органично входят:

- мотивация;

- целеполагание;

- планирование;

- реализация цели;

- анализ результатов.

В структуру игры как процесса входят:


- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т. Е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

1.4. Особенности развивающих игр

Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. В развивающих играх объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. Д.

  2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. П., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. Е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2—3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. Е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

  6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

  7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

  8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. Е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

  9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. Е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

  10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.


В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей

1.5. Игровая деятельность и ее роль в подготовке к школе.

Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет зевающих на уроке.

Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Игровая деятельность – ведущая для ребёнка в этот период. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жить. Учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребёнка чему-то новому, надо учить его в игре.

Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Письмо – это навык, который практически ничего не даёт для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение- психические функции, необходимые для успешного обучения в школе. Я хочу предложить игры на развитие различных психических функций. Причём эти игры не требуют большой подготовки. В некоторые из них можно играть по дороге в детский сад, в транспорте, на улице, дома и т. д.