Файл: Развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 502
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста»
по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования"
Выполнена студенткой Будниковой Анной Максимовной
Специальности 44.02.01 Дошкольное образование
номер группы 156 ДО-11/22А-1
Руководитель Харланова Юлия Викторовна
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение……………………………………………………………….……3 -
Глава 1. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. -
1.1. Классификация игр детей дошкольного возраста……………...……4 -
1.2. Функции игр детей дошкольного возраста…………………………..5 -
1.3. Структура игры……………………………………..………….….…..6 -
1.4. Особенности развивающих игр…………………………..…………..6 -
1.5. Игровая деятельность и ее роль в подготовке к школе……………..7 -
1.6. Влияние игры на процесс воспитания и образования ребенка дошкольного возраста……………………………………………………..8 -
Глава 2. Обучение дошкольников в игре -
2.1 Обучающий потенциал игры………………..……..………..………11 -
2.2 Использование сюжетно-ролевых игр в процессе и обучения дошкольников…………………………………………..…………………13 -
Заключение……………….…….……..……………..……….…………..19 -
Список используемых источников……………………………………...21 -
Приложения ………………………………………...……………………23
ВВЕДЕНИЕ
Значительную poль в вoспитaнии, а тaкжe формировании детей относят игре – самому нужному типу дошкольной деятельности. Игра является эффективным орудием развития личности дошкольника, его моральных, а также волевых качеств, в данной игре реализуется необходимость воздействия в общество.
Развивающая игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.
Многостороннее формирование дошкольника возможно реализовать только на основе игровой деятельности, в ходе которой у детей формируется фантазия, приобретается навык общения с ровесниками, постигаются высоконравственные ценности, а также принципы действия в мире. Вследствие применению развивающих игр.
Подготовка должна являться развивающим, обогащать ребенка знаниями, а также способами умственной деятельность, формировать познавательные круг интересов.
Цель курсовой работы – изучить структуру, функции и способы применения развивающих игр в детском саду.
Для осуществления цели установлены задачи:
- раскрыть главные особенности развивающей игры;
- выделить возрастные и психологические особенности ребенка дошкольного возраста;
- аргументировать влияние игры на процесс воспитания и образования ребенка дошкольного возраста;
- определить роль развивающих игр в подготовке детей к школе;
- сделать выводы.
Глава 1. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
1.1. Классификация игр детей дошкольного возраста.
Игра - специфическая детская деятельность, эта деятельность неоднородна, игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, форме организации, игровому материалу. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка и имеет много вариантов.
Первую классификацию составил Фридрих Фребель основанием этой классификации является особенности действии с предметами и специфическое влияние игр на развитие ребенка.
Вид «полезные» игры – это сюжетно ролевые.
Изящные игры – конструктивные и строительные
Игры внутренней правды- дидактические игры.
В отечественной детской педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчестве детей в игре.
Лесгафт разделил все игры на 2 группы: имитационные и подвижные.
Наиболее современной, четко определяющей специфику детской игры, как самостоятельной свободной формы проявления деятельности ребенка, а также определяющей степень участия в игре, является новая классификация игр Новоселовой. Классификация определяет классы игр, виды, подвиды, и возрастную группу.
Игры возникающие по инициативе ребенка( игра эксперимент и сюжетные и самодеятельные, подготовительный этап сюжетно ролевой игры, режиссерская и театрализованная игра)
Возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с воспитательно-образовательной целью (обучающие игры: дидактические, сюжетно-ролевый, подвижные. Досуговые: игры забавы, интеллектуальные, игры развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).
Игры идущие от исторической инициативы, народные, которые возникают как по инициативе взрослого, так и более старшего возраста детей.( народные игры-исторически они лежат в основе многих игр относящихся к обучающим и досуговым).
Исследования последних игр показали, что народные игры способствуют формированию детей, универсальных, психических, родовых способностей человека и важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Во всех исследованиях отмечается, что эти игры являются важнейшим историческим усвоением общечеловеческих ценностей.
1.2. Функции игр детей дошкольного возраста
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову) :
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. П. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игровая деятельность выполняет такие функции :
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- функцию межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- функцию социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
1.3. Структура игры
В структуру игры как деятельности органично входят:
- мотивация;
- целеполагание;
- планирование;
- реализация цели;
- анализ результатов.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т. Е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
1.4. Особенности развивающих игр
Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. В развивающих играх объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
-
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. Д. -
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. П., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. -
Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. Е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. -
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2—3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). -
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. Е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. -
Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. -
Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. -
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. Е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания. -
Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. Е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. -
Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей
1.5. Игровая деятельность и ее роль в подготовке к школе.
Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет зевающих на уроке.
Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Игровая деятельность – ведущая для ребёнка в этот период. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жить. Учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребёнка чему-то новому, надо учить его в игре.
Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Письмо – это навык, который практически ничего не даёт для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение- психические функции, необходимые для успешного обучения в школе. Я хочу предложить игры на развитие различных психических функций. Причём эти игры не требуют большой подготовки. В некоторые из них можно играть по дороге в детский сад, в транспорте, на улице, дома и т. д.