Файл: Развивающие игры как средство обучения детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.6. Влияние игры на процесс воспитания и образования ребенка дошкольного возраста

Вопросами о природе и сущности игры занимались такие исследователи как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Во многих работах отражены и разные подходы к детской игре. Среди которых можно выделить объяснение природы и сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лисина), как формы деятельности, в том числе усвоение деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже).

В психолого-педагогической литературе существует множество определений «игры», но все схоже в одном, что игра – это деятельность. Деятельность в свою очередь подразумевает вид человеческой активности. В целом игра является одним из видов человеческой активности.

ФГОС определяет такое понятие как «Игровая педагогическая технология» под которой подразумевает организацию педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС

организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и не игровой деятельности;


окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, - ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Её значение:

  • активизирует воспитанников;

  • повышает познавательный интерес;

  • вызывает эмоциональный подъём;

  • способствует развитию творчества;

  • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности должно происходить при соблюдении организационно-педагогических условий:

  • предметно-развивающая среда ДОО, являющаяся действующей силой в целостном процессе становления личности, должна способствовать формированию коммуникативных умений;

  • коммуникативно - диалоговая основа взаимоотношений дошкольников со сверстниками и взрослыми как аспект нравственного развития и становления личности ребенка при регулярной включенности в игровую деятельность;

  • систематизация средств и методов игровой деятельности, распределение их в соответствии с психолого - педагогическими особенностями детей по формированию коммуникативных умений.

Глава 2. Обучение дошкольников в игре

2.1 Обучающий потенциал игры

Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитательный потенциал всегда зависит, прежде всего, от содержания познавательной и нравственной информации, содержащейся в предмете игр; во-вторых, о том, каким героям подражают дети; в-третьих, обеспечивается самим игровым процессом как деятельностью, требующей достижения цели самостоятельного поиска средств, согласования действий с партнерами, самоконтроля во имя достижения успеха и, конечно же, установления дружеских отношений. Таким образом, игры дают детям очень важную способность работать вместе. Отличительные черты игровой деятельности обычно усматриваются в ее произвольности, высокой активности и зависимости от контакта участников. Но нельзя забывать и другое: игра, пожалуй, единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.



В интеллектуальных играх творческая задача заключается в том, чтобы быстро принять решение в нестандартной ситуации. В ролевых играх, играх-конструкторах, ролевых играх задача иная, но не менее творческая – вообразить, придумать, изобразить. И в то же время во всех групповых играх единая задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действовать в рамках установленных норм и правил.

Нетрудно увидеть, насколько важны эти качества — организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность действовать в сложной, меняющейся ситуации и т. Д. — для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня. Воспитателю, использующему игровую деятельность как средство обучения, важно понимать скрытые механизмы, через которые она влияет на развитие личности ребенка. Один из подходов к выявлению такого механизма состоит в следующем.

Во время игры у детей есть три вида целей. Первая цель самая общая – удовольствие, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Я хочу играть!» Эта цель — установка, определяющая готовность к любому действию, связанному с этой игрой.

Вторая цель – собственно задача игры, то есть задача, связанная с соблюдением правил, развертыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи состоят в том, что она предопределена: соглашаясь на игру, каждый автоматически принимает существующую в виде правил игровую задачу и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель «хочу», то вторая цель, игровая задача, существует в форме «надо!». «Мы должны играть так, а не иначе!» (своеобразная форма осознанной потребности).

Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую. Включившийся в игру школьник непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: «угадай», «найди», «поймай», «спрячься», «перевоплотись», «изобрази». Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или тех и других) сил: проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх поступить так, как другие не догадались бы поступить. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных составить новую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микромасштабах
, представляют, по сути, творчество. Они сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, а потому являются наиболее мощным стимулятором активности личности.

Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть. Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения лишь постольку, поскольку никто не знает способа, каким игроки выполняют свою задачу. Отсюда берут начало таинственность и романтика игры, которые привлекают к себе и ребенка, и взрослого.

В трехступенчатой мотивации игры—«хочу!»—«надо!» — «могу!» — заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.

Отсюда легко вывести соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:

  1. вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);

  2. помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);

  3. развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».

2.2 Использование сюжетно-ролевых игр в процессе и обучения дошкольников

В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.

Не всегда дети находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам останется в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка пяти-шести лет значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих.


В сюжетно-ролевой игре создаются благоприятные условия для рассмотрения окружающего мира с разных точек зрения: принимая игровой образ, ребенок «упражняется» в умении видеть действительность другими глазами, хотя больше всего он сосредоточен на своей роли, т.е. на собственном понимании.

В дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности – ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в общественной форме в специально созданных игровых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношение между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Такую характеристику сюжетно-ролевой игры дает Д. Б. Эльконин. Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и т. П. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включать в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила