Файл: Внешний и внутренний консалтинг в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление стратегическими изменениями»

на тему: «Внешний и внутренний консалтинг в организации»


КУРСК 2021

Содержание



Введение

3

Глава 1. Консалтинг: теоретический аспект

5

1.1 Сущность консалтинга и ключевые подходы к формированию его определения



5

1.2 Виды и формы консалтинга

10

1.3 Этапы осуществления консалтинговой деятельности

15

Глава 2. Понятие и соотношение внешнего внутреннего консалтинга в организации


18

2.1 Понятие и содержание внешнего внутреннего консалтинга в организации


18

2.2 Преимущества и недостатки внешнего внутреннего консалтинга

22

Заключение

26

Список использованных источников и литературы


28

Приложения


32

Введение
Консалтинг стал неотъемлемой частью любой динамичной бизнес – структуры, шагающей в ногу со временем. Службы консалтинга представляют собой важный элемент бизнес - инфраструктуры, обеспечивающей функционирование деловой среды. Профессиональную поддержку бизнесу оказывают по большей части частные консалтинговые фирмы. Развитие организации представляет собой непрерывный процесс, который не может протекать идеально либо не сталкиваться на своем пути с теми или иными препятствиями.

Вместе с тем в период кризисов вновь и вновь встает вопрос о сокращении накладных расходов и встает вопрос о целесообразности и сравнительной эффективности использовании внешних привлеченных и внутренних штатных консультантов. Специфическим является отношение к этому вопросу в России. Отечественные бизнес – структуры зачастую готовы выделять немалые средства на привлечение аудиторов и специалистов по бухгалтерскому учету, в то время как привлечение специалистов по маркетинговому аудиту и управлению рассматривается как второстепенная по важности статья расходов.


Актуальность настоящей работы обусловлена неразрешенностью вопроса о целесообразности использования внешних и внутренних консультантов и их сравнительной эффективности.

Объектом исследования является внешний и внутренний консалтинг.

Предметом исследования является изучение сравнительной целесообразности привлечения внутренних и внешних консультантов и присущие внутренним и внешним консультантам достоинства и недостатки.

Цель исследования – выявление плюсов и минусов внешнего консалтинга.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность консалтинга и ключевые подходы к формированию его определения;

- описать виды и формы консалтинга;

- сделать обзор этапов осуществления консалтинговой деятельности;

- исследовать понятие и содержание внешнего внутреннего консалтинга в организации;

- выявить преимущества и недостатки внешнего внутреннего консалтинга.

При написании курсовой работы были использованы труды таких ученых как: Акмаева Р.И., Алексенко Е.В., Апенько С.Н., Безрукова Н.А., Берченко В.С., Блюмин А.М., Греков Г.А., Дедяева Л.М., Елкин, С. Е., Жулькова Ю.Н., Инжиева Д.М., Катунина И.В., Киреева О.Ф., Кожевников И.С., Коршунов И.А., Кузьминов А.В., Некрасова, Т.В., Пирожкова А.П., Скрипникова Н. Н., Шаяхмедов Р. И. и др.

При выполнении курсовой работы нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ документации.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования полученных результатов в образовательном процессе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Консалтинг: теоретический аспект
1.1 Сущность консалтинга и ключевые подходы к формированию его определения
Современный динамичный мир ежедневно ставит перед компаниями и предприятиями новые задачи и вызовы. Так, например, средняя продолжительность существования предприятия в США на текущий момент составляет 15 лет, а в 1937 году этот показатель составлял 75 лет. Это говорит о том, что современная мировая экономика динамично меняется и компании, которые не успевают реагировать на новые вызовы и не изменяют себя под влиянием новых условий, диктуемых рынком, прекращают своѐ существование.



И если в рамках малого и среднего бизнеса обычно это можно сделать, используя свои внутренние ресурсы, то в компаниях, в которых работают десятки и даже сотни тысяч человек обширные ресурсоѐмкие задачи зачастую решаются не с помощью внутренних ресурсов, а с помощью специализированных консалтинговых компаний. Крупные международные консалтинговые компании имеют опыт в решении практически любого спектра задач, с которым может столкнуться их потенциальный клиент, и могут предложить решение, основанное на экспертном мнении консультантов, имеющих многолетний опыт работы в индустрии клиента1.

Консалтинг можно рассматривать как любую помощь со стороны консалтинговой компании организации-клиенту при решении различных проблем и задач. Консалтинг обширен и решает вопросы как экономического или финансового характера, так и охватывает более узкие направления, как например экологический или судебный консалтинг.

По сути, имея проблему в любой сфере деятельности, организация может решить еѐ, воспользовавшись услугами одной из представленных на рынке консалтинговых компаний. В этом и есть главная цель и сущность консалтинга: решение любых проблем клиента с целью повышения эффективности ведения его деятельности. Крупные международные консалтинговые компании в рамках своего направления имеют обширный багаж накопленных компетенций и лучших практик. В штате консалтинговых компаний консультанты, которые имеют многолетний опыт работы с конкретными индустриями, т.е. обладают экспертным мнением. При необходимости консультанты приглашают сторонних экспертов, которые обладают более глубокими знаниями в индустрии клиента и понимают все специфические аспекты ведения деятельности в рамках конкурентной среды клиента, т.е. по сути, консультанты могут сами пользоваться консультационными услугами, чтобы более качественно предоставить свои услуги. При таком подходе клиент может быть уверен, что те задачи и проблемы, которые он хочет решить с помощью консалтинговых компаний точно будут решены наиболее качественным образом.

Единого мнения по поводу происхождения и этимологии термина «консалтинг» в научном сообществе нет. Можно рассмотреть несколько версий возникновения термина консалтинг. Так, существует мнение, что «консалтинг» вышел из латинского языка, в котором есть слово «consultatio» – совещание, производное от «consultare» «обсуждать, просить и давать советы». В свою очередь сторонники версии об ином происхождении термина утверждают, что «консалтинг» – это производная от английского «consulting» – советоваться; справляться; совещаться; принимать во внимание. Также есть сторонники немецкого «konsultieren» – консультироваться; советоваться с кем-л.; советовать
1. Учитывая, что латинский язык оказал сильное влияние на языки германской группы, можно утверждать, что происхождение термина «консалтинг» имеет латинские корни, но своѐ современное значение термин приобрѐл при переходе в английский язык.

Рассмотрев происхождение термина консалтинг, изучив, какое значение данный термин имеет в различных языках, а также поняв его сущность, можно перейти к рассмотрению определения термина консалтинг и консультирование.

Можно разделить различные подходы к формированию определения на три группы, в зависимости от объекта, формирующего определение:

‒ Международные и национальные консалтинговые объединения.

‒ Международные и национальные аналитические компании и агентства.

‒ Зарубежные и национальные авторы.

Если говорить о международных организациях, специализирующихся на изучении управленческого консалтинга, то можно выделить три наиболее крупные международные организации, которые покрывают три ключевых рынка для консультантов: США (AMCF), Европа (FEACO) и Япония (ZENNOH-REN). Определение FEACO (Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению) будет наиболее близким, так, как российский рынок консалтинга в целом и рынок управленческого консалтинга в частности являются частью европейского рынка услуг, поэтому автор далее в статье рассматривает именно его.

Как и в вопросе происхождения термина, так и в вопросе общего унифицированного определения для консалтинга у научного сообщества и в бизнес среде нет одного общего мнения. Более того, определение может сильно различаться не только у разных авторов, но и у одного и того же автора в различные временные промежутки, что говорит о динамичном развитии консалтинга и как следствие, определение, данное в прошлом не будет отражать реальное понятие консалтинг, из-за изменений, произошедших с Теория и практика управления в XXI веке 85 того момента. Далее в таблице 1 рассматриваются и анализируются различные вариации определения термина «консалтинг» (см. Приложение 1).

Проанализировав представленные формулировки можно прийти к выводу, что ни одна из указанных формулировок не даѐт оснований для того, чтобы взять еѐ за эталонный образец, так как в целом передавая сущность понятия консалтинг, каждая из них отображает лишь определенную грань консалтинга. Поэтому автор считает, что на основании симбиоза основных формулировок определения термина консалтинг можно дать наиболее ѐмкое и системное определение.


Консалтинг – это деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами, направленная на предоставление разовой или длящейся (перманентной) квалифицированной помощи менеджменту клиента в выявлении, диагностике и разрешении бизнес проблем.

Данное определение, по мнению автора, наиболее полно и точно отражает современный термин «консалтинг». Оно учитывает кто, кому, и каким образом предоставляет услугу консультирования и раскрывает, что из себя консалтинговая услуга может представлять.

Консалтинг является достаточно небольшой частью всего мирового рынка услуг, но, не смотря на это, он разделѐн на множество сегментов – по международной классификации существует более 400 видов консалтинга. На вершине в денежном эквиваленте и по престижности стоит управленческий консалтинг. Он включает в себя такие сегменты, как стратегический, операционный, финансовый, кадровый и ИТ-консалтинг. Одной из наиболее авторитетных и крупных международных организаций, изучающих управленческий консалтинг, является Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO или FEACO)1.

Определение управленческого консалтинга, которое было сформулировано FEACO и определения, отражающие национальный и зарубежный взгляд на управленческий консалтинг можно увидеть в таблице 2 (см. Приложение 2).

Учитывая, что в научной и бизнес среде нет единого определения для термина управленческий консалтинг или консалтинг в области управления, автор предлагает определение, которое учитывает выявленные особенности вышеупомянутых определений и описывает термин с учѐтом современных требований:

Управленческий консалтинг – это разовая или длящаяся (перманентная) деятельность, направленная на предоставление квалифицированной помощи менеджменту организации-клиента в определении, оценке и решении проблем и / или поиске возможностей для улучшения в области управления.

Резюмируя вышенаписанное можно утверждать, что консалтинг в целом и управленческий консалтинг в частности являются динамично изменяющимися сегментами мирового рынка товаров и услуг и определения и выводы полученные пять или десять лет назад не всегда являются релевантными для того, чтобы использовать их для точного и полного описания современного консалтинга.

Принимая во внимание тот факт, что рынок консалтинга показывает устойчивый рост, а также то, что из-за специфики консалтинговых услуг он оказывает влияние на многие индустрии – особенно важно иметь комплексное определение для понятия «консалтинг», отражающее все современные изменения и тенденции рынка консалтинга.