Файл: Внешний и внутренний консалтинг в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

Таким образом, для обеспечения максимальной эффективности процессов развития следует объединить усилия внутреннего и внешних консультантов для реализации поставленных целей.

Сформированная из ключевых квалифицированных сотрудников организации рабочая группа, возглавляемая внутренним консультантом, должна стать ядром будущих изменений (после выполнения своих задач внешними консультантами). Она сможет и в дальнейшем поддерживать определенный уровень организационного развития, при периодическом наблюдении со стороны внешних консультантов.

Очевидно, что внешний консультант более объективен при выявлении проблем и эффективен при организации работ по их решению. Тем не менее, максимальный эффект достигается при объединении усилий внутреннего и внешнего консалтинга. Особенности взаимодействия предприятия (организации) с внешними и внутренними консультантами представлены на рис. 1.


Рис. 1. Система работы организации с внутренними и внешними

консультантами
Сочетание внутреннего и внешнего консультирования (совместные группы):

- уменьшает расходы;

- помогает быстро узнать организацию (для внешних);

- облегчает выполнение задания;

- предложения одобряются внутренними консультантами;

- внутренние консультанты определяют круг полномочий для внешних, составляют списки для отбора, выбирают, ведут переговоры об условиях контракта, обсуждают рекомендации, контролируют процесс выполнения заданий;

- внутренние консультанты вовлекаются во внешнее консультирование (как следствие, повышение компетентности и доверия)1.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Отчуждение руководителей от производственного процесса, а подчиненных – от проблем руководства, некомпетентность при принятии решений, цейтнот руководства и отсутствие у него необходимых средств и методов, перманентно обеспечивающих эффективные технологии управления, обусловили потребность в услугах консалтинга.

Целью привлечения консультантов является оптимизация внутриорганизационных процессов и достижение поставленных руководством компании целей. По локализации консалтинг подразделяется на внутренний, внешний и международный. По предмету консультации различают военный консалтинг, консалтинг в области человеческих ресурсов (HR – консалтинг), консалтинг в сфере корпоративного обучения, ИТ – технологий, а так же экологический и управленческий.


Работа с внутренними, или штатными, и внешними консультантами имеет свои достоинства и недостатки. Привлечение внешних консультантов дает возможность объективно оценить комплекс проблем, получить независимые и непредвзятые оценки. В пользу внешнего консалтинга говорят отсутствие стереотипов при решении тех или иных задач, богатый набор кейсов и постоянное совершенствование управленческих навыков. За счет командной работы обеспечивается относительно малый временной период реализации проекта и привлечение в случае необходимости практически любых специалистов.

Вместе с тем внешний консультант не связан с той или иной компанией, не тревожится о её судьбах и эффективном функционировании, не ставит целью повышение уровня её персонала и отнюдь не всегда отвечает за последствия обусловленных его рекомендациями изменений. Очевидно, что наибольший эффект для организации дает работа как с внешним, так и с внутренним консалтингом. Внешнего консультанта (консультантов) после выполнения ими задач должна сменять группа, сформированная из ключевых квалифицированных сотрудников организации и возглавляемая внутренним консультантом.

Именно она может осуществлять и поддерживать в дальнейшем определенный уровень организационного развития - при периодическом наблюдении со стороны внешних консультантов. Процесс развития организации должен быть постоянным, поскольку разовые привлечений консультантов решают проблем постоянно меняющегося мира и места организации в нем.

Сотрудничество с внешними консультантами в России осложняется тем, что её бизнес – среду нельзя считать вполне сложившейся. Наряду с недостатков квалификации имеют место мошенничества и многоходовые мошеннические схемы.

Список использованных источников и литературы



  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ [Текст] //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. -Ст. 3.

  3. Акмаева Р.И., Епифанова Н.Ш. Компенсационный менеджмент. Управление вознаграждением работников [Текст]: учеб. Пособие/ Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова. - М.: Прометей, 2018. - 584 с.

  4. Актуальные проблемы трудового права [Текст]: учебник для магистров / М.И. Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. - М.: Проспект, 2017. - 688 с.

  5. Алексенко, Е.В. Инновационный консалтинг как направление управленческого консалтинга [Текст]/Е.В. Алексеенок// Актуальные вопросы экономических наук. сборник материалов LIX Международной научно-практической конференции . - 2017. - С. 62-65.

  6. Апенько, С. Н. Коммуникационный консалтинг. Архитектоника организационных коммуникаций : учебное пособие / С. Н. Апенько, К. В. Гилева. - Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. - 220 c. - ISBN 978-5-7779-1704-1. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/24892.html (дата обращения: 27.05.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

  7. Безрукова, Н.А. Нематериальная мотивация сотрудников учреждения [Текст]/Н.А. Безрукова // Руководитель автономного учреждения. - 2018. - № 3. - С. 69 - 78.

  8. Берченко, В.С. СУЩНОСТЬ КОНСАЛТИНГА И КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ [Электронный ресурс]// Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2016. №30. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 27.05.2021).

  9. Берченко, В.С. ИТ-консалтинг: Анализ снижения темпов роста рынка и возможности для ускорения роста в долгосрочной перспективе [Электронный ресурс]// Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. №23. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 27.05.2021).

  10. Блюмин, А. М. Информационный консалтинг: Теория и практика консультирования : учебник для бакалавров / А. М. Блюмин. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2019. - 363 c. - ISBN 978-5-394-03243-1. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/85734.html (дата обращения: 27.05.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

  11. Греков, Г.А. Влияние внутреннего кадрового консалтинга на систему управления персоналом [Текст]/Г.А. Греков// НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 20-25.

  12. Дедяева Л.М., Тимошин Ю.А. Кадровый консалтинг в обеспечении эффективного использования трудового потенциала [Текст]/ Л.М. Дедяева, Ю.А. Тимошин //Менеджер. - 2020.- № 1 (91). - С. 193-202.

  13. Елкин, С. Е. Управление персоналом организации. Теория управления человеческим развитием [Текст]: учебное пособие / С. Е. Елкин. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 236 c. 

  14. Жулькова, Ю.Н. Эффективностью труда можно и нужно управлять [Текст]/ Ю.Н. Жулькова // Руководитель автономного учреждения. - 2015. - № 11. - С. 68 - 78.

  15. Инжиева, Д. М. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие (курс лекций) / Д. М. Инжиева. - Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. - 268 c. 

  16. Катунина И.В., Фомина Ю.А. Европейский опыт управления проектами в социальном предпринимательстве: кейс-стади итальянских социальных кооперативов [Текст]/ И.В. Катунина, Ю.А. Фомина //Вестник Омского университета. - Серия: Экономика. - 2021. - Т. 19. - № 1. - С. 78-89.

  17. Киреева, О. Ф. Коммуникационный консалтинг как средство обеспечения информационной безопасности в современном обществе : монография / О. Ф. Киреева. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2019. - 138 c. - ISBN 978-5-394-03374-2. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/85378.html (дата обращения: 27.05.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

  18. Кожевников, И.С. IT-консалтинг. консалтинг в условиях цифровой экономики [Текст]/И.С. Кожевников// Основные тенденции развития экономики и управления в условиях цифровизации общества. материалы студенческой научной конференции. Российский новый университет. - 2019. - С. 19-21.

  19. Консалтинг в связях с общественностью : учебное пособие / составители С. В. Кардинская. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. - 128 c. - ISBN 2227-8397. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/102918.html (дата обращения: 27.05.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

  20. Коршунов И.А., Чахоян Г.А., Тюнин А.М., Ляховецкая Е.Р. Современные виды консалтинга в системе управления образовательной организацией [Текст]/ И.А. Коршунов, Г.А. Чахоян, А.М. Тюнин, Е.Р. Ляховецкая //Образование и наука. - 2021. - Т. 23. - № 1. - С. 73-101.

  21. Кузьминов, А. В. Управление персоналом организации [Текст]: методическое пособие / А. В. Кузьминов. - Симферополь: Университет экономики и управления, 2019. - 135 c.

  22. Некрасова, Т.В., Пирожкова А.П. Кадровый консалтинг как вид управленческого консалтинга [Текст]/ Т.В. Некрасова, А.П. Пирожкова // Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования в условиях реализации ФГОС. Материалы V Международной очно-заочной научно-практической конференции. Международная академия наук педагогического образования, Шадринский государственный педагогический университет. - 2017. - С. 92-100.

  23. Скрипникова, Н. Н. Реклама. Консалтинг. Public Relations : теоретические брифы. Учебное пособие / Н. Н. Скрипникова. - Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 53 c. - ISBN 978-5-89040-561-6. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/59126.html (дата обращения: 27.05.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей

  24. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»/ П. Э. Шлендер, В. В. Лукашевич, В. Д. Мостова [и др.]; под редакцией П. Э. Шлендер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 319 c.

  25. Управленческий консалтинг : учебно-методическое пособие / составители А. В. Богомолова. - Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 2017. - 68 c. - ISBN 2227-8397. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/101069.html (дата обращения: 27.05.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

  26. Шаяхмедов, Р. И. Основы научных исследований. Мнемотехника и приемы инновационного консалтинга: учебное пособие / Р. И. Шаяхмедов. - Астрахань : Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2020. - 99 c. - ISBN 978-5-93026-112-7. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/100841.html (дата обращения: 27.05.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.




Приложения

Приложение 1.
Таблица 1. Зарубежные и национальные определения термина «консалтинг»


Автор

Определение

Комментарий

Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO)

Консалтинг – это предоставление независимых советов и помощи, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации

Определение является каноническим в бизнес среде, так как было выработано совместно с представителями крупнейших консалтинговых компаний и отражало на момент формирования смысл консалтинговых услуг, но стоит отметить, что определение достаточно общее и детализирует какую помощь, кому, и в каком виде консультанты предоставляют

Уткин Э.А.

Консалтинг – это профессиональное содействие, оказываемое специалистами по управлению руководителям и управленческому персоналу различных предприятий и организаций в решении проблем их функционирования и развития, оказываемое в форме рекомендаций и совместно выработанных решений

Данное определение достаточно полное, но указывает только на рекомендации и выработанные решения, как финальный результат от использования услуг консультантов. Современные консультанты, помимо рекомендаций и решений теоретических, также предлагают услуги по внедрению в компанию клиента проработанных рекомендаций. Также данное определение не раскрывает характер помощи консультантов по временному признаку (разовый / длительный)

Посадский А.П.

Консалтинг – это предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг

Определение в такой формулировке хорошо подчѐркивает квалифицированность оказываемых консалтинговых услуг, но не полностью отражает возможный перечень клиентов услуг консультантов и не говорит о том, на кого консалтинговые услуги направлены

Бисвас С., Твитчелл Д.

Консалтинг – выявление, диагностика и разрешение проблем бизнес

Определение кратко и ѐмко показывает общую суть консалтинга, но в таком виде недостаточно полно раскрывает на кого направлены и как предоставляются консалтинговые услуги

Коваленко С.Б., Козенко З.Н., Глебов И.П., Рогачев А.Ф. «

Консалтинг – оказание услуг, способствующих повышению экономической эффективности производства и социальной устойчивости членов кооператива

Определение говорит об повышении эффективности ведения деятельности, как об основном результате полученной консалтинговой услуги, но в качестве клиентов использует узкое понятие кооператив и не раскрывает, кем и кому детально предоставляется услуга

Попов В.М., Ляпунов С.И., Медведев Г.В., Филиппов В.В.

Консалтинг – это деятельность, направленная на выявление и разработку предложений и программ с целью рационализации и оптимизации функционирования предприятия, помощи руководящему составу и управленцам в процессе принятия грамотных решений

Определение достаточно точно передаѐт смысл понятия консалтинг, но не учитывает вариативность предоставления консалтинговой помощи по временному параметру и не конкретизирует, кем предоставляется консалтинговая услуга



Приложение 2.

Таблица 2. Зарубежные и национальные определения термина «управленческий консалтинг»

Автор

Определение

Комментарий

Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO)

Управленческий консалтинг – это предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации

Это определение является достаточно часто используемым, как в научной среде, так и среди консультантов, но, по мнению автора, является достаточно общим и не полностью раскрывает термин «управленческий консалтинг»

Кубр М.

Консалтинг в области управления – это служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-клиенту выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и содействуют при необходимости выполнению этих решений

По многим параметрам данное определение идентично определению от FEACO, но можно отметить, что автор определения делает акцент исключительно на управленческих проблемах, но современный управленческий консалтинг не ограничивается исключительно данным видом проблем

Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А.

Управленческий консалтинг – это помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта.

Определение достаточно ѐмкое, но недостаточно полно раскрывает суть предоставляемых консультантами услуг, не отмечает квалифицированность помощи и временной характер отношений между клиентами

Приложение 3.

Таблица 3. Практическое сопоставление внутреннего консультанта с внешним

Внутренний консультант

Внешний консультант

Зависим:

Независим:

Материально, от работодателя как от единственного источника дохода

Материально; финансовая ответственность в пределах контрактных сумм; определенная зависимость существует в рамках заключенного контракта, но нет принципиальной зависимости от организации, так как данный проект не является единственным

Административно; при организации процессов и ведении работ зависит от позиции руководителя, его взглядов и убеждений; зависит также от системы субординации в организации

Административно; система субординации не оказывает никакого влияния на ход организации процесса и ведения работ

Находится под давлением внутренних взаимоотношений, так как является составным элементом организации; вынужден считаться с принятыми в организации условностями и неформальной системой влияния и власти. Нет возможности тщательной проработки и реализации программ

Эмоционально; свободен от внутренних обязательств и условностей, отсутствует бремя внутриорганизационных взаимоотношений. Объективен и не предвзят

При разработке программы изменений зависит от субъективных принципов, убеждений и позиции руководителя, зачастую вынужден считаться с позицией топ-менеджеров

При разработке программы, опирается на субъективные принципы, убеждения, позиции, личные отношения с руководителем и топ-менеджерами, но на принципиальный подход к разработке и реализации изменений (их последовательности) эти отношения и оценки влияния не

Имеет личные интересы в организации

Не имеет никаких личных интересов в организации

Зависит от текущих процессов, результатов работы и последствий изменений

Не зависит от развития бизнеса и не всегда отвечает за последствия изменений

Внутренний консультант

Внешний консультант

Находится в трудовых отношениях с организацией

Выполняет работу по контракту. Взаимоотношения регулируются действующим контрактом, техническим заданием и графиком выполнения работ

Всецело работает на организацию

Нанимается для выполнения определенных задач, на определенный период

Не высокий, по сравнению с внешними консультантами, уровень оплаты услуг (заработная плата). Низкий уровень заработной платы не является для руководителя той ценой и ценностью, на которую следует обращать серьезное внимание, тем стимулом изменений

Высокая стоимость услуг- это критерий внутренней готовности к изменениям и импульс этих изменений, так как руководители уделяют особое внимание хорошо оплаченным процессам, их стоимости и ценности для организации

Длительное время реализации изменений

За счет командной работы обеспечивается нормальный временной период реализации проекта, зависящий от многих факторов (сложности бизнеса, состояния предприятия и т.д.)

Разбирается в особенностях и тонкостях бизнеса; в особенностях и тонкостях организации; понимает текущие процессы; знаком с фактами и тенденциями в организации, понятна причинно-следственная связь тех или иных событий; знаком с системой формальных и неформальных

Зачастую не знаком с бизнесом клиента, и время на его освоение фактически оплачивается клиентом. Требуется достаточно много времени, чтобы добросовестно разобраться со всеми особенностями организации клиента, а незнание тех или иных тенденций или фактов

Внутренний консультант работает, как правило, один. Даже при осмыслении развития всех системных элементов организации быть профессионалом во всех областях непросто

Работает в команде, объединяющей «узких» специалистов-профессионалов; при необходимости привлекает партнерские организации. Таким образом, обладает возможностью решать задачи любой степени сложности

«Выпадение» из процесса (болезнь, увольнение) внутреннего консультанта фактически останавливает процесс изменений

Возможность замены специалиста, обеспечивает непрерывность процесса

В основе - личный опыт, ограниченный периодом работы в компаниях

Обладают большим опытом решения подобных задач в других организациях

Обладают профессиональной информацией основанной на личном опыте работы в компаниях и теоретическом материале

Владеют всесторонней информацией о проблемных областях, практике и путях решения этих проблем

В основе - личный опыт, теоретическая подготовка

Владеет методиками и технологиями, которые постоянно развивает

Обеспечивается требуемый уровень документооборота

Обеспечивает должный уровень документарного сопровождения консультационного проекта

Передает в процессе работы свои знания сотрудникам организации, тем самым поэтапно развивая их

Ориентирован только на решение задачи, а не на развитие персонала

Ведет поэтапное системное развитие организации

Решает определенные задачи на определенном этапе

Цели - интересы организации

Цели - максимизация прибыли внешних консультантов