Файл: Внешний и внутренний консалтинг в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Глава 2. Понятие и соотношение внешнего внутреннего консалтинга в организации
2.1 Понятие и содержание внешнего внутреннего консалтинга в

организации
Под консалтингом понимается консультирование руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. То есть, «консалтинг - это управленческое консультирование по широкому кругу вопросов в различных сферах деятельности».

Управленческий консалтинг предполагает консультации и рекомендации экспертов по вопросам ведения бизнеса. Целью консалтинга является помощь в системе управления в достижении заявленных целей, анализ и обоснование перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических решений с учётом предметной области и проблем компании. «Управленческий консалтинг - одно из самых молодых направлений бизнеса, которое в настоящий момент активно развивается. Услуги специалистов в области управления и менеджмента востребованы на различных уровнях и в разных сферах»1.

Основными задачами консалтинга являются:

- повышение эффективности производства;

- придание официальности и значимости вопросу;

- профессиональное обучение командной работы; ӽ анализ ситуации и комплексное решение проблем.

Можно выделить ряд ситуаций, в которых может потребоваться управленческое консультирование:

1. В ситуации, когда организация нуждается в свежих идеях.

2. Когда компании требуется дополнительный опыт и знания.

3. Когда работа консультанта помогает устранить разногласия руководства организации по значимой проблеме.

4. В ситуации, когда организация стремиться закончить какой-либо проект.

5. Когда специалист по управлению может стать связующим звеном между уровнями управления и различными подразделениями в компании с проблемой внутрикорпоративных коммуникаций.

Для решения этих и многих других вопросов в области управления организацией руководство компании может обратиться к консультанту по управлению. Управленческий консультант - это специалист занимающийся консультированием (консалтингом) предоставляющий своим заказчикам консалтинговые услуги в управленческой области. В последние годы новая профессия консультанта востребована на отечественном рынке труда. Российский бизнес постоянно требует услуг по управленческому консультированию.



Это и обуславливает потребность в бизнес-консультантах - специалистах, готовых и способных организовать и решать задачи эффективного управления организацией. При этом управленческий консультант - профессия относительно новая. Сегодня нет конкретных стандартов и четких критериев качества работы консультанта, которые, например, предъявляются к работе врачей, преподавателей, руководителей, специалистов в других областях.

Более того, сами функции консультантов бывают размыты. В России, а также за рубежом консалтинговые услуги могут предоставляться как внутренними, так и внешними консультантами. Консультанты помогают клиентам выполнять работу, но не выполняют работу сами. Задача консультанта - помочь клиенту (организации) эффективно работать.

В этом смысле, консультант обычно не предоставляет клиенту непосредственных услуг, как, например, создание компьютерной программы, подбор квалифицированных претендентов на должность, или регулярное предоставление отчетов о текущей деятельности предприятия. Одной из профессиональных задач консультантов выступает определение организационной потребности в консультировании1.

Под организационной потребностью в консалтинговых услугах понимается необходимость конкретного сотрудника (специалиста или руководителя), группы лиц, обусловленная организационными интересами, целями или сложившейся ситуацией, в получении управленческой консультации или подготовке проекта, направленного на изменение положения компании».

Решая организационные задачи, компания может привлечь к данной деятельности как внешнего консультанта, так и использовать опыт внутриорганизационного, если он состоит в штате компании. Внешние консультанты не являются штатными сотрудниками клиентской организации.

Их приглашают заинтересованные организации для выполнения конкретной задачи. Внешние консультанты занимаются общими проблемами и принципами управления специалистов и руководителей, решающих конкретные, постоянно возникающие проблемы, как в самой организации, так и в регионе или отрасли народного хозяйства. В качестве внешних консультантов могут выступать консалтинговые компании или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги.

Внутренние консультанты - это штатные работники организаций. Внутренние консультанты - это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, «штабную» подсистему организации). Внутренние консультанты работают внутри какой-то организации, компании и проводят консультации на определенные тематики, например, по экономике, управлению, планированию и так далее.


Иногда компании стремятся после соответствующей подготовки привлечь в качестве внутренних консультантов своих высококвалифицированных специалистов и руководителей, имеющих достаточный профессиональный опыт в управленческой сфере, пользующихся авторитетом у коллег и подчиненных, знающих корпоративную культуру компании.

Рассматривая основные профессиональные задачи, стоящие перед консультантами, в независимости от того, приглашенный он или штатный, можно выделить из них первостепенные, а именно:

1) определение основных целей и задач консультирования;

2) определение критериев эффективности управленческого консалтинга и согласование их с руководством;

3) знание проблемного вопроса;

4) выбор наиболее оптимальных и эффективных методов решения проблемы;

5) разработка программы, отражающей решение задач, эффективность методов работы, проблемные и аналитические моменты консультирования; 6) определение необходимых ресурсов и условий решения проблемы;

7) проведение оценки эффективности консультирования и организация постпроектного сопровождения1.

Принимая решение о выборе внешнего или внутрифирменного бизнес-консультанта для решения организационных проблем, важно понимать и оценивать все возможности, которые может получить организация, и ограничения, которые могут иметь место, при выборе того или иного специалиста.

2.2 Преимущества и недостатки внешнего внутреннего

консалтинга
Внешние и внутренние консультанты.

Внешние – это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора.

Внутренние – это специалисты, занятые в штате организации (аналитическая, «штабная» подсистема организации).

Внутренние консультанты.

Достоинство внутренних консультантов:

1) доступность в любое время;

2) глубокое знание всех оттенков внутренних дел организации, стиля работы, управления, культуры, следовательно, быстрое реагирование и ориентирование в любой рабочей ситуации;

3) конфиденциальность (безопасность);


4) если много работы в организации, внутренний консультант стоит на 30-50% дешевле (сокращение накладных, дорожных и других расходов).

Недостатки:

1) им платят постоянную зарплату, тратят деньги на обучение;

2) не подвержены внешней критике, ошибки, которые они делают, редко обнаруживаются;

3) нет постоянно возобновляемого опыта работы в другой организации;

4) внутреннему штату может не хватать удовлетворительных навыков и инновационного отношения при выполнении трудного проекта.

Внешние консультанты.

Достоинства:

1) большой опыт работы в разных организациях;

2) выплачивается гонорар за конкретный проект (сокращаются расходы на обучение).

Недостатки:

1) нет знаний о конкретной организации;

2) «чужие» (психологический аспект).

Преимущества консультантов перед менеджерами:

1) независимость, непредвзятость взглядов;

2) широкий кругозор, обладание информацией в различных областях менеджмента в большей степени (так как меньше загруженности проблемами текущего управления);

3) ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций.

Службы внутренних консультантов

- создаются для оказания консультационных услуг другим подразделениям организации;

- функционируют в различных частях организационной структуры;

- не имеют права вмешиваться в дела в качестве совещательного органа по указанию руководителя организации;

- являются функцией центрального аппарата.

За последние годы число служб внутренних консультантов заметно увеличилось. Берут на себя выполнение многих типов заданий, которые ранее давались только внешним консультантам (крупные корпорации, правительственные ведомства).

Службы укомплектованы специалистами и работниками универсального типа, которые имеют опыт работы во внешних фирмах.

Быстрый рост внутреннего консультирования – это признание силы консультативного подхода.

Компания, приглашая специалиста по организационному развитию в качестве внутреннего консультанта, создает основу для непрерывного, последовательного процесса организационного развития. Являясь сотрудником организации, внутренний консультант фактически передает свои знания и опыт сотрудникам организации, обучая и развивая их, вовлекая в процесс изменений.

Суть внутреннего консультирования наиболее полно познается в сравнении с внешним консультированием, раскрывается в практическом сопоставлении внутреннего консультанта с внешним представлена в таблице 3 (см. Приложение 3)