ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образцом, предметом для подражания, воспроизведения. В силу этого, к трем годам начинает формироваться ролевая игра, в которой ребенок начинает отождествлять свои действия с действиями взрослых, называть себя их именами. Увеличивается самостоятельность, формируется стремление к ней (появляется чувство гордости за то, что что-то сделал сам). Появляется способность к самостоятельному целеполаганию (Л.Г.Лысюк, 2000).
Дошкольное детство – от 3х до 6-7 лет. Расширяется круг общения, центром соц.ситуации является взрослый. Существенная особенность – возникновение определенных в-й ребенка со сверстниками, образование детского общества. Появляется Собственное Я, потребность в признании со стороны взрослого, в самоутверждении. Ведущее средство общения – речь. Появляется подражание – ранняя форма общения.
Ребенок активно стремиться к обсуждению со стороны взрослых поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.
Ведущий вид деятельности-игра. В игре быстро постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью. На протяжении возраста содержание игры качественно меняется. Основное содержание игры – выполнение с игровыми предметами действий, которые выполняют взрослые с реальным предметом. Как, правило, дети играют в одиночку. У старших дошкольников – иначе, игры становятся совместными. Появляется сюжетно-ролевая игра, роли и правила.
Новообразованиядошкольноговозраста.
Среди новообразований дошкольного возраста отмечаются следующие изменения в психическом развитии ребенка:
смыслом, который представляет для ребенка данная ситуация (в противовес
«полевому
поведению»).
Кризис7лет.
При переходе от дошкольного возраста к младшему школьному ребенок становится более трудновоспитуемым, чем раньше. В 7 лет наблюдается бурный физический рост, происходит ряд изменений в организме, смена зубов. Часто 7-летки начинают манерничать (неестественно вести себя), капризничать, ходить не так, как ходили раньше. В поведении появляется что- то нелепое, искусственное: паясничанье, клоунада, писклявый голос, кривляние и т.п..
В целом, можно отметить, что 7-летнего ребенка отличает в первую очередь утрата детской непосредственности, что связано с развитием произвольности. Причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни (значение предмета и сам предмет слиты воедино). Потеря непосредственности, в свою очередь, связана с привнесением в наши поступки интеллектуального момента, осмысленности в построении действий.
В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент. Их эмоции становятся осмысленными, что знаменует собой переход от аффекта к чувству в развитии эмоциональной сферы. Формируется такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я ра- дуюсь», «я добрый», «я злой».
Ведущий вид деятельности учение. Перестраивается система отношений ребенка с
действительностью. Центр соц ситуации – система ребенок-учитель. Она определяет отношение в системах ребенок-родители, ребенок – сверстники.
Школьная оценка оказывает влияние на становление самооценки. Интенсивно развивается нравственная основа личности, усваиваются нормы и правила поведения. Развиваются черты характера – общительность, отзывчивость, чувство справедливости, волевые черты, но характер складывается больше через подражание и влияние учителя. Дома к ребенку предъявляется больше требований, у него есть свое рабочее место.
Основными психологическиминовообразованиямимладшегошкольно-говозраста являются:
У младшего школьника развивается умение планировать собственную деятельность.
Из-за сознательной дисциплины, строгих требований к совместным дей- ствиям изменяются эмоциидетей. Осмысляются причины условия и послед- ствия возникающих эмоций (Т.И.Гаврилко, 2003). Растет сдержанность и осознанность в проявлении эмоций, повышается устойчивость эмоциональ- ных состояний (согласно Л.С.Выготскому, они становятся «неестественны- ми»). Формируется умение управлять настроением и даже маскировать его.
У ребенка появляется чувство удовлетворения, любознательности, вос- хищения в ходе учебной деятельности. Возможно также проявление негатив- ных, гневных р еакций, причиной которых чаще всего является расхождение уровня притязаний и возможностей его удовлетворения.
Дошкольное детство (от 3х до 6-7 лет)
Дошкольное детство – от 3х до 6-7 лет. Расширяется круг общения, центром соц.ситуации является взрослый. Существенная особенность – возникновение определенных в-й ребенка со сверстниками, образование детского общества. Появляется Собственное Я, потребность в признании со стороны взрослого, в самоутверждении. Ведущее средство общения – речь. Появляется подражание – ранняя форма общения.
Ребенок активно стремиться к обсуждению со стороны взрослых поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.
Ведущий вид деятельности-игра. В игре быстро постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью. На протяжении возраста содержание игры качественно меняется. Основное содержание игры – выполнение с игровыми предметами действий, которые выполняют взрослые с реальным предметом. Как, правило, дети играют в одиночку. У старших дошкольников – иначе, игры становятся совместными. Появляется сюжетно-ролевая игра, роли и правила.
Новообразованиядошкольноговозраста.
Среди новообразований дошкольного возраста отмечаются следующие изменения в психическом развитии ребенка:
-
Изменения мышления, выражающиеся в формировании плана общих представлений, установлении связей между ними, которые не даны в непосредственном опыте ребенка (формирование обобщений). -
Расширение возможностей общения: появляется общение не только по поводу воспринимаемых предметов, но и по поводу мыслимых, т.е. общение принимает надситуативный характер. -
Перестройка интересов и потребностей: они начинают определяться
смыслом, который представляет для ребенка данная ситуация (в противовес
«полевому
поведению»).
-
Формируются новые типы деятельности с особым отношением мысли и действия: разделяются процессы построения замысла и его воплощения. Появляются творческие виды деятельности: изобразительная, лепка, конструирование. -
Возникают внутренние этические инстанции; общие представления о при- роде, временах года, самом себе.
Кризис7лет.
При переходе от дошкольного возраста к младшему школьному ребенок становится более трудновоспитуемым, чем раньше. В 7 лет наблюдается бурный физический рост, происходит ряд изменений в организме, смена зубов. Часто 7-летки начинают манерничать (неестественно вести себя), капризничать, ходить не так, как ходили раньше. В поведении появляется что- то нелепое, искусственное: паясничанье, клоунада, писклявый голос, кривляние и т.п..
В целом, можно отметить, что 7-летнего ребенка отличает в первую очередь утрата детской непосредственности, что связано с развитием произвольности. Причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни (значение предмета и сам предмет слиты воедино). Потеря непосредственности, в свою очередь, связана с привнесением в наши поступки интеллектуального момента, осмысленности в построении действий.
В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент. Их эмоции становятся осмысленными, что знаменует собой переход от аффекта к чувству в развитии эмоциональной сферы. Формируется такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я ра- дуюсь», «я добрый», «я злой».
М ладший школьный возраст (6/7-11/12 лет).
Ведущий вид деятельности учение. Перестраивается система отношений ребенка с
действительностью. Центр соц ситуации – система ребенок-учитель. Она определяет отношение в системах ребенок-родители, ребенок – сверстники.
Школьная оценка оказывает влияние на становление самооценки. Интенсивно развивается нравственная основа личности, усваиваются нормы и правила поведения. Развиваются черты характера – общительность, отзывчивость, чувство справедливости, волевые черты, но характер складывается больше через подражание и влияние учителя. Дома к ребенку предъявляется больше требований, у него есть свое рабочее место.
Восприятие | Является несовершенным и поверхностным, путаются похожие цифры и буквы. Учитель должен регулярно показывать приемы наблюдения, средства записи, установленных свойств. Учить планировать, отделять главное от второстепенного. К концу возраста – восприятие целенаправленное и произвольное. |
Внимание | Первоначально-на том что интересно, ярко, необычно (непроизвольное). Для удержания учителю следует прибегать к разнообразным видам учебной работы. К концу возраста, в 2 раза увел объем, повышается устойчивость, переключение, распределение. |
Память | Развивв 2х направ – произвольности и осмысленности. Наглядно-образная |
Мышление | Наглядно-образное,необходимо учить сравнивать, выделять главное, делатьвыводы, способность к абстрагированию слабая |
Воображение | Воссоздающее |
Речь | Увеличивается словарный запас,развивается связная речь,уточняется значение слов, развивается умение внимательно слушать собеседника, речьподражательна |
Основными психологическиминовообразованиямимладшегошкольно-говозраста являются:
-
формирование субъекта учебной деятельности; -
основы теоретического мышления; -
произвольность учебно-познавательных действий и психических функ- ций (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, вос- приятия, речи); -
интериоризация психическ -
их процессов (их протекание «в уме»).
У младшего школьника развивается умение планировать собственную деятельность.
Из-за сознательной дисциплины, строгих требований к совместным дей- ствиям изменяются эмоциидетей. Осмысляются причины условия и послед- ствия возникающих эмоций (Т.И.Гаврилко, 2003). Растет сдержанность и осознанность в проявлении эмоций, повышается устойчивость эмоциональ- ных состояний (согласно Л.С.Выготскому, они становятся «неестественны- ми»). Формируется умение управлять настроением и даже маскировать его.
У ребенка появляется чувство удовлетворения, любознательности, вос- хищения в ходе учебной деятельности. Возможно также проявление негатив- ных, гневных р еакций, причиной которых чаще всего является расхождение уровня притязаний и возможностей его удовлетворения.